Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Честолюбие родительское. Школьная травля (буллинг). С чего начать?. С вовлеченных в процесс




Честолюбие родительское

 

 

Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост.: И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько – М.: Политиздат, 1990

 

ЧЕСТОЛЮБИЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ — стремление отцов и матерей к всеобще­му признанию их заслуг в воспитании детей, которые, по их мнению, обладают особыми достоинствами, способностями. Это — социальное чувство, проявляющееся как мотив действии, направлен­ных на достижение родителями пер­венства в выполнении материнского и отцовского долга. На первом этапе своего развития это чувство может играть положительную роль, стимули­руя активность воспитательной деятель­ности родителей. Однако в честолюби­вых устремлениях общественные инте­ресы учитываются человеком лишь в той мере, в какой они согласуются с его индивидуалистическими запросами. Тут честолюбие роднится с тщеславием и вступает в противоречие с нравствен­ностью. На это противоречие указывал еще К. Д. Ушинский: «Два желания, часто противоположные, борются в ду­ше каждого отца и каждой матери; они желали бы видеть в детях своих все нравственные совершенства, но в то же время желают им таких успехов в жиз­ни, из которых некоторые не всегда ла­дят с нравственными совершенствами. К этому присоединяются еще родитель­ские властолюбие, тщеславие, особен­ного рода хвастовство своими детьми и множество других мелких и грязнень­ких побуждений... »

В настоящее время это противоре­чие особенно обострилось: у многих ро­дителей (особенно занимающих солид­ные должности) честолюбие гипертро­фировано и усиливается тщеславием. Обожествляя собственное дитя, они не уважают его товарищей и их родителей, пренебрежительно отзываются о школе и об учителях. Такое положение пре­пятствует формированию у школьни­ка коллективизма, деформирует разви­тие его личности и приводит в конце концов к глубокому конфликту с родителями. Каждому родителю необходимо следить за собственным че­столюбием, сознательно корректиро­вать его, удерживая в допустимых рамках.

Школа

Школьная травля (буллинг)

Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д. Лэйна, Э. Миллера – СПб: Питер, 2001 (Серия «Практикум по психотерапии»)

С чего начать?

С вовлеченных в процесс

«Достаточно пройтись по школьным коридорам, что­бы ощутить атмосферу царящего там насилия; немыслимо за­ставлять сына там учиться».

(Родитель после посещения школы, в которой учится сын)

«Это школа для мальчиков. Издевательства здесь — обыч­ное явление. Если ребенок не может к этому привыкнуть, его следует перевести в другую школу».

(Учитель этой же школы)

«В нашей школе учится мальчик, над которым часто изде­ваются, даже я позволяю себе это иногда, но только потому, что иначе сам пострадаю».

(Из письма в Фонд профессионального разви­тия учителей)

«Травля, распространенная в ученической среде, вызывает у меня сильнейшее возмущение, в то же время я как учитель ничего не могу с этим поделать».

(Из письма в Фонд повышения квалификации учителей)

«В школе меня не любят, каждый день один из учителей и мои одноклассники издеваются надо мной. Я чувствую себя полным ничтожеством».

(Написав это письмо, Роберто 15 лет из Казерта, Италия, взял отцовское ружье и застрелил­ся: Basalisco, 1989)

 

Эти цитаты дают представление об остроте такой пробле­мы, как школьная травля, или буллинг (bulling), — сложного процесса, в котором есть жертвы, преследователи, взаимодействие между ними, а также позиция по отношению к происхо­дящему взрослых и школы. Для понимания проблемы следу­ет учитывать множество факторов, а не ограничиваться упрощенными представлениями о жестоком преследователе и его беспомощной жертве (например, о мальчике-слюнтяе). Невоз­можно разрешить эту проблему за счет ужесточения дисцип­лины, отстранения агрессоров от учебы или организации терапии для жертв травли. Любая стратегия вмешательства при школьной травле должна быть направлена на процесс в целом, если же исходить при этом из эмпирической модели буллинга, то эффективность вмешательства повышается.

В данной главе специалистам даются примерные рекоменда­ции по созданию эмпирических моделей буллинга в каждом кон­кретном случае для выработки на их основе стратегии вмеша­тельства. К сожалению, эта проблема пока изучена недостаточ­но, чтобы давать более определенные рекомендации. Многое известно об особенностях тех, кого принято именовать пресле­дователями и жертвами; однако результаты последних исследований в этой области заставляют усомниться в правильности та­кого разделения, а значит и в полученных ранее выводах. Анало­гичным образом, многие авторы концентрируют внимание на тех мерах, которые следует принять в отношении жертв или пресле­дователей, практически игнорируя причинную роль школы и ее влияние на взаимоотношения между детьми, сопровождающие­ся издевательствами. Авторы, пишущие на эту тему, пока не при­шли к единому мнению о модели буллинга, хотя попытка созда­ния такой модели предпринята Роландом (Roland, 1989).

Публикации на тему школьной травли появились доволь­но давно (Dukes, 1905), но первыми систематически изучили проблему скандинавские исследователи, с рассказа о работе которых мы и начнем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...