Пути совладания со стрессом травматической утраты
Пути совладания со стрессом травматической утраты (по материалам The Traumatic Stress Institute, 1992) 1. Контакты и отношения. ü Говорите с людьми о ваших переживаниях, а не о том, что случилось. ü Даже если вас тянет быть в одиночестве и никого не хочется видеть, старайтесь сохранять связи с людьми. ü Сохраняйте контакт с семьей и друзьями. Проводите больше времени с вашими близкими — возможно, они тоже находятся в тревоге. ü Разговаривайте с теми, кто перенес в прошлом тяжелые утраты. ü Собираясь периодически с вашими друзьями и людьми, переживающими похожую на вашу ситуации, вы можете создать группу поддержки, важную и для вас и для других. ü Если вы религиозны или у вас есть кружок духовных друзей - сохраняйте связь с ними. Уделите внимание вашей вере и духовным потребностям. 2. Забота о себе. ü Позаботьтесьо питательной пище, достаточном сне и физических упражнениях. Помните: переживает не только ваша душа, но и тело, оно нуждается в уходе и поддержке. ü Постарайтесь не избегать занятий, которые доставляют вам довольствие. ü Уделите внимание вашему внутреннему состоянию и вашим потребностям: например, выключите или не смотрите " Новости", если вы чувствуете потребность в покое. Попытайтесь отметить, что в истории вашей жизни оказалось оживленным стрессовыми событиями: что вдруг всплыло в памяти, с кем из вашей прошлой жизни и о чем вам хотелось бы поговорить, что вдруг выяснилось из прошлого и т. д. ü Воздержитесь от разговоров о больших новых проектах, изменениях в жизни, о том, как вы будете далее справляться со стрессом. Это трудно, но используйте те возможности, которые у вас есть.
3. Держитесь привычного. ü Постарайтесь быть в обществе близких, которое постоянно, стабильно и сопереживает вам. ü Делайте повседневные житейские дела — они могут помочь вам вновь почувствовать себя самим (самой) собой и успокоить тревогу. ü Время больших стрессов -- не лучшее время для принятия ответственных решений и серьезных изменений в жизни; если у вас есть выбор — не спешите принимать решение. ü Не продолжайте действовать в том ключе, в котором действовали во время кризиса. Важно использовать привычные для вас подходы и придерживаться, как только это возможно для вас, тех способов и темпа жизни и повседневных дел, которые обычно вам свойственны. 4. Действуйте. ü Выражайте ваши мнения кому-нибудь связанному с пережитым, кого вы хотите спросить, проинформировать или поблагодарить. ü Не избегайте тех сфер жизни -- политической, гражданской, общественной — в которых вы можете выразить свою точку зрения. ü Попытайтесь организовать группы обсуждения и поддержки там, где это возможно — на работе, среди друзей, соседей. ü Узнавайте о том, что для вас важно (например, предпринимаемые меры безопасности и т. д. ). 5. Помогайте вашим детям справиться со стрессом. ü Прежде всего, вы можете помочь вашим детям пережить случившееся тем лучше, чем лучше вы справляетесь с вашим собственным стрессом, т. е. вашими потребностямии переживаниями по поводу случившегося. ü Говорите с детьми о случившемся, об их переживаниях и страхах — они заинтересованы в этом. ü Побуждайтедетей спрашивать и отвечайте на их вопросы, сообразуясь в своих ответах с их потребностями, интересами и возможностями (возраст, уровень зрелости и понимания). Это поможет их заинтересованности быть " Я-ориентированной"; т. е. они смогут переживать — как событие затронуло их, их жизни и тех людей, которых они любят.
ü Убеждайте детей в том, что они теперь в безопасности. ü Просветите их (сами или, если не можете, найдите кого-нибудь) — объясните, что такое пожар, наводнение, терроризм и т. д., в зависимости от характера происшедшего. ü Если вы потеряли кого-то из любимых людей, расскажите детям об этом человеке. Ваши отношения с этим человеком продолжаются постольку, поскольку вы сохраняете память о пережитом вместе с ним. 6. Ищите дальнейшей помощи. ü Разговаривайте с вызывающими у вас доверие представителями общественности. ü Устанавливайте контакты с помогающими организациями Красный Крест и т. д. Если вы чувствуете, что не очень справляетесь со стрессом, вызываете очень большую озабоченность у близких или склонны к саморазрушительному или опасному поведению — алкоголь, наркотики, агрессия — обратитесь к психологу или психотерапевту. Страхи Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1и2 – М.: Генезис, 2001 Для борьбы с детскими страхами может быть предложена эффективная методика экспресс-коррекции «Уничтожение страха ». Эту методику психолог применяет в присутствии кого-либо из родителей, который впоследствии будет при необходимости напоминать ребенку о показанном ему способе преодоления страха. Методика может проводиться с детьми, начиная со старшего дошкольного возраста (возрастных ограничений «сверху» она не имеет). Следует иметь в виду, что она мало эффективна в случае, когда страхи используются ребенком для привлечения к себе внимания взрослых (то есть в случае истероидной эксплуатации страхов). Проведение методики включает пять этапов: предварительную беседу, создание изображения, уничтожение изображения, рациональное объяснение ребенку смысла показанного приема и релаксацию (последний этап повышает действенность методики, но не является обязательным). Проведение каждого из этапов варьируется в соответствии с возрастом ребенка, его психическим складом, состоянием, отношением к заданию и т. п. I этап составляет беседа с ребенком о том, бывает ли ему страшно, если да, то чего именно он боится, не мешает ли ему что-либо спать... Беседа ведется в спокойном непринужденном тоне. Если страхи выявляются по данным психологического обследования или по рассказам родных, а сам ребенок не признает у себя их наличия, то можно рассказать ему, что маленькие дети всегда чего-нибудь боятся, и спросить: «А чего боялся ты, когда был маленьким? ». Далее работа будет проводиться со страхами, которые теперь уже якобы отсутствуют, но имелись когда-то. Полезность этой работы можно объяснить тем, что иногда становится страшно любому человеку, даже вполне взрослому, а поэтому полезно научиться справляться со страхом.
II этап — обсуждение того, как можно изобразить (нарисовать) страх и последующее создание такого рисунка. Для этого нужны бумага и набор цветных карандашей или фломастеров. На этом этапе могут возникать следующие трудности. · Ребенок отказывается от деятельности, утверждая, что он не сумеет нарисовать то, что нужно. В этом случае надо объяснить, что рисунок вовсе не должен быть хорошим. Наоборот, страхи лучше рисовать плохо, так как они сами плохи и незачем их украшать. · Ребенок не называет конкретных страхов, так что не ясен предмет изображения. В этом случае можно рекомендовать один из двух приемов: а) персонификация страха в виде какого-либо очень неприятного, страшного животного или персонажа по выбору ребенка (этот прием целесообразен при работе с рационалистичными детьми); 6) абстрактный рисунок, непосредственно выражающий эмоциональное состояние (при работе с эмоциональными детьми). Рисунку может предшествовать обсуждение типа: «Как ты думаешь, какого цвета должен быть страх? какой цвет ему больше подойдет? » и т. п. При продолжающихся затруднениях может быть дан образец рисунка: «Я бы, наверное, стал рисовать страх вот так », — с этими словами психолог проводит несколько резких черных штрихов, или сажает на лист кляксу черных чернил, или еще как-либо создает бесформенное черное пятно. Дальше ребенок продолжает рисунок сам. III этап — уничтожение рисунка. Прежде всего нужно получить от ребенка признание того, что на рисунке действительно изображен его страх (настоящий или имевшийся раньше, «когда он был маленьким»), и, следовательно, теперь этот страх не внутри (в голове, или в сердце, или в груди), а снаружи. И значит, теперь его легко прогнать, уничтожить: для этого достаточно разорвать рисунок. Ребенку предлагают проделать это.
В то время, когда ребенок разрывает рисунок, психолог проводит косвенное внушение, эмоционально комментируя его действия: «Вот так, рви на мелкие кусочки, чтобы ничего не осталось! Чтобы страх совсем ушел и никогда больше не возвращался. Рви еще мельче — чтобы все страхи сами тебя испугались и убежали. Вот так! Чтобы от страха совсем ничего не осталось! » и т. п. Если ребенок скован, заторможен, то в разрывании рисунка может принять участие психолог («Я тебе помогу выгнать страх, чтобы он ушел и никогда больше к тебе не возвращался! »). После того, как рисунок разорван, психолог собирает обрывки, подчеркивая, что собирает их все до единого, чтобы ни одного не осталось. Скомкав обрывки, он энергичным жестом выбрасывает их («Вот так, чтобы совсем ничего не осталось! »). Все это проделывается эмоционально, серьезно и сосредоточенно. IV этап — рациональное объяснение ребенку смысла показанного ему приема. Ребенку объясняют, что теперь он знает, как прогонять страх. Значит, если ему снова станет страшно, то он не будет бояться, а просто нарисует свой страх и прогонит его, как он это сделал только что. Для этого даже не обязательно на самом деле рисовать и рвать рисунок, достаточно только представить себе, как ты это делаешь. Рационалистичным детям (особенно подросткам) полезно представить всю процедуру как психотехническое средство, сделав акцент на том, что это техника, помогающая человеку управлять самим собой, своим душевным состоянием. V этап (необязательный) — релаксация, сопровождаемая внушением в бодрствующем или дремотном состоянии. Внушение включает две основные темы, повторяемые несколько раз С разными вариациями: * Страх преодолен и больше не вернется. Теперь ребенок ничего не будет бояться, будет спокойно спать. * Ребенок знает, что делать, если ему вдруг снова станет страшно: он легко сможет прогнать страх, нарисовав его и разорвав рисунок или только представив себе, как он это делает. Не следует смущаться тем, что эти темы противоречат друг другу. Дети подобных противоречий не замечают, особенно в состоянии релаксации, снижающем уровень контроля. Указать на возможность возвращения страха необходимо, так как иначе первое же появление этого чувства снимет эффект коррекционной работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|