Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1…Л:dЗ 2.Л:dЗ Се4. 3.Лd2  Ф:с4 4.Лfd1 Сd5!. 3.Kf5 Ке5 4.С:е5. 4…Л:е5 5.Kh4 Сh3 6.Лfе1 Ле4(с угрозой Л:h4)7.f3 Ле8 8.Фf2 Cd7 9.Ле2  g6.




1…Л: dЗ 2. Л: dЗ Се4.

Теперь белые вынуждены ли­бо отдать качество (Лd4), либо примириться с потерей пешки с4. Эта пешка очень важна, так как она отнимает у неприятель­ских фигур важное центральное поле d5. После её устранения чёрный ферзь с силой войдёт в игру. И, наконец, у чёрных ос­таются два слона, что, в сущно­сти, лишает разменную опера­цию риска. Если представить себе, что у белых на сЗ вместо слона стоит конь, то в этом слу­чае у чёрных были бы даже луч­шие шансы.

3. Лd2  Ф: с4 4. Лfd1 Сd5!

Белые угрожали ходом 5. Лd8, вынуждая размен ладьи. У белых в этом случае оказалось бы преимущество. Обладание хорошим центральным полем d5 даёт чёрным возможность легко парировать эту угрозу.

5. hЗ f5.

Чтобы освободить ферзя, за­нятого ввиду угрозы Л: d5 защи­той ладьи с8.

6. Фg6.

Белые всё ещё продолжают косвенно угрожать ладье (Л: d5 и затем Феб). Но, конечно, атака уже выдохлась, и Мароци, види­мо, готов уже вернуть качество, чтобы форсировать уравнение шансов. Если бы он отступил ферзем, защищая пешку f4, то чёрные взяли бы пешку «а» и имели бы преимущество.

                                                                                                                                                                      

6…Ф: f4 7. Л: d5! ФеЗ+ (конечно, не 7. e: d5? ввиду 7... Фе6 и т. д. ) 8. Kph1 e: d5 9. Ф: f5 Лd8 10. Л: d5, и партия через несколько ходов закончилась вничью.

Очень хороший пример обо­юдной корректной отдачи каче­ства с целью избежать неприят­ностей.

Силу ладьи и двух слонов против двух ладей и коня пре­восходно иллюстрирует сле­дующий пример:

 

Нимцович - Шлехтер
Гамбург, 1910г.

 

                             

                                                      

 

                                                        Ход  чёрных.

 

В этом положении белые сто­ят хорошо и при спокойном про­должении они развили бы давле­ние. Шлехтер, обладавший изумительно тонким позицион­ным чутьём, сразу почувствовал опасность и немало озадачил противника блестящей жертвой качества:

1…с5!

На первый взгляд кажется зевком, на самом деле, однако, оказывается глубоко продуман­ной жертвой! Чёрные получают Л+2С против 2Л+К, одним уда­ром устраняют все угрозы про­тивника и сами получают неко­торые шансы на атаку королев­ского фланга белых, лишённого главной защитительной фигуры — слона g2.

2. С: а8 Ф: а8.

Обращаем особое внимание на получившуюся пешечную конфигурацию, которая одна уже в значительной мере оправ­дывает жертву качества. Чёрные пешки неуязвимы и прегражда­ют ладьям противника все ли­нии, тогда как ладья чёрных рас­полагает двумя полуоткрытыми линиями. Белые пешки расположены так, что без серьёзного ухудшения позиции они нигде не могут быть использованы в целях прорыва. Следовательно, они не обладают действенной силой. Хотя конфигурация чёрных пешек защитительная, их можно использовать для атакующих целей, например для подрывов а7—а5—а4 и т. д. или h7—h5— h4 и т. д. Один из этих подрывов осуществляется в партии.

 

3. Kf5 Ке5 4. С: е5.

                                                                                                                                                            

Белые должны пресечь дея­тельность коня, угрожающего занять поле f3, им приходится разменять его. Но это, несо­мненно, входило в план Шлехтера, так как, теперь получается ранее указанное выгодное соот­ношение фигур.

4…Л: е5 5. Kh4 Сh3 6. Лfе1 Ле4(с угрозой Л: h4)7. f3 Ле8 8. Фf2 Cd7 9. Ле2  g6.

У чёрных удобная игра, те­перь и второй слон становится активен. Белым же очень трудно создать обещающий план. Тур­нирный сборник рекомендует путешествие коня на

поле d5, что, конечно, заслуживало рассмот­рения.

10. Лf1 Cg7 11. Фе1 а5!

После того как слон занял отличную диагональ а1—h8, чёрные чувствуют себя настоль­ко хорошо, что сразу переходят к прямой атаке. Угроза подрыва а5—а4 тем сильнее, что её нель­зя предотвратить ходом а2—а4, так как чёрные дважды напали бы на пешку «b» и выиграли бы либо её, либо пешку а4.

В партии последовало: 12. Kg2 а4 13. b4.

У белых нет хороших про­должений! Если они допустят размен на bЗ, то им всё равно ничего нельзя будет предпри­нять на линии «а», на которой утвердится противник; если же они сами разменяются на а4, то пeшки  а2 и с4 окажутся очень слабыми. Ходом в тексте они пытаются поколебать пешечный массив с7, d6, с5 и одновремен­но запереть линию «а».

13…c: b4 14. Ф: b4 Лb8 16. ФаЗ Фа6 16. Лс2 Се6 17. ФdЗ (не­удачная идея! Белые попадают под связку) 17... d5! 18. Kf4 d: c4 19. Фе2 аЗ! 20. Лd1.

Если белые меняются на е6, чтобы затем взять на с4, то им придётся после Ф: е6 или отдать пешку еЗ, или допустить втор­жение ладьи на b2. В обоих слу­чаях у чёрных с их сильной про­ходной пешкой будут лучшие шансы.

 

20…h5 21. Лdd2 Лb2 22. Kpg2 Фc6 23. Л: b2.

Хороших продолжений уже нет. Белые отдают качество об­ратно ввиду угрозы с4—сЗ. Но этот акт отчаяния не помогает.

23…a: b2 24. Л: b2 С: b2 25. Ф: b2 сЗ 26. Фс2 Сс4 27. Крf2 Са6 28. е4 Фb6+ 29. Kpg2 Фb2.     Белые сдались.

Ещё один пример жертвы ка­чества без немедленной матери­альной компенсации в интересах атаки:    

 

                                                  Бринкман - Кмох               

                                                                          Кечкемет, 1927г.

 

 

                                             

 

                                                                                                                                                            

У чёрных некоторое позиционное преимущество, так как их слон сильнее неприятельского. Его можно использовать для атаки пешеч­ной цепи белых. Чёрные могли бы, заняв линию «b», вызвать размен тяжелых фигур, чтобы  попытаться  реализовать в эндшпиле преимущество.

Однако сомнительно, чтобы им удалось добиться, таким образом, решающего результата. Они находят, однако, значительно более сильный способ использо­вания перевеса:

1…g5! 2. d5. Если белые не делают этого хода, то они подвергаются той же атаке, что и в партии, но без выигрыша материала.

2…c: d5. Если хочешь атаковать на фланге, надо укрепить центр! После 2... ed? белые получили бы контршансы на линии «f».

3. С: h8 Л: h8 4. h: g5. Конечно, не 4. fg, так как на это последовало бы C: g3.

4…h4. «Гвоздь» всей стратегии чер­ных! Теперь начинается систе­матический подрыв позиции рокировки белых.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...