Четвертый (пятый) год обучения
Четвертый (пятый) год обучения В начале учебного года повторяется материал, пройденный на предыдущих годах обучения. Повторение проводится в процессе различных видов деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, элементарной трудовой, связанной с бытом и деятельностью детей. Содержание Количественные представления Счет в пределах одного-пяти. одного-семи-десяти Сравнение двух групп множеств предметов, объемных или плоскостных моделей путем пересчета, с использованием способов проверки (приложение и наложение) в пределах д вух-четырех-пяти-семи. Вырезание кружков, полосок, квадратов в количестве, соответствующем заданию учителя или результатам пересчета предметов предъявленного множества (столько же, сколько) с помощью взрослого, самостоятельно. Решение задач-драматизаций и задач-иллюстраций с открытым результатом на сложение и вычитание в пределах пяти-семи с использованием наглядного материала в сюжет-но-дидактических играх «Магазин», «Аптека», «Почта», «Кукольный театр». Наблюдение за преобразованием количества, производимого учителем, называние сопряженно или отраженно производимых действий: поставили — стало больше, убрали — стало меньше, проверили — подставили или наложили предметы друг на друга — одинаково и т. п. Пересчет количества предметов в пределах одного-пя-ти-семи-десями с последовательным указанием на каждый предмет, называние итогового числа и обведение общего количества круговым движением руки.
Глава 2. Примерные программы обучения детей... _____________ Составление арифметических задач в пределах пяти-семи по предметам, игрушкам, различным картинкам в процессе специально организованных ситуаций игры и игровых упражнений (сюжетно-дидактические и сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Магазин», «Аптека», «Почта»).
Определение цифр от одного до пяти-семи-десяти, написание их по трафаретам, опорным точкам и самостоятельно. Называние цифрового ряда, раскладывание цифр в последовательности, выбор соответствующей цифры к заданному количеству предметов. Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах двух-пяти-семи-десяти на наглядном материале, проведение вычисления на калькуляторе. Расширение представлений об использовании калькулятора в процессе различных сюжетно-ролевых игр, сюжетяо-ди-дактических игр и бытовых ситуаций, в процессе специально организованных экскурсий в магазин за покупками, в аптеку за лекарствами, принадлежностями для личной гигиены. Счет монет. Определение достоинства монет — 5 коп., 10 коп., 1 руб., 2 руб., 5 руб. и т. п. Обучение составлению большего количества из меньшего (1+1, 2+1). Написание ответов примеров или задач, которые сосчитаны на счетной машинке в тетради по трафарету, самостоятельно. Представления о форме Игры с различными строительными наборами (например, «Детская площадка», конструктор «Лего», «Цвет и форма» и др. ). Выполнение по образцу, данному учителем, различных конструкций или выкладывание последовательно фигур по рисунку-образцу в играх с мозаикой. Сериация по форме шаров, кубов, треугольных призм (крыши), кирпичиков (прямоугольные призмы), кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников. Конструирование квадрата, треугольника, прямоугольника, простейших фигур (дом, елка, забор и т. п. ) из палочек разной величины, счет количества палочек, необходимых для различных конструкций. Примерная программа по математике Соотнесение плоскостных и пространственных фигур в процессе различных дидактических игр и игровых упражнений, в ситуациях, связанных с бытом детей (приготовлением печенья с помощью формочек и т. п. ).
Вырезание по контуру с помощью учителя и самостоятельно заданных по трафарету, по образцу, пространственных и плоскостных фигур. Рисование по опорным точкам и самостоятельно различных геометрических фигур на листе бумаги, в тетради в крупную и мелкую клетку. Представления о пространстве Определение сторон (верх, низ, право, лево), показ сторон по подражанию действиям взрослого, по образцу, с помощью различных символов. Выкладывание на плоскости листа различных геометрических фигур, сюжетных картинок по подражанию действиям взрослого, по словесной инструкции педагога. Черчение прямой линии по линейке, соединение с помощью линейки двух точек. Дифференциация слов, обозначающих направление дви-жения (вверх-вниз, вперед-назад), выполнение действий по инструкциям, включающим эти слова. Представления о величине Сравнение полосок по ширине, длине, использование приемов проверки (приложение и наложение). Определение легких и тяжелых предметов при сравнении двух предметов, резко различающихся по весу. Выделение длины (длинные и короткие предметы). Использование условных мерок (полоски бумаги, ленточки, тесемка). Временные представления Определение частей суток, соотнесение названий частей суток с соответствующими картинками, стихотворениями, потешками и песенками. Выражение с помощью пантомимических средств характерных признаков частей суток, времен года (ночь — закрыты глаза, руки под щекой — спит; день — прыгает, изображает
Гл а в а 2, Примерные программы обучения детей... Примерная программа по математике
какое-то действие; зима — сжались, холодно; лето — раскрылись к солнцу и т. п. ). Называние выходных дней недели, первого дня после выходного, по возможности, остальные дни недели. Данная работа ведется индивидуально с каждым ребенком, исходя из возможностей усвоения материала. Формируемые математические представления и умения должны широко использоваться в различных ситуациях бытовой жизни, в процессе экскурсий, наблюдений, игровой деятельности, особенно в сюжетно-ролевой игре, элементарной трудовой деятельности.
Предполагаемые результаты обучения (для учителя) — наличие у детей на фоне положительных эмоциональных реакций на действия с игрушками и изображениями, выполняемыми в контексте математического содержания, следующих умений: · осуществлять действия с множествами на дочисловом и элементарном числовом уровне в пределах 5 (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу и по словесной инструкции); · выделять от одного до пяти-семи предметов из множества и собирать заданное множество предметов по подражанию и образцу действиям взрослого; · узнавать цифры 1-5-7-10 и соотносить их с количеством пальцев и предметов; · писать цифры 1-5-7-10 по трафаретам, по опорным точкам, самостоятельно; · называть цифровой ряд, выкладывая цифры в последовательности, подбирая соответствующую цифру к количеству предметов; · понимать и использовать приемы наложения и приложения при образовании множеств в пределах 5-7 и соотнесении предметов по величине; · решать задачи-драматизации и задачи-иллюстрации на сложение и вычитание, используя наглядный материал в пределах пяти;
· пользоваться калькулятором: узнавать цифры и знаки на клавиатуре, производить простейшие арифметические действия в пределах 5-7; · использовать счетные навыки в процессе практической деятельности (мелкие покупки, накрывание на стол по количеству гостей и т. п. ), в игровой деятельности (в сюжетно-ролевых и сюжетно-дидактических играх с бытовым сюжетом); · выделять по подобию, по словесной инструкции признаки цвета (красный, желтый, зеленый, синий и белый); формы (куб, шар, треугольная призма (крыша), прямоугольная призма (брусок), квадрат, круг, треугольник, прямоугольник); величины (большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, тяжелый, легкий) в предметах (задания типа: «Найди такой же... »); · осуществлять выбор геометрических фигур (шар, куб, треугольная призма (крыша), прямоугольная призма, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции, а также определять форму предметов в бытовом окружении;
· производить объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, треугольные призмы (крыши), прямоугольные призмы (бруски), круги, квадраты, треугольники и прямоугольники); · соотносить плоскостные и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений; · перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно; · производить простейшие действия по перемещению предметов вперед, назад, вверх, вниз по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции; · узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времена года (лето, зима, осень, весна) и части суток (утро, день, вечер, ночь). ·
·
Глава 2. Примерные программы обучения детей... Родная речь
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|