Содержания физического образования
Наряду с установлением научных фактов в своей области научная дисциплина разрабатывает приёмы и способы деятельности с объектами, относящимися к ней. Предметная деятельность научной дисциплины является формой выражения целенаправленной активности субъекта, соединяющего в себе в органическое целое психическое отражение мира и его преобразование. В предметной деятельности человек удовлетворяет свои потребности, источником которых являются запросы материальной и духовной сфер жизни человека, разрешимые в деятельности с тем или иным объектом. Между потребностями и предметной деятельностью существует двухсторонняя связь. Благодаря предметной отнесённости деятельности потребности в ней приобретают своё предметное содержание. Вместе с тем потребности выступают как внутреннее условие, мотивация, предметной деятельности субъекта, что регулирует конкретную деятельность субъекта в предметной среде. Предметное содержание деятельности не выводится из потребности, оно открывается совершаемой индивидом деятельностью, направленной на удовлетворение этой потребности. Обучение предметным деятельностям в физике, как цель, за исключением специальных случаев (Н.Ф. Талызина) на рассматривалось. Предметная деятельность по физике использовалась в качестве эффективного инструмента формирования прочных знаний (Теоретич. основы, 99). Современное высшее техническое образование диктует задачу овладения студентами технических университетов научно-техническими видами деятельностей. Предметная деятельность по физике становится объектом обучения входит в содержание физического образования наряду с другими задачами обучения.
Важнейшей единицей физического знания является теория, которая сводит к единому объединяющему началу все обнаруженные в данной области закономерные связи. Без теории невозможны ни теоретические исследования, ни практическая деятельность человека. И всё же объективно-истинное отражение действительности представлено в теории лишь одной стороной, которую можно назвать "созерцательной" в отличии от другой стороны знания - действенно-практической, непосредственно связанной с преобразованием действительности в соответствии с поставленной целью. Элементом логической структуры науки, в которой слиты воедино эти две стороны познания, является идея. Так называется форма, в которой человек осуществляет свои практические цели (П.В. Копнин). Вытекая из теории, идея намечает переход в практическую сферу, реализуясь теоретически и практически в научном методе. В частных методах науки, как совокупности приёмов действий над изучаемым объектом (В.В. Быков), зафиксировано объективное действенно-практическое содержание предметных знаний. Функционируя не иначе, как через посредство приводящих их в движение субъектов деятельности, научные методы отображают конкретные действия в структурах познавательной и преобразующей деятельностях человека, подчиненные конкретной цели, адекватной используемому научному методу. Последовательное применение частного метода научной дисциплины приводит к получению предусмотренного в нем конкретного результата. Научный метод реализуется в конкретных предметных деятельностях. Частные методы физики представляют собой способ решения так называемых о с н о в н ы х з а д а ч физики. Например, основная задача динамики, статистической физики, задачи квантовой механики, расчета электрической цепи, метод зон Френеля и т.д. Этим задачам соответствуют конкретные, основанные на соответствующих частных методах физики, предметные деятельности по достижению определенного результата. Предметная деятельность по физике – это отвечающий определенной цели способ достижения предопределенного физической задачей конкретного результата на основе выдвинутой теоретической идеи и результирующих ее действий и операций. В структуре нормативной предметной деятельности будем выделять следующие составляющие:
· объект деятельности, · предметная ситуация и нормативные условия, · теоретическая система как основа деятельности · правила и операции выполнения действий · нормативный результат деятельности. Эта структура согласуется со структурами исследовательской деятельности научных работников, профессиональной деятельности инженеров (Н.Ф. Талызина, Т.Г. Михалева и др.). В образовательной системе, непосредственно сориентированной на реализацию социального заказа, какой является общенаучное и профессиональное образование в техническом университете, обучение различным способам деятельности в физике приобретает самостоятельное значение в качестве физического образования в техническом университете. Предметные деятельности должны занимать особое место в теоретической концепции содержания образования, ибо в конечном счете образование заключается в овладении общественными способами деятельностей. Обычно курс физики строится на основе физических теорий. Его основу составляют 4 теоретических системы: механика, электромагнетизм, статистическая физика и термодинамика, квантовая физика. В центре внимания учебного курса физики - их структуры, аппарат, следствия, области применимости. Предметные деятельности, как составляющие содержания научной дисциплины физики, оказались отсутствующими в теоретической концепции содержания физического образования. Необходимо отобрать виды деятельностей и способы их выполнения для включения в содержание физического образования. Это осуществляется в соответствии с профилем вуза и целями обучения физике. Для учебной дисциплины разрабатывается свод способов предметных деятельностей, включаемый в обучение предмету. В нижеприведенной таблице представлены основные задачи физики, частные методы их решения и реализующие их виды (способы) предметной деятельности в различных разделах курса физики.
СВОД ПРЕДМЕТНЫХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ В ОБЩЕМ КУРСЕ ФИЗИКИ
При отборе способов предметных деятельностей учебного предмета рекомендуется опираться на дидактический подход (Теоретич. содержание, 240), наиболее полно и гибко учитывающий различные аспекты этого проектирования. Свод деятельностей должен быть не только адекватным целя обучения, но и быть инструментальным, т.е. готовым к применению, удовлетворять требованиям полноты охвата их конкретного представления. Свод предметных деятельностей охватывает спектр деятельностей, отражающих деятельностное содержание физики, а также включает деятельности, типичные для данной отрасли производства. К примеру, расчет электрической цепи в курсе физики, учебное конструирование установки в соответствии с физическими принципами ее работы, умение ориентироваться в системах производства и т.п. Поскольку социальный заказ включает не только управление и развитие общественного производства, но и воспитание его главного участника – специалиста, обладающего необходимыми задатками и личностными качествами, то в содержание физического образования включают предметные деятельности, которые формировали бы целостные ориентиры, осознанное и бережливое отношение к природе, производству, человеку, побуждали и развивали творчество, профессиональную инициативу, готовность и возможность восприятия современных научных технических идей, логико-понятийную сферу личности и т.п. Принято структуру запаса усваиваемой новыми поколениями информации, в частности, по физике, представлять в виде модели, состоящей из медленно меняющегося со временем ядра фундаментальных знаний, и подверженной быстрым изменениям в связи с прогрессом техники и новыми технологиями оболочки прикладных вопросов (В.А. Фабрикант). Считалось, что «некоторое представление об оболочке главным образом нужно для того, чтобы у студентов не возникло представления о науке как о чем-то совершенно застывшем» (там же). Поэтому в оболочку, включались, в основном, сведения иллюстративного характера, демонстрирующие возможности «полезного» использования изучаемой физической информации. Иного понимания требует образовательная система по физике в исследовательском техническом университете 21 века, для которого характерен высокой уровень фундаментальных знаний, присущий ранее классическим университетам, с сохранением прикладного характера научно-технических исследований в избранной отрасли производства (И.Б. Федоров, 192). Оболочка информационной модели запаса знаний, отвечающая требованию деятельного овладения научной информацией в соответствии с социальным заказом, представляет собой свод важнейших способов деятельностей научной дисциплины в избранной области инженерной практики. Иной должно быть ядро рассматриваемой модели запаса знаний. Просто отождествлять его с научной картиной мира было бы недостаточным, ибо в сознании человека знания об окружающем мире должны быть представлены не только своим информационным содержанием, но и быть организованными в такой форме, которая открывает возможности их синтетического использования в производстве, бизнесе, управлении и самоуправлении поведением индивидов. (См. параграф 3.5). Включение предметных деятельностей в обучение в качестве единиц содержания требует их адаптации к задачам и условиям обучения, учета принципов и современного толкования характера учебного процесса, его средств и методов, динамики, а также психологии потребностей и возможностей контингента обучаемых. Предлагаем нормативную предметную деятельность при включении в учебный курс структурировать на уровни и подуровни. Поясним на примере динамического метода в физике, который в зависимости от образовательной задачи может быть реализован в форме основной задачи кинематики, динамики материальной точки, вращательного движения абсолютно твердого тела и т.д. Уровень рассмотрения основной задачи кинематики может быть ограничен, к примеру, кинематикой материальной точки, реализуемой как кинематика равномерного или равноускоренного движений, которые обозначают соответствующие подуровни осваиваемой предметной деятельности. При необходимости углубления структурирования вводят подуровни второго, третьего и т.д. порядков. Так, в кинематике равноускоренного движения можно выделить подуровни движения по горизонтали, вертикали, параболе. В движении тела по параболе выделяют движение тела, брошенного горизонтально, под углом к горизонту с поверхности земли или с некоторой высоты и другие подуровни формируемой предметной деятельности. Предметная деятельность совершается в конкретных предметных условиях. Отбираются предметные ситуации, имеющие познавательное или практическое значения. Например, наклонная плоскость, идеальный газ, невесомость и перегрузка в лифте, падение тел в вязкой среде и т.п. Знание структуры типов предметной деятельности необходимо для отбора и включения в обучение учебного материала в соответствии с принципами проектирования (В.М. Монахов) и планирования (Л.С. Хижнякова) учебного процесса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|