Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что нужно принять во внимание. Как нужно говорить. Как не нужно говорить




Что нужно принять во внимание

Влияние травмирующих событий может быть ослаблено, если ребенок живет в такой семье, где все любят и поддерживают друг друга. Но, как предостерегает д-р Ронни Янофф-Булмэн, исследователь и специалист по травмам из Массачусетского университета в Амхерсте, отрицательный эффект может быть усилен, если ребенок проживает в семье, где все невнимательны и жестоки по отношению друг к другу.

Однако заботливая семья — еще недостаточное условие для того, чтобы помочь ребенку пережить травму. Если родители или люди, которые заботятся о ребенке, не готовы регулярно беседовать о перенесенной травме, то препятствие к общению может стать препятствием к выздоровлению. Родители не должны делать вывод, что обсуждение травмирующих событий может еще больше травмировать ребенка. Дети нуждаются в том, чтобы с ними обсуждали (или даже рисовали и разыгрывали) неприятные события.

К общим симптомам, появляющимся после переживания или наблюдения травмирующего события, относятся: ночное недержание мочи, трудности со сном, тревожность от разлучения, навязчивые мысли об этом событии, жалобы на самочувствие и несамостоятельность. Девочки склонны жаловаться на тревогу и депрессию больше, чем мальчики. Но мальчиков больше тревожат неприятные воспоминания.

Крайние симптомы возможны в том случае, если ребенок пережил потрясение, угрожающее его жизни или включающее в себя сцены сильных разрушений (изуродованные тела и т. п. ), а также если ребенок или кто-то из членов семьи получил серьезное увечье.

Упорные попытки подавить тревожные мысли или воспоминания связаны с еще более серьезными симптомами.

У детей могут проявляться как сильные симптомы после легкой травмы, так и легкие симптомы после сильной травмы. Не судите об эмоциональном воздействии лишь на основе серьезности самого несчастного случая. То, как родители реагируют на травму, оказывает огромное воздействие на реакцию ребенка.

Как нужно говорить

• Успокойте ребенка, что теперь он в безопасности и что это событие осталось в прошлом: «Теперь с тобой все в порядке. Я здесь рядом, и ты в безопасности. То, что случилось, ужасно, но это закончилось. Все прошло и осталось позади». Будьте готовы чаще напоминать ребенку о том, что все миновало.

• Говорите спокойно. Позволяйте ребенку говорить то, что он хочет сказать. Поощряйте открытость: «Когда ты будешь готов, ты можешь рассказать мне, что случилось».

• «Я хочу услышать о том, что произошло... »

• «Я хочу, чтобы ты рассказал мне, как это отразилось на тебе... »

• «Даже хотя все закончилось, я хочу, чтобы ты всегда свободно мог поговорить со мной об этом».

• Если у вашего ребенка появились симптомы, которые огорчают его (ночное недержание мочи, страх потерять вас, кошмары и т. д. ), то успокойте его, что это нормальное явление: «Дети, которые переживают то же, что пережил ты, обычно
потом мочатся в постель или испытывают страхи по поводу определенных вещей. Эти страхи скоро пройдут».

• Чувство вины — это распространенное последствие травмы, пережитой самим или кем-то еще. Иногда дети верят, что они послужили причиной травмирующего события или что могли бы предотвратить его. «Такие вещи случаются. Это не твоя вина. Люди, которые получили увечья, делали то, что делают обычно, но в этот раз с ними произошел несчастный случай».

• «Если ты чувствуешь, что хотел бы что-нибудь сделать для людей, получивших травму, то можно сделать многое. Ты можешь помолиться за них. Если хочешь, мы можем зайти в церковь и прочитать специальную молитву. Ты можешь сделать открытку, написать заметку или посадить для них цветы... »

• Понаблюдайте, как ребенок играет, и постарайтесь установить, пытается ли он справиться с переживаниями по поводу травмы рисованием или игрой с куклами. Используйте это как почву для дальнейшей дискуссии: «Я заметила, как ты играла с куклой Барби в больницу. Может быть, ты думала о той автомобильной аварии?.. »

• ПОДДЕРЖИВАЙТЕ диалог: «Я так рада, что ты говоришь со мной об этом. Говорить - это очень важно. Разговоры как лекарство. Они помогут тебе прийти в себя».

Основное правило: Первые признаки того, что с ребенком все в порядке, могут быть обманчивы. Симптомы часто повторяются через несколько недель или даже месяцев. Кроме того, симптомы могут вновь появиться в «годовщину» события, особенно если его показывают по телевидению (торнадо, наводнение и т. п. ).

Как не нужно говорить

• «Постарайся забыть это». Подавление воспоминаний приводит к еще большим осложнениям. Если вам неприятно говорить на эту тему, то пусть ребенок говорит об этом с другими или со специалистом. (Это также касается и вас. )

• «Я предупреждала тебя, чтобы ты не ходил туда», «Я говорила тебе, чтобы ты пристегивался ремнем безопасности» или «Ты прекрасно знал, куда идешь с этими детьми». Если ребенок пережил или наблюдал какое-то страшное событие, то эти замечания только усилят в нем чувство вины и, возможно, отобьют у него желание в дальнейшем говорить с вами об этом событии.

• «Не беспокойся. Все будет хорошо. Все позади». Возможно, вы правы и у вас благое намерение успокоить ребенка. Однако будьте осторожны, чтобы у ребенка не создалось впечатления, что вы не хотите говорить с ним о произошедшем. К тому
же, прежде чем начать подбадривать ребенка, прислушайтесь к его опасениям.

• «Каждый раз, когда ты говоришь об этом, я содрогаюсь. Я не люблю вспоминать об этом». Это не самая лучшая идея, поскольку ребенок может выбрать для себя молчание.

• «Если ты будешь продолжать говорить об этом, тебе никогда не станет лучше». Это неправда. Верно противоположное.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...