Психологическое сопровождение процесса обучения детей с умственной отсталостью
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Психологическое сопровождение процесса обучения детей с выраженными нарушениями интеллекта включает: · изучение (диагностику) уровня развития детей; · организацию индивидуальных и групповых занятий психолога с детьми; · консультативную психологическую помощь педагогам; · консультативную помощь родителям. Важным элементом психологического сопровождения при обучении и воспитании детей с выраженным нарушением интеллекта является диагностика уровня их развития. Даже минимальные изменения в знаниях, характере выполнения действий, в общении и др. следует своевременно выявлять и на их основе строить дальнейшую работу. С результатами наблюдений необходимо знакомить родителей для координации совместных усилий психолога и воспитания в семье. Выявив уровень сформированности и доступности тех или иных видов деятельности, психолог может судить об уровне развития психических процессов, их обеспечивающих, т. е. критерии доступности и сформированности тех или иных видов деятельности позволяют оценить зону актуального развития ребенка и выбрать содержание индивидуальных программ. Психологическое обследование позволяет максимально индивидуализировать программы обучения детей, сделать наглядными их детей и четко отразить результаты усилий педагогов. Работа в этом направлении с данной категорией детей требует оснащения соответствующим психологическим ин-
Глава 1. Концепция, структура, план корр. -развивающей среды... струментарием, дидактическими пособиями, игровым материалом и т. п. Обязательным условием работы с детьми с выраженными интеллектуальными нарушениями является положительный эмоциональный настрой взрослых, адресованный ребенку (группе детей), готовность педагогов терпеливо и грамотно анализировать свою деятельность адекватно оценивать собственные усилия. В сфере деятельности практического психолога невозможно получить быстрый результат, так как развитие детей происходит очень медленно, но ребенка необходимо стимулировать к собственной деятельности, эмоционально реагировать на ситуации успеха.
Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что ему еще предстоит освоить. При первоначальном психолого-педагогическом обследовании выявляется уровень сформированности простейших и более сложных представлений, умений и навыков к моменту поступления ребенка в школу (Образовательный центр, УВК, ПМС и др. ). Для организации работы с учащимися с выраженной умственной отсталостью целесообразно вести записи о продвижении детей в различных аспектах обучения, что помогает учителю, воспитателю, логопеду и другим специалистам, работающим с данной категорией учащихся, определить задачи и содержание работы в текущий период, оценить адекватность и эффективность проведенных коррекционных мероприятий. Запись достижений в тех или иных видах деятельности позволяет в наглядной форме представить родителям и педагогам реальные успехи детей. При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Мы предлагаем оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего количества ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности. Как наиболее значимые мы выделяем следующие уровни осуществления деятельности: — деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
Психологическое сопровождение процесса обучения детей... · деятельность осуществляется по подражанию; · деятельность осуществляется по образцу; · деятельность осуществляется по последовательной инструкции; · деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету деятельности; · самостоятельная деятельность; · умение исправить допущенные ошибки. Актуальный уровень выполнения деятельности ребенком отражается психологом в выводах при составлении перспективной индивидуальной программы для ребенка. Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями: · действие (операция) сформировано — «ДА»; · действие осуществляется при сотрудничестве взрослого — «ПОМОЩЬ»; · действие выполняется частично, даже с помощью взрослого — «ЧАСТИЧНО»; · действие (операция) пока недоступно для выполнения — «НЕТ». Примерный бланк регистрации содержания актуального опыта ребенка (образец)
Глава 1. Концепция, структура, план корр. -развивающей среды... Психологическое сопровождение процесса обучения детей...
Продолжение табл.
Продолжение табл.
Глава 1. Концепция, структура, план корр. -развивающей среды... Психологическое сопровождение процесса обучения детей...
Продолжение табл. Продолжение табл.
После выявления у учащихся с выраженной умственной отсталостью первоначальных умений и навыков для каждого из них составляется индивидуальная программа обучения. Основой индивидуализации программы являются показатели развития ребенка (см. выше), которые нашли отражение в примерном бланке регистрации содержания актуального опыта ребенка. Результаты можно представить в виде психологического профиля развития ребенка. Обратимся к результатам приведенного примера.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|