Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Полезные вопросы к детям. Я могу приготовить тебе завтрак из молока, яиц или овощей. Что бы ты хотел?. Ты хочешь, чтобы тебе на день рождения подарили что-то конкретное или сделали сюрприз?




Полезные вопросы к детям

Какую ты хочешь куртку (носочки, рюкзак, зонтик и т. д. ), желтую или фиолетовую (с полосками или с узором, с молниями или на кнопках, с рюшами или без)?
Можно предлагать все, что не отличается по цене, но учит ребенка делать выбор.

Я могу приготовить тебе завтрак из молока, яиц или овощей. Что бы ты хотел?

Вы ведь задаете сами себе вопрос: чего бы я сейчас съела? Почему же не спросить об этом ребенка, даже если ему 3—4 года?

Ты хочешь, чтобы тебе на день рождения подарили что-то конкретное или сделали сюрприз?

Мой ребенок всегда выбирает сюрприз. Он доверяет нашему вкусу, а мы знаем о его пристрастиях.

Ты счастлив (рад, доволен)?

Когда у ребенка появилось что-то долгожданное или исполнилось желаемое. Важна интонация — недопустимы насмешка и раздражение.

Почему ты этого хочешь?

Это вопрос ради ответа, а не для того чтобы показать ребенку, что его желание — блажь. Можно спросить даже у малыша и помочь ему осознать его желание.

А чем бы ты хотел заняться?

При отказе вместе почитать, погулять или сходить в гости к бабушке. Учитесь договариваться, находить компромиссы. Ведь вы старше, а значит — мудрее.

 

 


 Целеустремленность

Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост.: И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько – М.: Политиздат, 1990

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ       устойчивая направленность волевой ак­тивности на достижение наиболее зна­чимой отдаленной цели, способность подчинить ей свое поведение на длитель­ное время. Наиболее важные компо­ненты:

1) волевые качества (само­стоятельность, способность к самопо­нуждению, к отказу от отвлекающих соблазнов, к длительной устойчивой са­моорганизации);

2) наличие цели (она может быть выбрана самостоятельно или поставлена кем-то, но подлинная целеустремленность возможна только там, где цель полно­стью внутренне принята личностью; содержание цели воздействует на лич­ность: либо обогащает ее новыми внут­ренними возможностями, способствует нравственному возмужанию и духовно­му росту, параллельно укрепляя харак­тер, либо приводит к духовной опусто­шенности и даже к психическому кра­ху (Герман, «Пиковая дама» А. С. Пуш­кина);

3) мотив, то есть почему, зачем, ради чего выбрана данная цель, что по­буждает к ее достижению (например, цель — поступление в институт, а моти­вы могут быть самыми разными: про­должение учения — неважно где; про­фессионализация в сознательно выбранной сфере; нежелание противо­стоять давлению родителей и др. ).

 

Воля как способность к сознательно­му управлению своими действиями и поведением формируется в детстве и сильно изменяется с возрастом. У млад­шего дошкольника проявления воли эпизодичны, но старший дошкольник уже способен к более продолжительным волевым усилиям для достижения цели. Это уже начало целеустремленности. Не следует при­равнивать ее к целенаправленности. Даже младенец может выполнять целенаправленные действия: увидел игруш­ку, тянется к ней — целенаправленное действие. Здесь предмет вызывает непо­средственное желание действовать в си­лу непроизвольного к нему интереса. Развитие волевого действия начинает­ся с постановки цели — либо самим ребенком, либо взрослым — и преодоле­ния отвлекаемости, которая характерна для детской психики. Она преодоле­вается с помощью напоминаний старшего либо посредством специально вы бранных для этого предметов и cлов.   

Цели и способы их достижения должны соответствовать возрасту пример, приведение в порядок свои игрушек за один прием недоступно трехлетнему, но вполне доступно в 6 лет. А игровой характер достижения необходим и первокласснику. Уровень целенаправленности повышается с по­явлением мотива. Например, ребенок рисует что-то для собственного удовольствия — здесь цель и мотив совпадают, они нераздельны (просто захотелось, все! ). Но вот он готовит рисунок, чтобы подарить его маме (мотив), и не сию минуту, а к 8 Марта — то есть здесь мотив отодвинут от цели еще и временем. Наличие такого мотива побуждает ребенка к особой старательности, а отдаленность и желание сделать свой подарок сюрпризом требуют больших усилий, чтобы удержать его в секрете.

У школьника мотивы деятельности приобретают все более отдаленный характер. Сам  процесс учебы тренирует волевое усилие, требует настойчивости в преодолении неудач и трудностей, тренировки настойчивости полезнее дела и цели, выбранные самостоятельно. Здесь взрослые нередко допускают ошибки: вместо поддержки они расхолаживают, предрекают неизбежную удачу, а в случае затруднений и неуспеха упрекают («Незачем было брать­ся! »). Так тормозится развитие волево­го усилия, настойчивости и самостоятельности.

Развитие воли для многих подростков становится самоцелью. Это можно использовать, подсказывая им нужные цели, где развитие воли будет ужемотивом, то есть для укрепления воли будут выполняться какие-то конкретные дела. Развитию целеустремленности подростков способствуют дела, требующие от них инициативы  и самостоятельности. Сотрудничество взрослых с подростками укрепляет их чувство ответственности, настойчивость и развивает способность к рациональной и этической оценке выбираемых целей.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...