Способы психологической профилактики
Способы психологической профилактики Упражнение «Основные потребности практикующего психолога». Для того чтобы расти, развиваться и сохранять творческую форму, необходимо иметь возможность: 1. Описать свою работу в условиях конфиденциальности. 2. Получить обратную связь/руководство. 3. Постоянно развивать профессиональные навыки, получать новые знания. 4. «Выпускать пар», если чувствуется злость, усталость от перегрузок, теряется вера в себя. 5. Уважать свои чувства - как позитивные (радость, удовлетворение), так и негативные (подавленность, горечь неудачи). 6. Чувствовать себя оцененным коллегами.
Подумайте: ü Какие из этих потребностей удовлетворены в настоящий период вашей жизни в достаточной мере? А какие - удовлетворяются не полностью или не удовлетворяются вообще? … ü Что вы могли бы сделать в своей нынешней ситуации, чтобы удовлетворить эти потребности? Постарайтесь быть максимально конкретными в ответе на этот вопрос. Подумайте о том, где вы могли бы удовлетворить эти потребности, кто мог бы вам помочь, кто или что может этому помешать — во внешней ситуации или в себе самой. С какими трудностями вы можете встретиться, в чем вы нуждаетесь, чтобы их преодолеть? Упражнение: «Подкрепляющие и ограничивающие сообщения». Ещё один подход к тому, как консультант может позаботиться о себе, разработан в рамках транзактного анализа. Он основан на осознании и проработке подкрепляющих и ограничивающих сообщений, звучащих в каждом из нас и способствующих нашему личностному и профессиональному росту или тормозящих его. Примеры ограничивающих сообщений: • Не чувствуй! Не будь эффективным! Этого недостаточно!
• Не проявляй инициативу! Не будь слишком любопытным! Не делай ничего! • Не доверяй своей интуиции! Не живи согласно своим чувствам! Не иди навстречу своим потребностям! • Не думай! Не злись! Не отделяйся от других! (Иди на компромиссы). • Не будь здравомыслящим! Не будь сильным! Не будь прямым! Не люби! • Не будь тем, что ты есть! (Будь таким, каким другие хотят тебя видеть) • Не спорь! Не делай ошибок! Примеры подкрепляющих сообщений: • Живи, исследуй мир, питай свои чувства! Это хорошо! • Ищи свои границы, учись говорить «нет», будь самостоятельным, отделенным от меня! Это хорошо! • Это нормально — иметь свой взгляд на мир, быть тем, что ты есть, пробовать свои силы! • Это нормально — учиться думать по-своему, искать свои собственные моральные принципы и убеждения.
Подкрепление — это ваше собственное позитивное утверждение о самом себе или о какой-то одной стороне вашей личности (о чувствах, уме, душевных качествах). Обычно оно выражается в виде Я-высказывания и в настоящем времени, т. е. «Я обладаю..., Я являюсь... » вместо «Я не являюсь..., Я хочу..., Я буду…». Если вы записываете подкрепление, используйте разговорный язык и простые, короткие фразы. Пробуйте различные формы высказывания и повторяйте его столько раз, сколько захотите. Если сможете - скажите свою подкрепляющую фразу вслух, можете даже записать её на магнитофон и потом послушать. Подкрепления - это здоровые сообщения, которых вы не слышали или слышали недостаточно в детстве. Более того, часто подкрепляющие утверждения противоположны по своему содержанию, внутренним убеждениям, прямым или косвенным сообщениям, которые вы усвоили с детства, например:
Я ДОВЕРЯЮ СЕБЕ (Я ПОДОЗРИТЕЛЕН) Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ (Я НЕДОСТОИН ЛЮБВИ)
Я ДОВЕРЯЮ МИРУ (Я ВСЕГДА ДОЛЖЕН БЫТЬ НАСТОРОЖЕ) У МЕНЯ ПРЕКРАСНЫЙ БРАК (ЛЮБОЙ БРАК — ЭТО ЖАЛКИЙ КОМПРОМИСС) Я ДОВЕРЯЮ СВОИМ ЧУВСТВАМ ВО ВСЕМ, ЧТО Я ДЕЛАЮ ИЛИ ХОЧУ СДЕЛАТЬ (чувства только вредят ясности мышления)
Использование подкрепления в процессе обучения и изменений может состоять в том, чтобы сформулировать свою цель в настоящем времени, так, как будто она уже достигнута: Я ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ ДОВОЛЬНЫМ СОБОЙ — Я МОГУ БЫТЬ ДОВОЛЬНЫМ СОБОЙ. Упражнение: «Колесо личного благополучия». Хотя понятие «сгорания» связывают по преимуществу с работой, но невозможно не признать, что все сферы нашей жизни взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. Потому время от времени необходимо отражать и оценивать свою жизненную ситуацию в целом. Инструкция. 1. Отметьте точкой на каждой спице колеса то, как вы оцениваете свое состояние в данный момент 2. Проведите линию, последовательно соединяющую эти точки друг с другом. 3. Сравните контуры «идеального колеса» с той фигурой, которая получилась после соединения точек. Теперь попробуйте оценить для себя: 1. Какая сфера жизнедеятельности у вас наиболее благополучна? Какая наименее благополучна? 2. Рассмотрите получившийся отсоединения точек контур. Похож ли он на круг? Может ли ваше колесо «катиться по жизни»? Какие чувства оно у вас вызывает? 3. Что бы вам хотелось изменить? 4. Перечислите шаги, которые вам необходимо сделать, чтобы достичь этих изменений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|