Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

19.Kfd5 К:g4 20.Ке7 Лg7 21.Лd6+ Kph5 22.Лf3 Kgf6 23.Лh3+ Kpg4 24.Лg3+ Kph5 25.Kf5 Лg6 26.Ке7 g4?




19. Kfd5 К: g4 20. Ке7 Лg7 21. Лd6+ Kph5 22. Лf3 Kgf6 23. Лh3+ Kpg4 24. Лg3+ Kph5 25. Kf5 Лg6 26. Ке7 g4?

Черные, по-видимому, думают ещё о выигрыше, между тем они должны были бы радоваться воз­можности ничьей через повторение ходов. Сомни­тельно, конечно, удовлет­ворились ли бы этим бе­лые, так как положение их опять очень сильно. На 26... Лg7 могло бы пос­ледовать 27. Kcd5!, и чер­ные не могут меняться на d5 ввиду мата в 2 хода: Лh6+ и Лh3х.

27. K: g6 Kp: g6? (правильно 27…h: g6! ) 28. Л: g4+ Kpf7 29. Лf4 Kpg7 30. е5 Ке8 31. Ле6. Чёрные сдались.

В этой партии Капабланка упустил атаку, и она вновь получилась благодаря слу­чайности. Партия из того же турнира против Ильина-Же­невского окончилась для не­го не так благополучно: он не нашел правильного про­должения победоносной атаки м проиграл.

6. РЕНЕССАНС АТАКИ.

В следующих двух парти­ях атаку ведут лучшие ма­стера атаки в наше время Алехин и Боголюбов.

Алехин – Вольф

                                                                  Пьештяни, 1922 г.

1. d4 d5 2. Kf3 c5 3. с4 c: d4 4. c: d5 Kf6 5. K: d4 а6 6. е4! К: е4 7. Фа4+ Cd7 8. Фb3 Кс5 9. Фе3 g6 10. Kf3! Фс7 11. Фс3! Лg8 12. Се3 b6 13. Kbd2 Cg7 14. Cd4 C: d4 15. Ф: d4 Сb5 16. C: b5+ a: b5   17. 0-0 Ла4 18. b4 Фd8 19. а3 Kbd7 20. Лfe1 Kpf8 31. d6! Ке6. Конечно, нельзя брать пешку.

 

                                                  

                                                                                                                                                                 

22. Л: е6!! Эта краси­вая жертва качества яв­ляется кульминационным пунктом атаки и делаетеёнеотразимой.

22... f: e6 23. Kg5  Фb8.

23... e5 не спасало партии: тогда белые вы­игрывали бы, продолжая 24. Фd5 Фе8 25. Ке6+ Kpf7 26. Кс7+ е6 27. Фf3+ т. д.

24. K: е6+ Kpf7 25. Kg5+ Kpf8.

Если бы черные отсту­пили королем на е8, то бе­лые продолжали бы атаку ходомЛе1.

26. Фd5! Лg7 27. Kе6+ Kpg8 28. K: g7+ Kp: g7 29. d: e7 Kf6 30. Ф: b5 Лa7 31. Ле1 Фd6 39. e8К+.

 Чёрные упорно и непло­хо защищались, но спа­стись они не могут.

 Бросается в глаза сход­ство с приведенной в на­шей статье партией Чи­горин – Поллок: проход­ная пешка е7 жертвуется в интересахбыстрейшегодостижения победы.

32... К: e8 33. Ф: е8 Ф: d2 34. Фе5+ Kpf7 35. h4 Л: а3? 36. Фе8+ Kpg7 37. Ле7+ Kph6 38. Фf8+   Kph5 39. Ле5+ Kpg4 40. Лg5+. Чёрные сдались.                                                                           

Алехин разыграл дебют очень интересно и с боль­шим подъемом. Небольшую ошибку противника, ход 5... а6, он использовал образцо­во. Он не побоялся слабо­сти изолированной пешки d5, но сумел сделать её си­лой своей позиции. Свобод­ноот всяких шаблонов раз­вернулось его искусство к ве­дению атаки. Это показыва­ют четыре хода ферзем – все очень тонкие и чрезвы­чайно сильные. Например, Таррашу никогда не при­шло бы в голову, что в та­кой ранней стадии партии можно успешно атаковать одним ферзем! Потому что он – метод, Алехин – ин­туиция.

Четвертыйход ферзем (11. Фс3) явно показывает, что белые переиграли про­тивника, который уже ли­шился рокировки и возмож­ности целесообразного раз­вития. Эта типичная совре­менная партия – особенно характерна для стиля Але­хина. Как создание атаки, так и оригинальность поста­новки партии, и обилие вы­явленных тонкостей – всё здесь замечательно и до­стойно величайшего восхищения.

После того, как таким пу­тем позиция противника подготовлена к наступлению на неё, начинается класси­ческая часть партии – пря­мая атака на короля, кото­рую Алехин проводит с классическим искусством.

                                                   Боголюбов – Земиш

                                                       Пьештяни, 1922 г.

1. Кс3 c5 2. е4 е6 3. Kf3 а6 4. d4 c: d4 5. K: d4 Фс7 6. Сd3 Kf6 7. 0-0 Се7 8. Kph1 b5 9. f4 d6 10. e5 d: e5 11. f: e5 Ф: е5 12. Фf3 Cd6 13. g3 Ла7 14. Cf4 Ф: d4 15. Се3 Сb7 16. С: d4 С: f3+ 17. Л: f3 Лс7 18. C: f6 g: f6 19. Ke4 Ce5 20. K: f6+ Kре7 21. Лаf1 С: b2 22. K: h7.

Стили игры Боголюбова и Алехина родственны лишь в основном – в том, что оба стремятся к атаке. Однако способы и пути ведения атаки у обоих различны. Игру Алехина характеризует изящество и тонкость, Бого­любова же – стремитель­ность и непосредственность. Дан­ную партию он с самого на­чала вёл в старинном стиле, напоминающем бурный гам­бит. Его не смутило, что противнику удалось рано разменять ферзей, – он продолжал атаку с неосла­бевающей энергией и пред­принял смелое пожертво­вание фигуры, рассчитать последствия которого было невозможно, и на которое Боголюбов решился, лишь руководствуясь своим чутьём атаки. А это чутье за последнее время у шах­матных маэстро в значи­тельной мере атрофирова­лось. Лишь у наших совре­менников, в особенности у Боголюбова, оно вновь проявляется с юношеской свежестью.

Следующая часть партии восхищает неудержимо со­крушающей деятельностью белых ладей. Атака очень трудна, но Боголюбов всё время находит сильнейшие ходы и, наконец, выигрыва­ет фигуру, а с нею и пар­тию. Тотчас же по оконча­нии партии некоторые из присутствовавших маэстро утверждали, что на стороне чёрных было преимущест­во, но при разборе пар­тии с Боголюбовым дока­зать это не удалось никому. Это говорит больше, чем длинные анализы. Белые вполне правильно поступи­ли, когда в надежде на свою изобретательность и силу жертвовали коня.

 

                                               

22... f5 23. Kg5 Cf6. Само собой разумеется, белые предусматривали, что их конь окажется за­пертым, и его необходимо будет жертвовать.

24. K: е6! Kр: e6 25. C: f5+ Kрd6 26. Се4 Сc3 27. Лd1+ Kрe5 28. Ле3 b4 29. Лd5+ Kpf6 30. Cd3 Kс6 31. Лf5+ Kpg7 32. Ле4 Лf7 33. Лg5+ Kpf8 34. Kpg2 Лh6 35. Сc4 Лg7 36. Лf5+ Лf6 37. Л: f6+ C: f6 38. Ле6 Kd4 39. Л: f6+ Kpe7 40. Л: а6 Лg5 41. h4. Чёрные сдал­ись.

Все напечатанные выше партии приведены мною только для иллюстра­ции высказанных в начале статьи мыслей. Они освеще­ны лишь со стороны веде­ния атаки, но я не ставил себе задачей дать полные комментарии к ним. Точно также и говоря о различ­ных маэстро, я не ставил себе целью дать исчерпывающие характеристики их, но отмечал лишь различия в их игре с точки зрения ведения атаки.

Тема велика, места мало. Поэтому я должен ограничиться наиважнейшим и коснуться лишьтех из великих мастеров, в ведении атакикоторых имеются какие-либо характерные осо­бенности. Мы видели эво­люцию атаки в разные эпо­хи. Мы видели её безраздельное господство в клас­сический период, мы вида­ли упадок её в следующие эпохи, – то вследствие осторожности, то вследст­виебоязливости, – видим современноенам блестя­щее возрождение её. Ста­ринныеидеалы эпохи бури и натиска опять заняли центральноеместо в шах­матном творчестве: быть может, мы увидим и Морфи наших дней, быть может, он уже среди нас. Нужно лишь поискать его».

                                                                                               

                                                                                     ВЕНА, октябрь 1926 г.                                           

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...