Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическое сопровождение процесса обучения детей с умственной отсталостью




ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Психологическое сопровождение процесса обучения детей с выраженными нарушениями интеллекта включает:

· изучение (диагностику) уровня развития детей;

· организацию индивидуальных и групповых занятий психолога с детьми;

· консультативную психологическую помощь педагогам;

· консультативную помощь родителям.

Важным элементом психологического сопровождения при обучении и воспитании детей с выраженным нарушением интеллекта является диагностика уровня их развития. Даже минимальные изменения в знаниях, характере выполнения действий, в общении и др. следует своевременно выявлять и на их основе строить дальнейшую работу. С результатами наблюдений необходимо знакомить родителей для координации совместных усилий психолога и воспитания в семье.

Выявив уровень сформированности и доступности тех или иных видов деятельности, психолог может судить об уровне развития психических процессов, их обеспечивающих, т. е. критерии доступности и сформированности тех или иных видов деятельности позволяют оценить зону актуального развития ребенка и выбрать содержание индивидуальных программ.

Психологическое обследование позволяет максимально индивидуализировать программы обучения детей, сделать наглядными их детей и четко отразить результаты усилий педагогов.

Работа в этом направлении с данной категорией детей требует оснащения соответствующим психологическим ин-

 


 

Глава 1. Концепция, структура, план корр. -развивающей среды...

струментарием, дидактическими пособиями, игровым материалом и т. п. Обязательным условием работы с детьми с выраженными интеллектуальными нарушениями является положительный эмоциональный настрой взрослых, адресованный ребенку (группе детей), готовность педагогов терпеливо и грамотно анализировать свою деятельность адекватно оценивать собственные усилия. В сфере деятельности практического психолога невозможно получить быстрый результат, так как развитие детей происходит очень медленно, но ребенка необходимо стимулировать к собственной деятельности, эмоционально реагировать на ситуации успеха.

Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что ему еще предстоит освоить. При первоначальном психолого-педагогическом обследовании выявляется уровень сформированности простейших и более сложных представлений, умений и навыков к моменту поступления ребенка в школу (Образовательный центр, УВК, ПМС и др. ).

Для организации работы с учащимися с выраженной умственной отсталостью целесообразно вести записи о продвижении детей в различных аспектах обучения, что помогает учителю, воспитателю, логопеду и другим специалистам, работающим с данной категорией учащихся, определить задачи и содержание работы в текущий период, оценить адекватность и эффективность проведенных коррекционных мероприятий. Запись достижений в тех или иных видах деятельности позволяет в наглядной форме представить родителям и педагогам реальные успехи детей.

При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Мы предлагаем оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего количества ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности. Как наиболее значимые мы выделяем следующие уровни осуществления деятельности:

— деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;


Психологическое сопровождение процесса обучения детей...

· деятельность осуществляется по подражанию;

· деятельность осуществляется по образцу;

· деятельность осуществляется по последовательной инструкции;

· деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету деятельности;

· самостоятельная деятельность;

· умение исправить допущенные ошибки.

Актуальный уровень выполнения деятельности ребенком отражается психологом в выводах при составлении перспективной индивидуальной программы для ребенка.

Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями:

· действие (операция) сформировано — «ДА»;

· действие осуществляется при сотрудничестве взрослого — «ПОМОЩЬ»;

· действие выполняется частично, даже с помощью взрослого — «ЧАСТИЧНО»;

· действие (операция) пока недоступно для выполнения — «НЕТ».

Примерный бланк регистрации содержания актуального опыта ребенка (образец)

 

Имя и фамилия ребенка

Галя Т.

Действие

Освоение действия

Когнитивные    
1) Сенсорно-перцептивные действия    
а) сосредоточение и концентрация взгляда на объект    
б) перевод взгляда с одного объекта на другой Да  

 


 

Глава 1. Концепция, структура, план корр. -развивающей среды...


Психологическое сопровождение процесса обучения детей...

 

Продолжение табл.

 

Имя и фамилия ребенка

Галя Т.

Действие

Освоение действия

в) сопровождение взглядом движущегося объекта Частично  
г) сопровождение взглядом передвигаемого самим ребенком объекта Частично  

Выводы психолога; рекомендации

 
2. Сенсорно-двигательные действия    
а) перемещение «косточек» по проволочной рамке Да  
б) переворачивание плоских предметов Да  
в) «адресация» предметов по форме Частично  
г) дифференциация форм по размерам Помощь  
д) использование пишущих предметов (мелок, грифель, карандаш, ручка) Частично  

Выводы психолога; рекомендации

 
3. Графомоторные навыки    
а) захватывание карандаша Да  
б) правильное удерживание карандаша Частично  
в) пространственные передвижения карандаша (вертикально, горизонтально, наклонно, кругообразно) Нет  
г) дифференциация символов в пределах программы (букв, цифр, знаков) Нет  

Выводы психолога; рекомендации

 
4. Навыки невербальной коммуникации    
а) установление визуального контакта с собеседником Да  
б) ориентация на лицо взрослого Да  
в) удерживание позы во время диалога (сидя, стоя) Да  
г) соблюдение коммуникативной и физической дистанции Помощь  
д) адекватное использование мимики и выражения лица Частично  

Продолжение табл.

 

Имя и фамилия ребенка

Галя Т.

Действие

Освоение действия

е) умение выражать желание жестами, мимикой Частично  

Выводы психолога; рекомендации

 
5. Общение и речь    
Восприятие и понимание речи    
— выполнение одного действия по словесной инструкции («Иди сюда») Да  
— выполнение двух действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня») Да  
— выполнение одного, двух, трех действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня, сядь») 1-Да 2-Да 3 — Помощь  
— выбрать названный предмет из двух Да  
— выбрать названный предмет из трех Да  
— принести названный предмет, выбрав из ряда объектов Частично  
— указать названную часть тела Частично  
— указать две иболее названных частей тела Нет  
— указать названный цвет Помощь  
— указать большой или маленький предмет Помощь  
— показать названный предмет на картинке Да  
— выполнить инструкцию с числительным (Показать, где яблоко, два, три) Нет  
— найти парные предметы Частично  
— найти парные картинки Нет  
— убрать лишние по цвету, размеру, форме, материалу Нет  
— повторить предложение из 3-4 слов Помощь  
— назвать события рассказа в любом порядке Нет  
— назвать ключевые события рассказа в правильном порядке Нет  

 


Глава 1. Концепция, структура, план корр. -развивающей среды...


Психологическое сопровождение процесса обучения детей...

 

Продолжение табл.


Продолжение табл.

 

 

Имя и фамилия ребенка

Галя Т.

Действие

Освоение действия

Выводы психолога; рекомендации

 
Хозяйственно-бытовые навыки    
1. Навыки самообслуживания    
а) знание наименований одежды Частично  
б) пространственное различение сторон одежды (лицевая, изнаночная) и умение правильно надевать ее Да  
в) самостоятельное раздевание Помощь  
г) различение обуви по схеме тела (правая, левая) Помощь  
д) самостоятельный прием пищи Да  
е) самостоятельное пользование туалетом Да  
ж) навыки личной гигиены Частично  

Выводы психолога; рекомендации

 
2. Назначение предметов обихода    
Для приготовления напитков — чайник — чай, кофе — молоко — заварной чайник — чашка — блюдце — стакан — сахарница — ложка Нет Да Нет Да Да Нет Да Помощь Да  

Выводы психолога; рекомендации

 
3. Приготовление холодной пищи    
— приготовление бутербродов из нарезан ных продуктов — пользование ножом — приготовление салатов — узнавание среди банок консервированных пищевых продуктов — использование консервного ножа Нет Нет Нет Нет Нет  

 

Имя и фамилия ребенка

Галя Т.

Действие

Освоение действия

— пользование плитой (газовой или электри ческой) — выбор кухонной посуды, другое... Нет Нет  

Выводы психолога; рекомендации

 
4. Стирка вещей    
— пользование раковиной — водопроводным краном — моющие средства — стиральная машина — одежда и цветные ткани Да Да Нет Нет Нет  
Выводы психолога; рекомендации    
5. Уборка помещения    
— щетки, совок — швабра — пылесос — выключатели, электророзетки — ведро — тряпка — моющие средства Помощь Помощь Помощь Нет Помощь Помощь Нет  

Выводы психолога; рекомендации

 
б. Определение видов пищевых продуктов    
— бакалеи (каши, хлеб) — мясные продукты (колбасы, сосиски) — яйца — молоко и молочные продукты (сыр, тво рог, кефир) — овощи — напитки, другое... Нет Нет Да Частично Помощь Помощь  

Выводы психолога; рекомендации

 
7. Определение видов упаковки продуктов    
— консервные банки — пакеты, коробки — бутылки — замороженные продукты — тюбики, другое... Нет Нет Нет Нет Нет  

 


Имя и фамилия ребенка

Галя Т.

Действие

Освоение действия

Выводы психолога; рекомендации

 
8. Использование денег    
— узнавание достоинства купюр и монет — ориентировка в стоимости товара — выбор необходимого товара — оплата и получение сдачи Нет Нет Нет Нет  

Выводы психолога; рекомендации

 
Социальные навыки    
1. Пользование телефоном    
— действия при поступлении звонка — умение вести разговор самостоятельно — знание телефонов экстренной помощи Нет Нет Нет  

Выводы психолога; рекомендации

 
2. Ориентация на проезжей части улицы    
— узнавание места перехода — распознавание сигналов светофора — меры предосторожности на улице Нет Нет Нет  

Выводы психолога; рекомендации

 
3. Пользование общественным транспортом    
— нахождение места остановки — чтение и узнавание номера маршрута — целевое ожидание на остановке — оплата проезда — распознавание конечного пункта поездки — соблюдение норм поведения в обществен ном транспорте Нет Нет Нет Нет Нет Нет  

Выводы психолога; рекомендации

 

 

 

После выявления у учащихся с выраженной умственной отсталостью первоначальных умений и навыков для каждого из них составляется индивидуальная программа обучения. Основой индивидуализации программы являются показатели развития ребенка (см. выше), которые нашли отражение в примерном бланке регистрации содержания актуального опыта ребенка. Результаты можно представить в виде психологического профиля развития ребенка. Обратимся к результатам приведенного примера.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...