Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Второй год обучения. Содержание. Количественные представления




Второй год обучения

В начале учебного года учитель проводит повторение того, что было изучено в предыдущие годы обучения.

В течение всего года занятия по развитию элементарных математических представлений состоят из нескольких частей, которые включают формирование различных математических представлений. Занятия могут быть объединены логической связью, а могут последовательно включать формирование различных математических представлений без ориентации на единый сюжет. Кроме этого, занятия по развитию

 


Примерная программа по математике

элементарных математических представлений сочетаются с развитием речи, изобразительной деятельностью, игрой и конструированием. Эти уроки-занятия направлены на:

· уточнение уровня сформированности у учащихся элементарных математических представлений, изученных на первом году обучения (на пропедевтическом этапе обучения);

· определение потенциальных возможностей развития элементарных математических представлений у учащихся, что дает возможность учителю создавать для каждого ребенка индивидуальную программу обучения;

· формирование у детей положительного эмоционального отношения к урокам по развитию элементарных математических представлений;

· развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам с математическим содержанием;

· закрепление умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с функциональным их назначением (совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого, опираясь на образец действий, которые дает взрослый, по словесной инструкции педагога);

· развитие интереса к действиям с педагогом и с детьми по ходу занятия по развитию элементарных математических представлений;

· развитие и закрепление у детей элементарных социально-бытовых навыков, в которых используются элементарные математические представления.

Содержание

Количественные представления

Объединение предметов в различные множества (на до- числовом уровне), ориентируясь на цвет (красный, желтый и зеленый), форму (куб, шар, треугольную призму (крышку), квадрат, круг, треугольник), величину (большой, маленький, длинный, короткий) предметов.

Выббр соответствующего количества предметов без пересчета и с пересчетом, с проверкой своих действий с использо-

 

 

Глава 2. Примерные программы обучения детей... _____________

ванием приемов прикладывания или накладывания одного количества предметов или картинок на другое.

Выделение одного, двух, трех предметов из множества и группировка множества предметов, больше трех без пересчета.

Обучение последовательным зрительным и тактильным действиям, направленным на последовательное выделение каждого предмета или картинки (в пределах трех).

Выполнение хлопков, ударов молоточком или барабанной палочкой по заданному количеству, ориентируясь на слово, названное учителем.

Выделение одного, двух, трех предметов на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек».

Выделение цифр 1, 2, 3.

Соотнесение цифр 1, 2, 3 с соответствующим количеством пальцев и предметов, объемных и плоскостных моделей.

Рисование цифр 1, 2, 3 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно; лепка цифр из пластилина.

Обучение действиям с калькулятором: включение и выключение калькулятора (используется калькулятор с клавишами крупного размера); работа с клавишами, соответствующими цифрам 1, 2, 3; проведение «уничтожения» цифры на калькуляторе и исправления ошибки.

Представления о форме

Проведение игр и игровых упражнений с различными строительными наборами (например, «Цветные шары», «Цветные кубики», «Цвет и форма» и т. п. ).

Выбор шара, куба, треугольной призмы (крыши), круга, квадрата, треугольника по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции.

Объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, треугольные призмы (крыши), круги, квадраты, треугольники).

Соотнесение плоскостных и пространственных фигур (игры «Где, чей домик? », «Коробка форм», «На что похожа эта фигура? » и т. п. ).

Обводка по трафаретам, по опорным точкам, штриховка круга, квадрата, треугольника (совместными со взрослым


Примерная программа по математике

действиями, с частичной помощью педагога и самостоятельно), называние и показ.

Вырезание круга, квадрата, треугольника по контурам совместно со взрослым, с частичной помощью взрослого, самостоятельно.

Представления о величине

Определение предметов по величине: большой-маленький, длинный-короткий, осуществление проверки с использованием приемов наложения и приложения.

Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам (с помощью совместных действий, действий по подражанию) изображений различной величины.

Закрепление представлений о величине в процессе различных наблюдений, экскурсий, дидактических игр и игровых упражнений.

Представления о пространстве

Перемещение в пространстве различных помещений (комнаты, класса, музыкального класса, физкультурного зала, столовой и т. п. ) с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.

Показ основных частей собственного тела и лица (руки, ноги, голова, туловище, глаза, нос, уши и т. п. ).

Нахождение, показ, а по возможности, и называние основных частей тела и лица на кукле, на различных мягких игрушках, изображающих животных.

Обводка по контурам ладони и пальцев карандашом с помощью взрослых, показ и соотнесение руки с контурным изображением, соответствующим какому-то положению руки в играх типа «Сделай так же, как нарисовано» и т. п.

Выполнение различных игровых упражнений, связанных с перемещением в пространстве, изменением положения частей тела (поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку и т. п. ) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.

Перемещение различных игрушек вперед, назад, в сторону, вверх, вниз по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции.

 


 

Глава 2, Примерные программы обучения детей... _____________

Педагог обращает внимание детей на то, что действия сопровождаются речью или пантомимическими движениями («большой» — широко разведены руки, «длинный» — руки разводятся в стороны, показывая протяженность и т. п. ).

Временные представления

Определение простейших явлений погоды (холодно, тепло, идет дождь, идет снег) в процессе наблюдений за изменениями в природе.

Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках), контрастных времен года: лето и зима, весна и осень.

Изображение соответствующих явлений погоды с помощью имитационных действий: холодно — нахмуриться и сжаться, тепло — улыбаться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу, дождь — имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола и сопровождение словами: «кап-кап» и т. п.

Выделение солнца и луны, звезд в окружающем пространстве и по иллюстрациям.

Имитация действий, соответствующих действиям людей, животных и растений в разные части суток (утром, днем и ночью) по подражанию действиям взрослых, по образцу, а по возможности, и по словесной инструкции.

Изображение с помощью имитационных действий явлений погоды: холодно — нахмуриться и сжаться, тепло — улыбаться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу, дождь — имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола и сопровождение словами: «кап-кап» и т. п.

Рисование по внутренним и внешним трафаретам изображений солнца, луны, звезд, туч, облаков.

Имитация действий, соответствующих действиям людей, животных и растений в разные части суток: утром, днем и ночью (по подражанию действиям взрослых, по образцу, а по возможности, и по словесной инструкции).

Ориентировка в пространстве и во времени осуществляется в процессе различных наблюдений, экскурсий, уроков по


Примерная программа по математике

изобразительной деятельности, физкультуре, дидактических игр и игровых упражнений.

Предполагаемые результаты обучения (для учителя) — наличие у детей на фоне положительных эмоциональных реакций на действия с игрушками и изображениями, выполняемыми в контексте математического содержания, следующих умений:

· осуществлять действия с множествами на дочисловом и элементарном числовом уровне в пределах трех (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу и по словесной инструкции);

· узнавать по названию используемые игрушки и выполняемые с ними действия;

· выделять по образцу (по индивидуальным возможностям и по словесной инструкции) признак: цвета (красный, желтый и зеленый), формы (куб, шар, треугольная призма (крыша), квадрат, круг, треугольник); величины (большой, маленький, длинный, короткий) в предметах (задания типа: «Найди такой же... »);

· понимать и использовать приемы наложения и приложения при образовании множеств в пределах 3-х и соотнесении предметов по величине;

· выделять от одного до трех предметов из множества и собирать заданное множество предметов по подражанию и образцу действиям взрослого;

· узнавать цифры 1, 2, 3 и соотносить их с количеством пальцев и предметов;

· писать цифры 1, 2, 3 по трафаретам, по опорным точкам, самостоятельно;

· пользоваться калькулятором: узнавать цифры и знаки на клавиатуре, производить простейшие арифметические действия в пределах трех;

· осуществлять выбор геометрических фигур (шар, куб, треугольная призма (крыша), круг, квадрат, треугольник) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции, а также определять форму предметов в бытовом окружении;

·

 

·


 

Глава 2. Примерные программы обучения детей...


Примерная программа по математике

 

· производить объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, треугольные призмы (крыши), круги, квадраты и треугольники);

· соотносить плоскостные и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений;

· перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно;

· показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п. );

· производить простейшие действия по перемещению предметов вперед, назад, вверх, вниз по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции;

· узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времена года (лето, зима и осень) и части суток (день, ночь, утро).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...