Как основа управления деятельностью учения
Проблема управления деятельностью учащегося вовсе времена была актуальной проблемой обучения. Опыт деятельности учения у некоторых учащихся складывается самостоятельно, однако чаще для того требуется воздействие управляющих факторов со стороны преподавателя (А.Д. Гладун). Оперативному руководству субъектной деятельностью учения предшествует подготовительная работа преподавателя. На этом этапе преподаватель структурирует учебный материал по компонентам функционально-действенного комплекса физической информации и проводит учебно-методический анализ формируемой предметной деятельности, в котором определяет: 1)уровни формируемой деятельности, 2)фрагменты деятельностей, которыми владеют обучающиеся, 3)действия и операции, входящие в состав формируемой деятельности. Отбирают: 4)предметные ситуации для рассмотрения, 5)критерии оценок правильности этапов выполнения деятельности, 6)способ проверки полученного результата. Предопределяют 7)познавательную новизну выполняемой деятельности учения. При проектировании индивидуальной деятельности субъекта в обучении проводится анализ проблем и затруднений, с которыми объективно могут встретиться учащиеся при выполнении своей учебной деятельности. Руководство деятельностью учения заключается в организации выполнения индивидуальной деятельности учения обучающимися, ее мониторинге и необходимой корректировки у отдельных студентов. Оперативное руководство деятельностью учения означает, конечно, вмешательство преподавателя в деятельность обучающегося. В ряде случаев это является необходимым, но всегда ответственным моментом обучения, т.к. неумелое и непродуманное вмешательство, прямая подсказка чаще приводят к обратному результату, к разрушению феномена деятельности учебно-познавательного акта. Смысл оперативного руководства индивидуальной деятельностью учения так определил В.Д. Шадриков: «Учитель, как правило, знает, какие процедуры и операции необходимо использовать при решении задачи. Но нужно, чтобы их нашел ученик, а учитель должен создать условия, которые помогут ученику найти эти процедуры и операции» (с. 152).
Индивидуальная деятельность учения – это последовательность больших и малых проблем, объективных и субъективных, встречающихся у учащихся при выполнении ими деятельности учения. Задача оперативного управления ходом этой деятельности со стороны преподавателя состоит в том, чтобы подвести обучающегося к осмыслению стоящей перед ним проблемы, к выделению им неясных вопросов в содержании материала или в осуществлении предметной деятельности по физике, вызвавшей затруднение. Осуществление своей индивидуальной деятельности учащимся, также как и руководство ею со стороны преподавателя, проводится с опорой на ориентировочную основу деятельности учения и ее поэтапную модель, которые, как уже отмечалось, рассматриваются не как структура алгоритма, а как содержание этапов индивидуальной деятельности учения субъекта. Корректирующее действие преподавателя осуществляется в форме методологической помощи, советов, методических рекомендаций, косвенных подсказок, подводящих обучающегося к правильным действиям, исправляющих ход решения учебной задачи. Эти действия преподавателя и обучающихся можно систематизировать и наполнить конкретным содержанием, взяв за основу систему ориентировочных действий субъекта при выполнении своей индивидуальной деятельности учения. 1). Отразите содержание задачи в форме рисунка (рисунков), схемы, графика и т.д., представьте процесс в развитии, укажите и, по возможности, рассчитайте характеризующие его физические величины (даже если это не предусмотрено условием задачи). Вспомните, какие изучаемые ранее модели похожи на рассматриваемый физический процесс или предметную ситуацию.
2). Установите и раскройте значение всех терминов и непонятных слов в условии задачи, восстановите, связанную с ними информацию. Актуализация и рефлексия начинаются вместе с раскрытием обозначенных в условии задачи понятий, с выделения ключевых и значимых слов с восстановления относящихся к ним зависимостей, формул, законов и, вообще, всей известной обучающемуся информации об объекте применительно к данной ситуации, с припоминания выполняемых в подобных случаях действий и операций. Происходит примеривание известных и усвоенных предметных деятельностей и отдельных их составляющих к имеющейся ситуации, подъем имеющихся знаний до уровня осваиваемой деятельности. Деятельностный подход строит обучение на основе развития актуализируемых знаний, а не ограничивается их простым повторением перед решением задачи. Осмысление условия задачи как бы сопровождается «сомнением» в возможности подобного, попыткой представить, объяснить рассматриваемый процесс и т.п. На этапе рефлексии над знаниями, чтобы активизировать мышление студентов, побудить их к активному исследованию свойств рассматриваемого явления, можно задать интригующий вопрос. Так, в задаче об изменении угла между векторами полного ускорения и скорости точки, лежащей на ободе равноускоренно вращающегося колеса, можно подвергнуть сомнению факт изменения этого угла, что включает студентов в активный процесс анализа своих знаний. Цель рефлексивного анализа знаний – актуализировать имеющиеся знания, проверить и подтвердить их, примерить к новой ситуации, увидеть новые свойства и отношения знаний. 3). При необходимости переформулируйте вопрос задачи, чтобы была полная ясность, какую величину надо найти, наполнить вопрос задачи конкретным содержанием (особенно, если последний представлен в описательной или риторической формах). Очень часто возникает необходимость перевести его на язык математики, конкретной фактуры. К примеру, определение угла – это, как правило, отыскание его тангенса, который представляет отношение каких-то величин (проекций скоростей, импульсов, сил и т.п.). Иногда надо догадаться, что, к примеру, искомое время есть доля периода колебания и т.п.
4). Идею решения новой задачи могут подсказать решенные ранее задачи и вопросы, знание основных задач научной дисциплины и методы их решения, знание общих подходов к решению физических проблем (кинематических, динамических, на основе законов сохранения и т.д.). Наконец, при затруднении можно просто подыскать формулу, в которую входит искомая величина, и на основе которой она могла бы быть найденной. 5). Сложную задачу начните решать с простого ее варианта, опустив при этом некоторые требования условия и превратив ее тем самым в знакомую задачу, которую решали раньше. Решите эту упрощенную задачу, вспоминая приемы, действия и операции решений, после чего вернитесь к заданной задаче. Для управления индивидуальной деятельностью учения при коллективном характере обучения используются задания, организующие индивидуальную самостоятельную работу студентов. С помощью таких заданий можно проектировать сценарии семинарских занятий по физике. Например, семинар по теме «Явление Холла в металлах и полупроводниках», который приводим в сокращении: 1.Механизм явления. Выполните рис., поясняющий возникновение эффекта Холла в металлической пластине. Укажите направление возникающего поперечного электрического поля. Получите формулу, связывающую электр. и магн. поля. Как напряженность поперечного электр. поля зависит от плотности тока в пластине? От какого размера пластины образца зависит холловская разность потенциалов? Запишите соответствующие аналитические выражения. 2.Постоянная (коэффициент) Холла. Что наз. постоянной Холла? Запишите ее выражение для металла и полупроводника, обладающего примесной проводимостью. Введите постоянную Холла в формулу, связывающую Е и j. Предлагаемая ниже задача демонстрирует способы определения постоянной Холла и концентрации переносчиков тока. Сравните полученные результаты с табличными данными.
Задача. Тонкая пластина шириной 2см из кремния с р-проводимостью помещена в перпендикулярное однородное магнитное поле с индукцией 0.5 Тл. При плотности тока 2мкА/мм2, направленного вдоль пластины, холловская разность потенциалов оказалась равной 2,5 В. Опр. постоянную Холла и концентрацию носителей заряда. Отв.R=280 м3/Кл, n=0,53 1016 м-3. 3.Использование эффекта Холла для измерения подвижности электронов и дырок в полупроводниках. Что называется подвижностью заряженной частицы? Запишите выражение для напряжённости поля Холла, в которое входили бы подвижности частиц. Связь постоянной Холла и подвижности частиц. Задача: при комнатной температуре холловская подвижность электронов и постоянная Холла натрия соответственно равны 5,3 10-3м2/(В с) и 2,5 10-10м/Кл. Согласуются ли эти данные с электропроводностью натрия при комнатной тем-ре?
Аналогичным образом проектируется технология изучения других вопросов: постоянная Холла в беспримесном полупроводнике, практическое применение эффекта Холла и т.д. Активно привлекается электронно-вычислительная техника для организации индивидуальной деятельности учебного познания. Важным моментом в концепции деятельностного подхода является подведение итогов познавательной деятельности (А.В. Купавцев,1993). Помимо предметной оценки правильности полученного результата решения задачи и его соответствия предметному миру и жизненным реалиям, завершение акта деятельности знаменует новый шаг в осваивании индивидом окружающего мира. Вырабатываются новые означенности, достраивается и углубляется образ мира, развивается сознание, формируются новая мотивация и личностные смыслы. Акт учебной деятельности можно считать состоявшимся, если для учащегося обучение объективируется в запланированную научную информацию, сознательно выполняемые им операции и действия, в личностное отношение к окружающему миру, в развитии познавательных возможностей и качеств личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|