Экспресс- диагностика «Синдром эмоционального сгорания»
Экспресс- диагностика «Синдром эмоционального сгорания» ИНСТРУКЦИЯ: Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и обведите соответствующую цифру справа в зависимости от того, насколько сильно выражен тот или иной признак. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет, будьте искренни.
· От 36-48 баллов - ярко выраженный синдром эмоционального сгорания; · от 24 до 36 баллов – средней выраженности синдром эмоционального сгорания; · от 12 до 24 баллов - наблюдаются начальные симптомы, характеризующие синдром эмоционального сгорания; · от 0 до 12 баллов - отсутствует. Чем больше признаков вы отметили, тем сильнее выражен синдром эмоционального сгорания. Но проявление этих признаков- это следствие ( или последствия) какой-либо причины, которая лежит в сфере наших профессиональные потребности. Назовите, какие потребности не удовлетворяются в вашей профессиональной деятельности.
В общем пламени Вачков И. // ШП, №18-01
Может быть, вам, уважаемый читатель, повезло и вы работаете в замечательной школе: учителя прекрасно понимают, чем вы занимаетесь, и дружными рядами шагают к вам на тренинги и консультации; директор еженедельно задает вопросы, не нужно ли приобрести для вас методические материалы; все школьники от мала до велика воспринимают вас как друга и защитника. Если это так, то дальнейшее вам читать не нужно. Более того – категорически запрещено: с одной стороны, чтобы не расстраиваться, сочувствуя коллегам, а с другой - чтобы не сформировалась мания величия в результате осознания собственных успехов. Но если школа у вас самая обычная и обо всем вышеописанном приходится только мечтать, тогда есть смысл нам вместе с вами подумать о том, почему так часто отсутствует понимание между учителями и школьной администрацией, с одной стороны, и психологами, с другой. Почему это происходит и что же в такой ситуации делать?
СЕРЬЕЗНЫЕ РАЗЛИЧИЯ Обычно в первый год работы психолога в школе его отношения с педагогами складываются непросто. Учителя ожидают от психолога помощи, но относятся к нему настороженно, ревниво и с некоторым скепсисом. На второй год скепсис может усилиться и даже породить агрессию, направленную на психолога. Если психологу удается четко и профессионально организовать свою работу, то года через два-три он становится необходимым компонентом образовательной среды. Впрочем, вынужден признать: это происходит не всегда. Профессиональные позиции педагога и психолога имеют серьезные различия. Их, к сожалению, не удалось преодолеть даже с помощью терминологического «гибрида» в названии профессии - «педагог-психолог». Несмотря на то что слово «психолог» занимает второе место в этом словосочетании, оно все-таки является ключевым. Если нет, то на практике происходит «педагогизация» психолога. Тогда не возникает никаких проблем во взаимодействии с педколлективом, потому что собственно психолога уже не существует. Есть такой же учитель, как и все остальные.
РАЗБЕРЕМ ПО ПУНКТАМ Итак, чем же различаются профессиональные позиции педагога и психолога? Во-первых, психолог - «специалист по неодинаковости» (по замечанию А. Г. Асмолова), педагог - специалист по выравниванию. Основная задача первого - помочь ребенку построить путь, индивидуального, своеобразного развития. Задача второго — помочь каждому ученику усвоить заданный учебный стандарт, одинаковый для всех, а попутно - еще и оказать на ребенка воспитательное воздействие, стремясь добиться соответствия его личности некоторому очевидному для учителя культурному нормативу. В реальности векторы устремлений педагога и психолога часто имеют разные направления. Во-вторых, для психолога оценочные суждения являются неприемлемыми, а в педагогической деятельности без них не обойтись. Более того, почти во всех школах существует отметочная система, позволяющая перевести уровень учебных знаний, умений и навыков школьника в четкие и ясные количественные показатели. Индивидуальное психическое развитие не удается оценить в баллах. В-третьих, ситуация постоянного оценивания других, в которой оказывается педагог, почти неизбежно экстраполируется им и за пределы школьного класса, что порождает стремление количественно оценить любую деятельность (в том числе и деятельность школьного психолога). Сам психолог обычно не может и не хочет рассматривать продукты В-четвертых, «мишенью» работы психолога чаще всего выступает эмоционально-мотивационная сфера личности ребенка, которая рассматривается в качестве базовой, основополагающей для личностного развития. Педагог воздействует прежде всего (а иногда — и только лишь) на когнитивную сферу. В-пятых, педагоги и психологи по-разному относятся к детям. Позицию педагога в отношениях с детьми можно обозначить как позицию «напротив», психолога - как «рядом» или «в стороне».
Не следует, конечно, рассматривать этот список различий как систему обвинений учителю (или психологу — по выбору читателя). Это только материал для размышлений. Разумеется, названные противоречия в профессиональных позициях не запускают автоматически механизм агрессии, но создают для этого весьма важные предпосылки. Есть, впрочем, и другие предпосылки для проявления агрессивности взрослых в школе — те, которые условно можно отнести к личностным. Условно, потому что они тесно связаны не только с личностными особенностями педагогов и психологов, но и со спецификой их профессиональной деятельности.
НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПЕПЕЛИЩЕ Начнем с педагогов. При этом будем опираться на факты, полученные в результате специальных психологических исследований. Известный специалист в области психологии учителя А. М. Митина еще в начале 90-х годов обнаружила, что показатели степени социальной адаптации учителей ниже, чем у представителей многих других профессий. В результате у педагогов часто бывают конфликты (по разным причинам) с окружающими. Частота возникновения у педагогов активных форм реагирования (и прежде всего, агрессии) в среднем значимо превышает реакции астенического характера (депрессии). К негативным последствиям следует отнести возможность формирования у учителей таких свойств личности, как несдержанность, грубость, неуверенность в своих силах, тревожность. У трети учителей показатель степени социальной адаптации Более того, исследование показало, что для учителей со стажем работы более 20 лет характерно резкое снижение всех показателей эмоциональной устойчивости. То есть через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает «эмоциональное сгорание». По данным Н. А. Аминова, среди учителей высшей категории 53% «сгоревших». При этом они характеризуются высокой тревожностью, интровертированностью. У «сгоревших» учителей низкой квалификации, наоборот, фиксируется крайний радикализм, стремление к контролю над ситуацией, открытая агрессивность. По мнению Аминова, к 40 годам
Мои собственные исследования частично подтверждают это грустное утверждение: резкий спад показателей социальной адаптации происходит у педагогов старше 42 лет. Причиной этого явления можно считать снижение у них уровня рефлексивных А раз так, то становится понятно, откуда появляется неприкрытая агрессия по отношению к тем, кто не является «своим», в нашем случае — к психологам. Хотя, на самом деле, от агрессии «эмоционально сгоревших» не застрахованы и коллеги-педагоги, несмотря даже на «корпоративную солидарность».
НЕ СТОИТ ОБОЛЬЩАТЬСЯ Но не стоит обвинять учителей в провоцировании всех конфликтов в коллективе. По той простой причине, что все, только что сказанное об «эмоциональном сгорании», может быть, по-видимому, с тем же успехом отнесено и к психологам. Исследований на эту тему, правда, не очень много. Но есть основания предполагать, что в процессе профессиональной деятельности с психологами происходят такие же превращения, как и с учителями. А значит, профессиональная стагнация, снижение уровня социальной адаптации и А ведь довольно часто психолог, прознавший об исследованиях, описанных выше, не только начинает относиться к учителям с изрядной долей высокомерия, но и абсолютно бестактно упрекает их в профессиональной непригодности прямо на педагогическом совете (бывает и такое). Иногда можно услышать от психологов разговоры о ригидности учителей, их нежелании повышать свой профессиональный уровень, их «родительски авторитарной» позиции по отношению к ученикам и окружающим людям. Так кто же тогда более агрессивен? ЧТО ЗА АМБИЦИЯМИ Порой амбиции педагогов ни в какое сравнение не идут с профессиональным апломбом психологов. Еще бы! Ведь психолог ощущает себя едва ли не мессией, пришедшим в школу, дабы спасти нежнейшие души детей от звероподобных созданий, только и мечтающих о том, чтобы наплодить как можно больше дидактогенных расстройств. Ведь это он, психолог, способен интерпретировать слова и поступки учителя как проявления нарциссизма и эдипова комплекса. Это он, психолог, видит все ошибки, заблуждения и просчеты педагога и может научить того, как правильно обучать
Презрительное отношение психологов к педагогам, к сожалению, не исчезло в школе за последние годы. До сих пор профессия психолога воспринимается как элитарная (об этом можно судить хотя бы по количеству факультетов, которые готовят психологов), в то время как престиж учительской профессии неуклонно катится вниз. Но ведь как часто за амбициозностью психолога - только пустота, потому что он не знает, как определить причины трудностей ребенка, не умеет вести психокоррекционную работу, не может ничего порекомендовать учителям. А те, видя беспомощность психолога, искренне не понимают, зачем нужен в школе такой «специалист».
СО СВОИМИ МЕРКАМИ Даже если психолог является квалифицированным и хорошо подготовленным, ему бывает очень непросто доказать учителям и администрации эффективность своей деятельности. Учителя недоумевают: в чем же заключается эта «психологическая работа», Объяснить же, в чем состоят обязанности психолога и каково содержание его работы, бывает ой нелегко, потому что учителя подходят к оценке его деятельности со своими, педагогическими мерками и ждут от него если уж не преподавания, то, по крайней мере, воспитательных действий по отношению к нарушителям дисциплины. Хорошо, если А раз непонятно, что делает психолог в школе, не видно, как именно он работает, то и вывод напрашивается сам собой: бездельничает, напрасно зарплату получает. Вот и повод для агрессии.
ЧТО ДЕЛАТЬ? Психологу не следует жалеть сил и времени на то, чтобы везде, где возможно — на заседаниях методобъединений, собраниях, педсоветах, в частных беседах, объяснять учителям, в чем состоит сущность психологической работы, рассказывать о том, Нужно также искренне интересоваться трудностями учителей, самому предлагать свои услуги, можно организовать постоянно действующий семинар для учителей по какой-либо психологической проблеме. Провести общешкольные психологические мероприятия (например, в рамках недели психологии) и вовлечь в это учителей. А самое главное — относиться к педагогам с искренним уважением. Напрочь отказаться от обвинений в их адрес и любых форм агрессии. Постоянно помнить о том, что у нас, психологов и педагогов, есть наши ученики, чьи проблемы являются
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|