Физическая культура. ■ пояснительная записка. После трудных упражнений необходимо несколько раз повторять дыхательные упражнения.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ■ Пояснительная записка У умственно отсталых детей наблюдаются самые разнообразные нарушения развития, которые необходимо учитывать в построении занятий по физическому воспитанию: со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также физического развития и моторики. Встречаются дети с явными параличами или парезами отдельных мышечных групп, со стертыми двигательными нарушениями, которые к школьному возрасту значительно скомпенсировались, но проявляются как комплексные нарушения движений при значительной нагрузке. Выявление возможностей умственно отсталого ребенка и коррекция дефектов его развития требуют специальных методических приемов, которые следует прежде всего облечь в доступную форму. Таким образом, физическое воспитание должно быть направлено на коррекцию физического развития учеников, отклонений соматического состояния и моторики, а также на укрепление здоровья и закаливание детского организма, содействие правильному развитию, обучение двигательным умениям и навыкам. Программа составлена с учетом особенностей физического развития, моторики, соматического состояния, нервно-психического статуса и познавательной деятельности умственно отсталых детей. Материал программы дает возможность оказывать как избирательное воздействие на различные нарушения в элементарных движениях учащихся, так и содействовать развитию у них способности организовывать более сложные движения, особенно те, которые необходимы в трудовой деятельности человека.
Глава 2. Примерные программы обучения детей... Физическая культура
В программу включены следующие упражнения:
/. Построения и перестроения. II. Общеразвивающие и корригирующие упражнения. 1. Дыхательные. 2. Общеразвивающие. 3. Направленные на формирование правильной осанки. ///. Прикладные упражнения.
1. Ходьба и бег. 2. Прыжки. 3. Равновесие. 4. Лазание и перелезание. 5. Броски, ловля, метание, передача предметов и переноска груза. 6. Лыжная подготовка. Построения и перестроения помогают учителю организовать учащихся. Дети при этом учатся находить свое место в группе, в строю, действовать совместно, строиться и выполнять различные движения в определенном порядке и построении, усваивать команды и подчиняться им, привыкать к дисциплине. У учеников развивается чувство ритма, темпа, улучшается внимание. Дыхательные упражнения выносятся в самостоятельный раздел ввиду того, что умственно отсталые дети, имея поверхностное, неритмичное дыхание, не умеют произвольно управлять актом дыхания и правильно согласовывать его с движениями. Без специальных подготовительных упражнений, направленных на обучение дыханию, умственно отсталые ученики не научатся правильно дышать, их дыхание будет неглубоким, неустойчивым и даже незначительная мышечная нагрузка будет его изменять. Детей следует прежде всего научить вдоху и выдоху, а затем включать в элементарные движения, напоминая постоянно, как нужно производить вдох и выдох. После трудных упражнений необходимо несколько раз повторять дыхательные упражнения. Обучая правильному дыханию в покое и в процессе выполнения элементарных упражнениий, учитель физкультуры поможет логопеду и учителям в постановке звуков, на- учить четкости артикуляции. Дети получат навык сочетания дыхания с выполнением определенных трудовых процессов. Подбор общеразвивающих и корригирующих упражнений в программе дает возможность воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на определенные ослабленные группы мышц. Наряду с упражнениями в исходных положениях «сидя» и «стоя» даются упражнения в исходном положении «лежа» для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы туловища.
В раздел введены упражнения для укрепления ослабленных мышц рук, выработки дифференцировки и точности движений конечностей и в особенности пальцев рук. Умственно отсталому ребенку недостаточно скорригиро-вать элементарное движение. Необходимо помочь ему включить это движение в сложные действия, выработать соответствующие навыки. Общеразвивающие и корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координирование, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме. В программу включены упражнения для формирования осанки, т. к. умение правильно держать свое тело имеет большое оздоровительное значение, при этом создаются оптимальные условия для деятельности внутренних органов и лучшие условия для их работы. Правильнаяосанка будет способствовать формированию правильной рабочей позы на уроках трудовой деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|