Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пути совладания со стрессом травматической утраты




Пути совладания со стрессом травматической утраты

 (по материалам The Traumatic Stress Institute, 1992)

1. Контакты и отношения.

ü Говорите с людьми о ваших переживаниях, а не о том, что случилось.

ü Даже если вас тянет быть в одиночестве и никого не хочется видеть, старайтесь сохранять связи с людьми.

ü Сохраняйте контакт с семьей и друзьями. Проводите больше времени с вашими близкими — возможно, они тоже находятся в тревоге.

ü Разговаривайте с теми, кто перенес в прошлом тяжелые утраты.

ü Собираясь периодически с вашими друзьями и людьми, переживающими похожую на вашу ситуации, вы можете создать группу поддержки, важную и для вас и для других.

ü Если вы религиозны или у вас есть кружок духовных друзей - сохраняйте связь с ними. Уделите внимание вашей вере и духовным потребностям.

2. Забота о себе.

ü Позаботьтесьо питательной пище, достаточном сне и физических упражнениях. Помните: переживает не только ваша душа, но и тело, оно нуждается в уходе и поддержке.

ü Постарайтесь не избегать занятий, которые доставляют вам довольствие.

ü Уделите внимание вашему внутреннему состоянию и вашим потребностям: например, выключите или не смотрите " Новости", если вы чувствуете потребность в покое. Попытайтесь отметить, что в истории вашей жизни оказалось оживленным стрессовыми событиями: что вдруг всплыло в памяти, с кем из вашей прошлой жизни и о чем вам хотелось бы поговорить, что вдруг выяснилось из прошлого и т. д.

ü Воздержитесь от разговоров о больших новых проектах, изменениях в жизни, о том, как вы будете далее справляться со стрессом. Это трудно, но используйте те возможности, которые у вас есть.

3. Держитесь привычного.

ü Постарайтесь быть в обществе близких, которое постоянно, стабильно и сопереживает вам.

ü Делайте повседневные житейские дела — они могут помочь вам вновь почувствовать себя самим (самой) собой и успокоить тревогу.

ü Время больших стрессов -- не лучшее время для принятия ответственных решений и серьезных изменений в жизни; если у вас есть выбор — не спешите принимать решение.

ü Не продолжайте действовать в том ключе, в котором действовали во время кризиса. Важно использовать привычные для вас подходы и придерживаться, как только это возможно для вас, тех способов и темпа жизни и повседневных дел, которые обычно вам свойственны.

4. Действуйте.

ü Выражайте ваши мнения кому-нибудь связанному с пережитым, кого вы хотите спросить, проинформировать или поблагодарить.

ü Не избегайте тех сфер жизни -- политической, гражданской, общественной — в которых вы можете выразить свою точку зрения.

ü Попытайтесь организовать группы обсуждения и поддержки там, где это возможно — на работе, среди друзей, соседей.

ü Узнавайте о том, что для вас важно (например, предпринимаемые меры безопасности и т. д. ).

5. Помогайте вашим детям справиться со стрессом.

ü Прежде всего, вы можете помочь вашим детям пережить случившееся тем лучше, чем лучше вы справляетесь с вашим собственным стрессом, т. е. вашими потребностямии переживаниями по поводу случившегося.

ü Говорите с детьми о случившемся, об их переживаниях и страхах — они заинтересованы в этом.

ü Побуждайтедетей спрашивать и отвечайте на их вопросы, сообразуясь в своих ответах с их потребностями, интересами и возможностями (возраст, уровень зрелости и понимания). Это поможет их заинтересованности быть " Я-ориентированной"; т. е. они смогут переживать — как событие затронуло их, их жизни и тех людей, которых они любят.

ü Убеждайте детей в том, что они теперь в безопасности.

ü Просветите их (сами или, если не можете, найдите кого-нибудь) — объясните, что такое пожар, наводнение, терроризм и т. д., в зависимости от характера происшедшего.

ü Если вы потеряли кого-то из любимых людей, расскажите детям об этом человеке. Ваши отношения с этим человеком продолжаются постольку, поскольку вы сохраняете память о пережитом вместе с ним.

6. Ищите дальнейшей помощи.

ü Разговаривайте с вызывающими у вас доверие представителями общественности.

ü Устанавливайте контакты с помогающими организациями  Красный Крест и т. д.

Если вы чувствуете, что не очень справляетесь со стрессом, вызываете очень большую озабоченность у близких или склонны к саморазрушительному или опасному поведению — алкоголь, наркотики, агрессия — обратитесь к психологу или психотерапевту.  


Страхи

Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика.

Практическое руководство. Часть 1и2 – М.: Генезис, 2001

Для борьбы с детскими страхами может быть предложена эффективная методика экспресс-коррекции «Уничтожение страха ». Эту методику психолог применяет в присутствии кого-либо из родителей, который впоследствии будет при необхо­димости напоминать ребенку о показанном ему способе преодоления страха. Методика может проводиться с детьми, начиная со старшего дошкольного возраста (возрастных огра­ничений «сверху» она не имеет). Следует иметь в виду, что она мало эффективна в случае, когда страхи используются ребен­ком для привлечения к себе внимания взрослых (то есть в слу­чае истероидной эксплуатации страхов).

Проведение методики включает пять этапов: предваритель­ную беседу, создание изображения, уничтожение изображе­ния, рациональное объяснение ребенку смысла показанного приема и релаксацию (последний этап повышает действен­ность методики, но не является обязательным). Проведение каждого из этапов варьируется в соответствии с возрастом ребенка, его психическим складом, состоянием, отношением к заданию и т. п.

I этап составляет беседа с ребенком о том, бывает ли ему страшно, если да, то чего именно он боится, не мешает ли ему что-либо спать... Беседа ведется в спокойном непринужденном тоне. Если страхи выявляются по данным психологического об­следования или по рассказам родных, а сам ребенок не признает у себя их наличия, то можно рассказать ему, что маленькие дети всегда чего-нибудь боятся, и спросить: «А чего боялся ты, когда был маленьким? ». Далее работа будет проводиться со стра­хами, которые теперь уже якобы отсутствуют, но имелись ког­да-то. Полезность этой работы можно объяснить тем, что иногда становится страшно любому человеку, даже вполне взрослому, а поэтому полезно научиться справляться со страхом.

II    этап — обсуждение того, как можно изобразить (нарисо­вать) страх и последующее создание такого рисунка. Для этого нужны бумага и набор цветных карандашей или фломастеров. На этом этапе могут возникать следующие трудности.

· Ребенок отказывается от деятельности, утверждая, что он не сумеет нарисовать то, что нужно. В этом случае надо объяснить, что рисунок вовсе не должен быть хорошим. Наоборот, страхи лучше рисовать плохо, так как они сами плохи и незачем их украшать.

· Ребенок не называет конкретных страхов, так что не ясен предмет изображения. В этом случае можно рекомендо­вать один из двух приемов: а) персонификация страха в виде какого-либо очень неприятного, страшного живот­ного или персонажа по выбору ребенка (этот прием целесообразен при работе с рационалистичными детьми); 6) абстрактный рисунок, непосредственно выражающий эмоциональное состояние (при работе с эмоциональны­ми детьми). Рисунку может предшествовать обсуждение типа: «Как ты думаешь, какого цвета должен быть страх? какой цвет ему больше подойдет? » и т. п. При продолжающихся затруднениях может быть дан образец рисунка: «Я бы, наверное, стал рисовать страх вот так », — с этими словами психолог проводит несколько резких черных штрихов, или сажает на лист кляксу черных чернил, или еще как-либо создает бесформенное черное пятно. Даль­ше ребенок продолжает рисунок сам.

III этап — уничтожение рисунка. Прежде всего нужно по­лучить от ребенка признание того, что на рисунке действи­тельно изображен его страх (настоящий или имевшийся раньше, «когда он был маленьким»), и, следовательно, теперь этот страх не внутри (в голове, или в сердце, или в груди), а снаружи. И значит, теперь его легко прогнать, уничтожить: для этого достаточно разорвать рисунок. Ребенку предлага­ют проделать это.

В то время, когда ребенок разрывает рисунок, психолог про­водит косвенное внушение, эмоционально комментируя его действия: «Вот так, рви на мелкие кусочки, чтобы ничего не ос­талось! Чтобы страх совсем ушел и никогда больше не возвра­щался. Рви еще мельче — чтобы все страхи сами тебя испугались и убежали. Вот так! Чтобы от страха совсем ничего не оста­лось! » и т. п. Если ребенок скован, заторможен, то в разрыва­нии рисунка может принять участие психолог («Я тебе помогу выгнать страх, чтобы он ушел и никогда больше к тебе не воз­вращался! »).

После того, как рисунок разорван, психолог собирает обрыв­ки, подчеркивая, что собирает их все до единого, чтобы ни одного не осталось. Скомкав обрывки, он энергичным жестом выбрасы­вает их («Вот так, чтобы совсем ничего не осталось! »). Все это проделывается эмоционально, серьезно и сосредоточенно.

IV этап — рациональное объяснение ребенку смысла пока­занного ему приема. Ребенку объясняют, что теперь он знает, как прогонять страх. Значит, если ему снова станет страшно, то он не будет бояться, а просто нарисует свой страх и прого­нит его, как он это сделал только что. Для этого даже не обяза­тельно на самом деле рисовать и рвать рисунок, достаточно только представить себе, как ты это делаешь. Рационалистич­ным детям (особенно подросткам) полезно представить всю процедуру как психотехническое средство, сделав акцент на том, что это техника, помогающая человеку управлять самим собой, своим душевным состоянием.

V этап (необязательный) — релаксация, сопровождаемая внушением в бодрствующем или дремотном состоянии. Внушение включает две основные темы, повторяемые несколько раз

С разными вариациями:

* Страх преодолен и больше не вернется. Теперь ребенок ничего не будет бояться, будет спокойно спать.

* Ребенок знает, что делать, если ему вдруг снова станет страшно: он легко сможет прогнать страх, нарисовав его и разор­вав рисунок или только представив себе, как он это делает. Не следует смущаться тем, что эти темы противоречат друг другу. Дети подобных противоречий не замечают, особенно в состоянии релаксации, снижающем уровень контроля. Указать на возможность возвращения страха необходимо, так как иначе первое же появление этого чувства снимет эффект коррекционной работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...