Ценностные ориентации. Цинизм
Ценностные ориентации Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост.: И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько – М.: Политиздат, 1990
Это сознательные предпочтения (или отвержения определенных способов поведения и удовлетворения потребностей. Ценностные ориентации развиваются у человека на основе определенных потребностей и под влиянием культурных образцов их удовлетворения. Например, первичная потребность в новых впечатлениях (познавательная потребность), пока она не превратилась в ценностные ориентации, проявляется в форме любопытства. Любопытный человек при удовлетворении своей познавательной потребности не заботится о том, чтобы соответствовать в своем поведении правилам этикета, культурным образцам и моральным нормам. Недаром в обыденной речи характеристика «любопытный» вызывает оттенок осуждения. Когда на базе познавательной потребности развивается ценностные ориентации, мы говорим не о «любопытстве», а о «любознательности». В отличие от любопытного, у любознательного человека познавательная потребность соотнесена с общественными моральными нормами и культурными образцами, для него ценностью является знание — такая информация, которая имеет общечеловеческое значение. При наличии сознательного предпочтения знания такой ценности, как комфорт, мы говорим о том, что у данного человека имеется ценностные ориентации, необходимая для таких видов исследовательской деятельности, которые сопряжены с риском и неудобствами, — геологоразведки, археологических экспедиций и т. п. Кроме ценностных ориентаций на знания у полноценного человека развиваются ценностные ориентации на дружбу (дружелюбие), труд (трудолюбие), красоту природы, музыки и поэзии и т. п.
Ценностные ориентации закладываются у ребенка в раннем детстве. Хотя их система формируется под влиянием идеологии и культуры общества в целом, тем не менее непосредственный опыт, который ребенок усваивает в семье, как правило, имеет большее значение. Если родителям свойственно мещанство (сведение жизненных устремлений к безопасности, сытости, покою, материальной обеспеченности узкого домашнего мирка), то и от выходца из этой семьи трудно ожидать (при пассивной социализации) иных ценностных ориентаций. Практически все дети стремятся в подростковом и юношеском возрасте к активной социализации — активному усвоению системы общественных идеалов и ценностей. Появляются авторитеты и кумиры, иногда далекие или даже противоположные родителям по своим ценностным ориентациям. Бессмысленно и вредно противостоять этой юношеской тенденции, можно только попытаться косвенно способствовать тому, чтобы обеспечить позитивную социальную направленность ценностных ориентаций. Всякие попытки директивного контроля (приказов, угроз, лишений и т. п. ) приводят лишь к открытому или скрытому протесту, принимающему порой уродливые формы. Это очень непросто — показать юным призрачность любой стилевой, формальной системы ценностных ориентаций (стиль одежды, танца, форма общения), необходимость системы ценностей, основанной на содержательных идеалах красоты, истины, добра, справедливости. Формирование ценностных ориентаций происходит под влиянием всей идеологии и культуры, это сложная и кропотливая работа, требующая от духовных наставников, от самого воспитателя высокого уровня духовной культуры, такта, гибкости, непримиримости к формализму и догматизму, выхолащивающему творческий поиск. Цинизм
Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост.: И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько – М.: Политиздат, 1990
ЦИНИЗМ— умышленное оскорбительное выражение пренебрежения к людям, к тому, что им дорого, общественной морали. Его крайнее выражение — в преднамеренной непристойности и глумлении. Может проявляться и в форме иронии и сарказма. Цинизм впервые может отмечаться в подростковом возрасте. Самосознанию подростка на первых этапах развития нередко свойственна самонадеянность, заносчивость, повышенная критичность к тому, что исходит от старших; грубое пресечение взрослыми такого самовыражения подростка иногда вызывает у него циничные формы протеста. Проявления цинизма могут быть вызваны и разочарованием подростка в людях, которых он идеализировал; острота этого переживания и скоропалительность выводов расширяют сферу его циничного отношения («Все они такие! »). Этому способствуют проявления несправедливости, ложь, безнаказанное нарушение старшими тех моральных норм, за несоблюдение которых подростка подвергают оскорблениям и унижению. Проявления цинизма возможны и в случае перемен в семье (ушел отец, мать вышла замуж и т. п. ), хотя при этом они могут маскировать глубокие переживания детей и лишь казаться циничными. Цинизм может быть выражением и своего чувства превосходства, своей элитарности — в подражание близким, старшим или по их внушению. На почве уже укоренившегося эгоизма цинизм формируется в стойкую асоциальную позицию. Она иногда маскируется интеллектуальностью, эрудицией, но ее выдает глумление над святыней, над патриотизмом и другими высокими чувствами, сочетание завышенного самомнения, безнравственности и духовной нищеты. Крайние выражения цинизма, усиленные жестокостью, характерны для преступников. Общение с ними особенно вредно и заразительно для подростков из неблагополучных семей, так как оно подкрепляет иллюзию вседозволенности на основе ощущения собственной силы. Цинизм опасен тем более, что не имеет нравственного противовеса, и может бытьпресечен только действием встречной силы и страхом наказания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|