Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Страхи детские. Ночные страхи. Что нужно принять во внимание. Как нужно говорить. Как не нужно говорить




Страхи детские

Т. Гаврилова //Циркин С. Ю. (общая редакция). Справочник по психологии и психиатрии

детского и подросткового возраста – СПб: Изд-во «Питер», 2000 – 752 с.

Понимаются как эмоциональные реакции детей на ситуа­цию угрозы (реальной или воображаемой) или на опасный в представлении детей объект, переживаемые ими как диском­форт, возбуждение, желание убежать или спрятаться. Первичная эмоция страха на­блюдается уже у новорожденных. Затем страхи социализируются и возникают как реакции на новые объекты и ситуации. Закрепление в эмоциональной сфере ре­бенка первичного страха расширяет зону его социальных страхов, повышает чув­ствительность к носителям угрозы. С. д. развиваются при недостатке родительско­го принятия и тепла, когда дети не чув­ствуют себя защищенными. У таких детей нередко развивается страх школы. С. д. могут проявляться в невротических реак­циях и психосоматических заболеваниях.

 

 

Ночные страхи

Коулмен П. Как рассказать ребенку о… /Пер. с англ. О. Цветковой.

М.; Издательство института психотерапии, 2002

 

Страхи перед темнотой и призраками — обычные детские проблемы. Эти страхи отличаются от боязни животных, насекомых и высоты тем, что они присутствуют только в уме ребенка, в то время как ребенка, который боится собак, возможно, на самом деле когда-то покусала собака. Ребенку легко доказать, что долгоножка безопасна (хотя, возможно, на вид жутковата). Однако гораздо труднее убедить его в том, что привидений на самом деле не существует и что плохие сны к нему больше не вернутся.

Что нужно принять во внимание

Боязнь темноты и сидящих под кроватью чудовищ - это страхи, наиболее характерные для дошкольного возраста. Если ребенок вышел из этого возраста, но вдруг снова начинает жаловаться на страхи, то вам следует проявить интерес. Здесь могут быть как простые причины (ребенок посмотрел страшный фильм), так и более глубинные опасения (возможно, недавно умер кто-то из родственников, и ребенок боится, что к нему придет призрак).

Повторяющиеся кошмары, особенно если они продолжаются в течение нескольких недель, — это признак того, что ребенка что-то беспокоит. Не присутствуют ли стрессовые факторы, такие, как новая школа, серьезная болезнь кого-то из членов семьи или семейные проблемы? Обсуждение с ребенком этих беспокоящих моментов может помочь ему избавиться от ночных кошмаров.

Дети старше семи лет, которым присуще чувство тревоги от разлучения, страдают кошмарами в большей степени, чем дети, у которых нет этого.

Иногда полезно на одну ночь укладывать ребенка спать там, где он хочет. На следующую ночь многие дети уже спят спокойно. Кроме того, чтобы помочь ребенку преодолеть страхи, вам нужно попробовать альтернативные средства.

Как нужно говорить

• СОПЕРЕЖИВАЙТЕ, УЧИТЕ и успокаивайте. «Такое бывает у большинства детей, но скоро все они начинают понимать, что если подумать о чем-нибудь забавном, то в конце концов можно снова уснуть».

• «Кошмары могут очень пугать. И хотя они нереальны, кажутся они вполне реальными. Всем снятся кошмары, и все в конце концов учатся снова засыпать после них».

• «Ты был очень напуган ночью. Может быть, тебя что-то беспокоит? »

• ДОГОВАРИВАЙТЕСЬ. «Ты боишься ложиться вечером спать. Прошлой ночью ты спала вместе с нами. Сегодня ты будешь спать в своей кроватке. Если хочешь, я могу некоторое время постоять за дверью. Как думаешь, что мне лучше сделать для тебя? »

• «Тебе приснился кошмар. Сны бывают страшные, но они не причинят тебе вреда. Я немного посижу с тобой, и ты увидишь, что тебе станет лучше».

Как не нужно говорить

Обычная ошибка родителей - это когда они расстраиваются, что их ребенок никак не может преодолеть страх.

• «Уже глубокая ночь. Сколько раз мне говорить тебе, что привидений не существует? »

• «Ты должен быть храбрым».

Большинству детей помогает, когда родители учат их справляться с такими проблемами самостоятельно, но это нужно делать постепенно. Например, если ребенок боится ложиться спать без родителей, то в первую ночь кто-то из родителей может лечь спать рядом с ним. На вторую ночь родитель может посидеть некоторое время рядом с ребенком или постоять за дверью. На третью ночь родитель может немного постоять за дверью, затем на некоторое время отойти, затем снова вернуться и так далее. Когда это делать постепенно, то ребенок вскоре поймет, что может справляться со своими страхами и беспокойствами сам.

Основное правило: Если у родителей большие разногласия относительно того, как помочь ребенку побороть ночные страхи (один из родителей готов не отходить от ребенка, а другой настаивает на том, чтобы ребенок справлялся сам), то страхи могут устойчиво сохраняться. Родителям следует выработать план действий, включающий в себя утешение, поддержку и готовность позволить ребенку справляться с некоторыми страхами самостоятельно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...