Первый год обучения. Содержание
Первый год обучения В течение всего года занятия по развитию элементарных математических представлений состоят из нескольких частей, которые включают формирование различных математических представлений. Занятия могут быть объединены логической связью, а могут последовательно включать формирование различных математических представлений без ориентировки на единый сюжет. Кроме того, занятия по развитию элементарных математических представлений сочетаются с развитием речи, изобразительной деятельностью, игрой и конструированием. Эти уроки-занятия направлены на: — уточнение уровня сформированности элементарных ма — определение потенциальных возможностей развития эле — формирование у детей положительного эмоционально · развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам; · формирование умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением (совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого); · развитие интереса и потребности к эмоциональному общению с педагогом и с детьми по ходу занятия (с использованием вербальных и невербальных средств); · формирование и закрепление у детей социально-бытовых навыков, связанных с использованием элементарных математических представлений. Содержание Количественные представления Объединение предметов в различные множества (на до-числовом уровне), ориентируясь на признак цвета (красный
и желтый), формы (куб, шар, квадрат, круг), величины (большой, маленький) предметов. Выбор соответствующего количества предметов без пересчета, прикладывая или накладывая одно количество предметов или картинок на другое. Выделение одного предмета из множества и группировка предметов в множества. Обучение действиям, направленным на соотнесение отдельных единиц множества с пальцами, другими предметами без пересчета (педагог учит детей прикасаться к каждому предмету или картинке последовательно пальцем, подготавливая детей к последовательному пересчету количества предметов). Обучение различным действиям, направленным на тактильный и слуховой счет (один — много хлопков, ударов молоточком или барабанной палочкой, ориентируясь на слово, названное учителем). Выделение одного-множества предметов на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек». Узнавание и выделение цифры 1. Соотнесение цифры 1 с соответствующим количеством пальцев и предметов, объемных и плоскостных моделей. Обучение прорисовыванию цифры по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно; лепке из пластилина, конструированию цифры из проволоки (мягкая игровая проволока с ворсолановым покрытием и др. ). Представление о форме Игры с различными строительными наборами (например, «Цветные шары», «Цветные кубики», «Цвет и форма» и т. п. ). Выбор шара, куба, круга, квадрата по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции. Обучение объединению фигур в группы по форме (шары, кубы, круги, квадраты). Соотнесение плоскостных и объемных фигур (игры «Где, чей домик? », «Коробка форм» и т. п. ). Нахождение соответствующих отверстий для плоскостных и объемных фигур (игры с дидактическим материалом по типу «досок Сегена», «вкладышей Монтессори» и т. п. ).
Обводка по трафаретам, по опорным точкам, штриховка круга, квадрата (совместно со взрослым, с частичной помощью педагога и самостоятельно), называние и показ их. Обучение вырезанию круга, квадрата по контурам (совместно со взрослым или с некоторой помощью взрослого). Представления о величине Определение величины большой-маленький, пользуясь приемами наложения и приложения, проведение проверки правильности выполнения. Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам (с помощью совместных действий, действий по подражанию) изображения различной величины. Закрепление представлений о величине в процессе различных наблюдений, экскурсий, дидактических игр и игровых упражнений. Представления о пространстве Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно. Показ на себе основных частей тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п. ). Показ, а по возможности, и называние основных частей тела и лица на кукле (сначала используется кукла крупного размера, по мере формирования представлений педагог предлагает учащимся куклы меньшего размера, мягкие игрушки: кот, собака, медведь и т. п. ). Обводка по контурам ладони и пальцев карандашом с помощью взрослых, показ и соотнесение руки с контурным изображением в процессе различных игровых упражнений типа: «Где мой пальчик? », «Пальчики здороваются» и т. п. Выполнение различных игровых упражнений на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела (поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку и т. п. ) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции. Перемещение различных игрушек вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции.
Педагог обращает внимание а обучение детей сопровождать речью или жестовыми указаниями свои действия. Временные представления Узнавание и называние простейших явлений и состояний погоды (холодно, тепло, идет дождь, или снег) в процессе наблюдений за изменениями в природе Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) контрастных времен года: лето и зиму.
Изображение соответствующих явлений погоды с помощью имитационных действий: холодно — нахмуриться и сжаться, тепло — улыбаться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу, дождь — имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола и сопровождение словами: «кап-кап» и т. п. Выделение солнца и луны в природе и по иллюстрациям. Имитация действий, соответствующих действиям людей, животных и растений в разные части суток (днем и ночью) по подражанию действиям взрослых, по образцу, а по возможности, и по словесной инструкции. Предполагаемые результаты обучения (для учителя) — наличие у детей на фоне положительных эмоциональных реакций на действия с игрушками и изображениями, выполняемыми в контексте математического содержания, следующих умений: · осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу); · понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий с ними; · выделять признаки цвета (красный и желтый), формы (куб, шар, квадрат, круг), величины (большой, маленький) в предметах по подражанию действиям взрослого (задания типа «Найди такой же... »), по образцу и по словесной инструкции; · понимать и использовать приемы наложения и приложения при образовании дочисловых множеств и соотнесении предметов по величине; ·
— выделять один предмет из множества и собирать мно — узнавать цифру 1 и соотносить ее с количеством паль — писать цифру 1 по трафарету, по опорным точкам, са — осуществлять выбор геометрических фигур (шар, куб, — производить объединение фигур в группы по форме · соотносить плоскостные и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений; · перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно; · показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п. ); · перемещать различные предметы вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции; — узнавать и называть на основе наиболее характерных
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|