Профиль развития ребенка с выраженной умственной отсталостью
Профиль развития ребенка с выраженной умственной отсталостью
При поступлении в школу детей, ранее не находившихся в условиях систематического коррекционно-воспитательного
Глава 1. Концепция, структура, план корр. -развивающей среды... воздействия, педагог сталкивается с проблемами поведения у части воспитанников. Для оценки динамики поведения ребенка используется следующая таблица, которая отражает работоспособность и характер активности ребенка в течение учебного дня и недели. Примерные показатели активности и работоспособности ребенка
Условные обозначения: V — действия по решению поставленной задачи; х — действия вне задания; • — аффективная реакция. Приемы педагогического сотрудничества Эффективность психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса поднимается на качественно более высокий уровень в результате взаимодействия с родителями учащихся. Для оценки результатов обучения детей в школе и удовлетворенности этими результатами родителям учащихся можно предложить заполнить анкету. Психологическое сопровождение процесса обучения детей... _____ Анкета для родителей Уважаемые родители! Ваш ребенок__________________________________________ учится в _______ классе школы №_____________ Для индивидуализации учебных программ мы просим вас ответить на ряд вопросов: 1. Оцените важность овладения вашим ребенком следующими умениями (см. в таблице). Используйте для оценки: / — очень важно; 2 — важно; 3 — второстепенно. 2. Оцените доступность этих умений для вашего ребенка по следующей шкале: + — уже умеет; 1 — может освоить, доступно; 2 — доступно частично или не в полном объеме; 3 — недоступно.
Какие еще умения, кроме перечисленных выше, необходимы вашему ребенку в будущем?
Спасибо!
Глава 1. Концепция, структура, план корр. -развивающей среды... Оценки в графе «Важность» можно расценивать как наиболее желаемые умения, ожидаемые от ребенка в будущем. Оценки в графе «Доступность», особенно «уже умеет», отражают степень удовлетворенности родителей результатами обучения детей в школе. Кроме того, результаты анкетирования дают основание для определения этапов и конкретного содержания коррекционной работы с каждым ребенком в отдельности с учетом пожелания родителей относительно воспитания и обучения своих детей.
Глава 2, Примерные программы обучения детей... - Элементарные математические представления
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ■ Пояснительная записка Одни из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают дети, являются математические. Они носят отвлеченный характер, и оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения элементарного, но все же математического, решения (приготовить угощения для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т. п. ). Ему необходимо понимать, что значит много, мало, больше, меньше, поровну; уметь определять количество предметов в множестве. В процессе систематического обучения уже имеющиеся у детей знания, умения и навыки совершенствуются, приобретая новое качество. Под математическим развитием мы понимаем количественные и качественные изменения в познавательных процессах ребенка, происходящие под влиянием специально организованного обучения, обеспечивающие овладение математическим содержанием, умением использовать его в различных ситуациях.
Дети с выраженной умственной отсталостью обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Без специального обучения они не могут овладеть даже элементарными математическими представлениями. Но при длительной, целенаправленной, специальным образом организованной коррекционной работе формирование математических представлений происходит очень медленно, с большими сложностями. Трудности особенно ярко проявляются в имеющих математическое содержание действиях с предметами, игрушками. Возникновение этих трудностей в значительной мере связано с особенностями психофизического развития данной категории детей. В частности, недоразвитие сенсорно-перцептивных процессов и двигательных функций влияет на выполнение практических действий по перемещению, наложению и приложению предметов, объемных и плоскостных моделей. Нарушения общей моторики значительно сковывают действия учащихся в процессе овладения ими пространственной ориентировки. Они испытывают сложности при перемещении в пространстве класса, игровой комнаты и т. п., выполнении двигательных упражнений, в подвижных играх, определении направлений движения, нахождении частей собственного тела, ориентировке на плоскости стола и листа бумаги (в двухмерном пространстве). Как показывают исследования, у детей с выраженной умственной отсталостью практически не наблюдается ориентировочный этап при решении различных математических заданий. Стереотипные действия с одними предметами механически переносятся на действия с другими. Учащиеся испытывают значительные трудности в понимании обращенной речи и формулировании собственных высказываний. Бедность словаря, непонимание значений слов и выражений значительно осложняет формирование математических представлений, а в некоторых случаях делает это практически невозможным. Недоразвитие всех психических функций у ребенка с выраженной умственной отсталостью приводит к тому, что без специально разработанной системы работы он не может обучаться даже элементарным основам математики. В связи с этим мы предлагаем следующее название всех разделов программы на всех этапах обучения — «Формирование элементарных математических представлений», считая, что это оно больше соответствует тому содержанию, которое предлагается для изучения детьми с выраженной умственной отсталостью.
Процесс формирования элементарных математических представлений у учащихся с выраженной умственной отсталостью неразрывно связан с решением наиболее важной коррекцион-
Глава 2. Примерные программы обучения детей... Элементарные математические представления
ной задачи — социально-бытовой адаптацией этой категории аномальных детей. В связи с этим обучение элементарным математическим представлениям должно носить прежде всего ярко выраженную практическую направленность. Занятия по развитию элементарных математических представлений проводятся 3 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей элементарного математического развития каждого ребенка. Занятия по формированию элементарных математических представлений необходимо строить на комплексной основе с обеспечением самых широких возможностей использования разных видов деятельности. В процессе урока-занятия учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению элементарных математических представлений. Индивидуальные формы работы на занятиях по формированию элементарных математических представлений необходимо органически сочетать с фронтальными и групповыми. Дидактический материал должен подбираться в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития математических представлений и речи детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью. В процессе обучения элементарным математическим представлениям детей с выраженной умственной отсталостью используются следующие методы и приемы: · совместные действия детей и взрослого; · действия по подражанию действиям учителя;
· действия по образцу, по словесной инструкции; · приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов; · элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия; · воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений цифр; · предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога форму, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке; · соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскостными изображениями; · подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня, и т. п., с целью формирования временных представлений; · обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного использования в процессе математической деятельности. Формирование элементарных математических представлений ведется в игровой форме, с активным использованием дидактических игр и разнообразных игровых упражнений. Учителям, работающим с учащимися с выраженной умственной отсталостью, необходимо учитывать, что динамика овладения ими математическими представлениями и умениями крайне низка. Поэтому программа составлена таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно. Изучаемый материал в течение всех лет обучения постоянно повторяется в различных предметно-практических и игровых ситуациях.
Гл а в а 2. Примерные программы обучения детей... Примерная программа по математике
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|