Перфекционизм. Стремление добиваться совершенства во всем. Что нужно принять во внимание. Как нужно говорить. Как не нужно говорить
Перфекционизм Стремление добиваться совершенства во всем Коулмен П. Как рассказать ребенку о… /Пер. с англ. О. Цветковой. – М.; Издательство института психотерапии, 2002 Что нужно принять во внимание Дети-педанты (а также взрослые) склонны к беспокойству. Их беспокоит то, что у них что-то не ладится, их беспокоят неудачи. Они беспокоятся и за своих родителей, полагая, что с ними обязательно должно случиться что-то плохое. Излишнее стремление к совершенству — ложный способ совладать с тревогой и беспокойством. Педант пытается добиться в жизни совершенства, чтобы чувствовать себя хорошо. Педанты склонны к самокритике. Если они не достигают совершенства и совершают ошибки, они резко осуждают себя. Чтобы помочь ребенку быть не столь требовательным к себе, нужно время. (Родители, не будьте суровы к себе, если ваши усилия не приносят быстрых результатов! ) Излишнему стремлению детей к совершенству может способствовать определенный стиль родительской заботы. Слишком строгие родители, а также родители, считающие, что ребенок должен доказывать, что заслуживает любви, могут сделать своих детей педантами. В неблагополучных семьях, например, где хотя бы один из родителей алкоголик, один из детей (чаще всего самый старший) стремится «рано повзрослеть» и взять на себя дополнительные обязанности. Эти дети часто пытаются поддерживать в доме спокойную обстановку, стараются быть чересчур хорошими и отзывчивыми и развивать в себе стремление к излишнему совершенству. Они не изменятся, если родители не решат своих проблем. Как нужно говорить • УЧИТЕ ребенка справляться с сомнениями путем рационального обдумывания. Ваш ребенок иногда говорит вслух такие вещи: «Я хотел бы получить самый высокий балл, но ничего страшного, если я его не получу», или «Ничего, если я сделаю ошибку. Ведь все ошибаются», или «Я буду стараться, но не буду чересчур требователен к себе», или «Что бы там ни было, родители все равно меня любят».
• Используйте аналогии: «Ты слышал, как сторожевой пес защищает своих хозяев и лает на всех, даже на дружески настроенных людей? Пес слишком беспокоится. Та часть тебя, которая беспокоится, похожа на него. Мы хотим научить эту беспокойную часть тебя беспокоиться (лаять) меньше». • Поскольку педанты имеют склонность улучшать все до последней минуты, помогите ребенку распределить свое время так, чтобы он мог раньше заканчивать приготовление уроков. Не поддавайтесь соблазну позволять ребенку по нескольку раз • Предложите ПОДДЕРЖКУ, напомнив, что многие беспокойства бывают напрасны: «Ты боишься, что твой папа получит травму, но он каждый день возвращается с работы, и с ним все в порядке», «Ты беспокоишься, что мы будем ругать тебя, если ты не получишь пятерку. И что же? Мы тебя не ругаем и хотим, чтобы ты делал свои задания с радостью». Заметьте, чем ребенок занимается без излишнего стремления к совершенству (определенные игры, игра в куклы, помощь по хозяйству и т. д. ). Покажите ребенку, что эти занятия ему, видимо, нравятся. «Я заметила, что ты не пытаешься достичь совершенства, играя в свои игрушки. Ты играешь просто потому, что это интересно. Если ты не будешь излишне требовательна к себе в школе, то, возможно, получишь от учебы больше удовольствия». • СООБЩАЙТЕ о тех моментах, когда вы совершали ошибки, и показывайте, что можете сохранять положительную установку: «Я забыл вовремя оплатить счет, и теперь мне нужно
Как не нужно говорить • «Я вижу, что ты в контрольной три слова написала неправильно». Похвалите ребенка за саму оценку и не сосредоточивайтесь на критике отдельных моментов. • «Поторопись! », «Я тобой очень не довольна», «Ты мог бы сделать это лучше». Такие фразы только разжигают стремление к излишнему совершенству. Следите за своими словами, чтобы они не вынуждали к чему-либо, не содержали резкой критики или поиска ошибок. Лучше похвалите ребенка за желаемое поведение. • «Черт! Я опять не туда повернул! » Не критикуйте себя за обычные ошибки. Ваш ребенок услышит и усвоит неправильную критику.
Посттравматическое стрессовое расстройство
Травма Коулмен П. Как рассказать ребенку о… /Пер. с англ. О. Цветковой. – М.; Издательство института психотерапии, 2002
Слишком многим детям приходится видеть насилие у себя дома
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|