Почему части книги различны по объему
Почему части книги различны по объему В каждой из 25 частей пособия предусмотрено то количество упражнений, которое окажется достаточным для занятий с ребенком при самых серьезных и стойких нарушениях звукопроизношения. Объем этих частей неодинаков: самое большое место отведено формированию четырех базовых звуков (С, Ш, Л, Р) из трех основных групп (свистящие, шипящие, сонорные). Базовые звуки, артикуляция которых является исходной для целой группы звуков, искажаются детьми наиболее часто, являются произносительно-сложными и формируются, как правило, продолжительно. Для прочих звуков речи, так называемых производных, артикуляция которых повторяется по отношению к базовым с некоторыми нюансами, количество упражнений сознательно уменьшено. Количество упражнений при различении звуков речи увеличено для тех звуков, которые смешиваются детьми и на слух, и в произношении (Р — Л, С — Ш, 3 — Ж). Для звуков, смешиваемых только на слух (Ш — Ж, С — СЬ, Р — РЬ), количество упражнений намеренно сокращено. Более подробные пояснения вы найдете в сносках и примечаниях к упражнениям. Основные особенности книги В книге представлена высокоэффективная система из 500 упражнений, наиболее полная из опубликованных, проверенная многолетней практикой. Рассчитана она на исправление недостатков произношения у детей 4-8 лет. Педагогам известно, что традиционные логопедические занятия мало занимательны, так как строятся на механической работе ребенка — многократных повторениях и заучиваниях. В этой книге большинству упражнений придается игровая направленность, но при этом сохраняется основная обучающая задача — формирование правильного произношения.
Помимо этапов закрепления произношения каждого звука, а также различения смешиваемых звуков, в книге отражен этап подготовки к вызыванию звука. Следует обратить внимание на то, что особые авторские приемы позволяют уже на подготовительном этапе получить у ребенка чистый, устойчивый звук речи и тем самым свести участие логопеда к минимуму. От точности объяснения задания зависит правильность его выполнения ребенком. Поэтому в книге предлагаются уже готовые формулировки, с которыми взрослый обращается к детям. Для повышения результативности упражнений в каждом из них обозначены задачи обучения. Упражнения являются многоплановыми (многоаспектными) и, помимо основной цели, позволяют развивать ряд важнейших речевых и познавательных навыков (слуховые внимание и память, словесно-логическое мышление, воображение и др. ). В чем состоят оригинальность и эффективность авторской технологии Традиционные методы логопедической работы сочетаются в книге с новыми, самыми современными приемами и оригинальными авторскими технологиями, благодаря которым результативность обучения заметно повышается, а сроки коррекции сокращаются. Например: для закрепления мягкого звука ЛЬ (а он, как правило, формируется первым из всех нарушенных звуков) в некоторых логопедических пособиях можно встретить следующие стихи: Отшумели все метели. И морозы не трещат. С крыш закапали капели, И сосульки в ряд висят. Безусловно, это стихотворение можно использовать в логопедической работе по закреплению звука ЛЬ, но только в тех случаях, когда остальные звуки произносятся ребенком абсолютно правильно. Если же ребенок неверно произносит имеющиеся в тексте более сложные звуки Р, РЬ, Ш, С, Щ, то, закрепляя один правильный звук ЛЬ, он одновременно будет закреплять неправильное, искаженное произношение более сложных звуков. Такое положение недопустимо!
В книге для подобных случаев предлагаются тексты, в которых отсутствуют более сложные, зачастую неверно произносимые ребенком звуки. Например:
Мы купили липкой глины. Льва и львенка лепит Лина. Лепит олененка Оля, И павлина лепит Толя. Этот текст свободен от всех звуков, следующих в основном ряду за звуком ЛЬ. Многолетняя практика подтверждает, что, заучивая подобные тексты, ребенок легче сосредотачивается на формируемом звуке, быстрее его осваивает, освобождается от дополнительных трудностей, не закрепляет другие, искаженно произносимые звуки и т. п. Указанная особенность — только одна из десяти, отличающих авторский подход к исправлению недостатков произношения. Выражаем надежду, что изложенная в книге методика будет по достоинству оценена специалистами, а ее использование поможет любому ребенку говорить более четко, красиво и правильно. Как пользоваться универсальным логопедическим лото Наглядный материал для занятий представлен в книге двумя видами — это черно-белые картинки, расположенные рядом с текстами упражнений, а также цветное универсальное логопедическое лото. Лото состоит из 16 приложений. В приложении 2 даны изображения мальчика и девочки. Для них нужно подобрать имена с различными звуками (Соня, Рома, Маша, Женя и др. ). В зависимости от изучаемого звука ребенок подбирает не только имена, но и другие слова для составления предложений. Здесь же расположены карточки (схемы и символы) для анализа звуко-слогового состава слова, а также уточнения важнейших отличительных характеристик звуков речи: их звонкости — глухости и твердости — мягкости. Работа со схемами и символами поможет ребенку осознать не только внутреннюю (значение), но и внешнюю (звучание) характеристику слова. Кроме того, упражнения на звуковой анализ способствуют более четкому, осознанному произношению в целом, а также готовят детей к грамотному письму. На листах лото 4-16 изображены предметные картинки с определенным звуком в названиях. Разрезав каждый лист, вы получите от 12 до 24 карточек для закрепления произношения каждого формируемого звука. Сложите их в отдельные конверты и на каждом из них обязательно напишите номер Приложения. Карточки используются в упражнениях многократно, т. е. являются универсальными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|