Занятие 5. Где мне сесть?. Цель: создать возможности, чтобы ребенок мог задуматься о природе человеческой привлекательности и симпатии
Занятие 5. Где мне сесть? Цель: сформировать у детей представления о зависимости эмоциональных реакций от ситуаций общения. Порядок проведения. На открытом пространстве детям предлагается приблизиться друг к другу на максимально удобное для общения расстояние. Психолог следит за тем, как дети осуществляют этот процесс, и затем просит их объяснить, почему они выбрали такое расстояние. После этого он предлагает детям удалиться друг от друга и общаться с этого расстояния, а потом объяснить, что они при этом испытывают и что изменилось. Выбрав наиболее комфортное пространственное размещение, дети должны объяснить, какое эмоциональное состояние они испытывают на различных дистанциях общения. Занятие 6. Цель: создать возможности, чтобы ребенок мог задуматься о природе человеческой привлекательности и симпатии. Стимульный материал: изображения человеческих лиц. Порядок проведения. Психолог показывает детям изображения разных людей и просит отметить те, которые им более всего понравились. Затем выбирает те портреты, которые понравились большинству или всем, и просит объяснить, почему именно эти портреты привлекли внимание детей. Дети описывают свои эмоциональные реакции, возникающие при просмотре тех или иных изображений. В следующем упражнении детям предлагается объяснить смысл поговорки: «Не все то золото, что блестит». В результате занятия психолог подводит детей к пониманию того, что не только внешняя привлекательность, но и внутренние достоинства человека позволяют нам признать его красоту. Занятие 7. Цель: формирование у детей умений и навыков неконфликтных реакций.
Порядок проведения. В ходе занятия разыгрываются ситуации, в которых сказочные персонажи должны участвовать в решении спорных вопросов и проблем. Сначала сказочным персонажам предлагают самостоятельно разрешить эти вопросы, а затем психолог предлагает решение этих проблем с использованием приемов неконфликтного реагирования. В заключение занятия детей просят объяснить, какие способы реагирования привели к положительному решению ситуации и почему. Занятие 8. Цель: познакомить детей с тем, как важно испытывать сочувствие к другим людям. Порядок проведения. В начале занятия конструируется сказочная ситуация, в которой персонажи помогают одному из них справиться со сложным положением, причем его дети выбирают сами. Затем психолог просит объяснить каждого ребенка, что он чувствовал, когда помогал другому, и в итоге подводит всех к выводу о том, что помощь может вызывать радостные чувства и у того человека, который ее оказывает. Психологическая коррекция характерологических деформаций детей В структуре характерологических особенностей детей с ЗПР часто отмечаются деформационные изменения. В этой связи следует включить в программу коррекционной работы следующие методы: Метод коррекции нарушений характера. При использовании данного метода важно соблюдение следующих условий: 1) урегулировать питание и сон, пребывание на свежем воздухе, чередование физической активности и отдыха; 2) крайне целесообразны физические нагрузки (естественные движения, игры, пешеходные экскурсии, спорт). Метод фиктивной, мнимой коррекции особенно пригоден в раннем детском возрасте в тех случаях, когда симулируются (выдумываются) отдельные расстройства. Он состоит в том, что ребенка уверяют, что если он выпьет это лекарство (вместо которого дается соленая или сладкая вода) (эффект плацебо), то он будет совершенно здоров.
Метод коррекции заострения отдельных характерологических особенностей. (Метод построен на стратегии профессора П. Г. Вельского. )
В состав метода входят следующие основные направления:
1) дружественная и эмоциональная связь психолога с ребенком вызывает его желание подчиниться требуемому режиму деятельности; 2) катарсис — очищение психики ребенка от предшествовавших переживаний путем «эмоциональных» бесед с психологом; 3) постепенный перевод эмоциональной энергии, освободившейся после катарсиса, на новые социально полезные цели на основе закона трансформации эмоций: 4) перевод одной эмоции на смежную с ней, близкую по природе другую эмоцию, например азарта - в спорт, физического мазохизма — в психический, т. е. перевод поэзии 5) изменение целевой установки данных эмоций (например, целесообразен перевод хаотической стихийной агрессивности в агрессивность по отношению к объективным со 6) постепенный отрыв ребенка от индивидуальной связи с психологом и полное направление психической энергии на ближайшее окружение. Представленная схема проведения коррекционных мероприятий с детьми может рассматриваться как система ориентиров, которая будет наполнена конкретным содержанием в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Все перечисленные в главе программы могут быть включены в работу профильных учреждений (образовательных и медицинских), занимающихся проблемами детей с ЗПР. Участие родителей обеспечивает эффективность стратегии и тактики коррекционной работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|