Честолюбие родительское. Школьная травля (буллинг). С чего начать?. С вовлеченных в процесс
Честолюбие родительское
Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост.: И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько – М.: Политиздат, 1990
ЧЕСТОЛЮБИЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ — стремление отцов и матерей к всеобщему признанию их заслуг в воспитании детей, которые, по их мнению, обладают особыми достоинствами, способностями. Это — социальное чувство, проявляющееся как мотив действии, направленных на достижение родителями первенства в выполнении материнского и отцовского долга. На первом этапе своего развития это чувство может играть положительную роль, стимулируя активность воспитательной деятельности родителей. Однако в честолюбивых устремлениях общественные интересы учитываются человеком лишь в той мере, в какой они согласуются с его индивидуалистическими запросами. Тут честолюбие роднится с тщеславием и вступает в противоречие с нравственностью. На это противоречие указывал еще К. Д. Ушинский: «Два желания, часто противоположные, борются в душе каждого отца и каждой матери; они желали бы видеть в детях своих все нравственные совершенства, но в то же время желают им таких успехов в жизни, из которых некоторые не всегда ладят с нравственными совершенствами. К этому присоединяются еще родительские властолюбие, тщеславие, особенного рода хвастовство своими детьми и множество других мелких и грязненьких побуждений... » В настоящее время это противоречие особенно обострилось: у многих родителей (особенно занимающих солидные должности) честолюбие гипертрофировано и усиливается тщеславием. Обожествляя собственное дитя, они не уважают его товарищей и их родителей, пренебрежительно отзываются о школе и об учителях. Такое положение препятствует формированию у школьника коллективизма, деформирует развитие его личности и приводит в конце концов к глубокому конфликту с родителями. Каждому родителю необходимо следить за собственным честолюбием, сознательно корректировать его, удерживая в допустимых рамках.
Школа Школьная травля (буллинг) Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д. Лэйна, Э. Миллера – СПб: Питер, 2001 (Серия «Практикум по психотерапии») С чего начать? С вовлеченных в процесс «Достаточно пройтись по школьным коридорам, чтобы ощутить атмосферу царящего там насилия; немыслимо заставлять сына там учиться». (Родитель после посещения школы, в которой учится сын) «Это школа для мальчиков. Издевательства здесь — обычное явление. Если ребенок не может к этому привыкнуть, его следует перевести в другую школу». (Учитель этой же школы) «В нашей школе учится мальчик, над которым часто издеваются, даже я позволяю себе это иногда, но только потому, что иначе сам пострадаю». (Из письма в Фонд профессионального развития учителей) «Травля, распространенная в ученической среде, вызывает у меня сильнейшее возмущение, в то же время я как учитель ничего не могу с этим поделать». (Из письма в Фонд повышения квалификации учителей) «В школе меня не любят, каждый день один из учителей и мои одноклассники издеваются надо мной. Я чувствую себя полным ничтожеством». (Написав это письмо, Роберто 15 лет из Казерта, Италия, взял отцовское ружье и застрелился: Basalisco, 1989)
Эти цитаты дают представление об остроте такой проблемы, как школьная травля, или буллинг (bulling), — сложного процесса, в котором есть жертвы, преследователи, взаимодействие между ними, а также позиция по отношению к происходящему взрослых и школы. Для понимания проблемы следует учитывать множество факторов, а не ограничиваться упрощенными представлениями о жестоком преследователе и его беспомощной жертве (например, о мальчике-слюнтяе). Невозможно разрешить эту проблему за счет ужесточения дисциплины, отстранения агрессоров от учебы или организации терапии для жертв травли. Любая стратегия вмешательства при школьной травле должна быть направлена на процесс в целом, если же исходить при этом из эмпирической модели буллинга, то эффективность вмешательства повышается.
В данной главе специалистам даются примерные рекомендации по созданию эмпирических моделей буллинга в каждом конкретном случае для выработки на их основе стратегии вмешательства. К сожалению, эта проблема пока изучена недостаточно, чтобы давать более определенные рекомендации. Многое известно об особенностях тех, кого принято именовать преследователями и жертвами; однако результаты последних исследований в этой области заставляют усомниться в правильности такого разделения, а значит и в полученных ранее выводах. Аналогичным образом, многие авторы концентрируют внимание на тех мерах, которые следует принять в отношении жертв или преследователей, практически игнорируя причинную роль школы и ее влияние на взаимоотношения между детьми, сопровождающиеся издевательствами. Авторы, пишущие на эту тему, пока не пришли к единому мнению о модели буллинга, хотя попытка создания такой модели предпринята Роландом (Roland, 1989). Публикации на тему школьной травли появились довольно давно (Dukes, 1905), но первыми систематически изучили проблему скандинавские исследователи, с рассказа о работе которых мы и начнем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|