Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Парус». «Грибок». «Качели». «Громкий барабан». Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука Р. Широкий язык присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы «ножка грибка» (уздечка языка) натянулась. Удерживать в таком поло




«Парус»

Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами. Удерживать в таком по­ложении 10 секунд.

«Маляр»

Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по «потолочку» (поверхности нёба) вперед-назад. Делать не торо­пясь, под счет взрослого.

«Грибок»

Широкий язык присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы «ножка грибка» (уздечка языка) натянулась. Удерживать в таком положении 10 секунд.

С помощью этого упражнения можно заметно растянуть подъ­язычную связку (уздечку языка).

«Качели»

Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком по­переменно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Делать не торопясь, под счет взрослого.

«Громкий барабан»

Рот широко открыть. Кончик широкого языка поднять вверх. Произносить громко, отрывисто, многократно, не опуская кон­чика языка: дддддд.


Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука Р

Послушай продолжение сказки «Приключения Ветерка», где в игровой форме объ­яснена артикуляция звука Р, и проделай указанные движения.

Взрослый и ребенок сидят перед зеркалом и совместно проделывают определенные артикуляционные движения (они обозначены в правой части таблички). Если ребенок еще не может правильно произнести звук Р, его произносит только взрослый.

Приключения Ветерка1

 

Текст читает взрослый Действия выполняются ребенком по просьбе взрослого
В пещере вновь борьба. Язык преградил путь Ветерку, он поднялся вверх, к верх­ним Зубам, прислонился к бугоркам око­ло них. Широко открой рот. Широкий язык подними вверх и приб­лизь к альвеолам.
Ветерок с силой бросается прямо на стражника, происходит борьба. С силой подуй на кончик языка так, чтобы он завибрировал.
Ветерок все-таки прорывает преграду, которую устроили ему Язык и верхние Зубы. Длительно произнеси звук Р.
Рассерженный Язык бьется о бугорки около Зубов, сердится, рычит. Ан позд­но! Опять Ветерок на свободе! Приблизь ладонь ко рту, почувствуй движение воздуха.

 

 Часто во время выполнения этого упражнения у ребенка удается вызвать правильный звук Р. Если этого не произошло, обратитесь к специалисту-логопеду.

1 Начало и продолжение сказки смотри на с. 10, 33, 100, 172.


Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука Р

Заучи, как правильно нужно произносить звук Р.



Рот широко открыт.

Зубы на большом расстоянии.

Язык широкий, его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами.

Горлышко гудит.

Дуем и гудим в кончик языка, он дрожит.

Р______


ЭТАП ТРЕТИЙ

СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

 Напоминаем взрослым, что вызывать отдельный звук, а также контролировать пра­вильность его произношения в изолированном виде (это самая сложная для воспри­ятия позиция) должен специалист-логопед. В противном случае можно стойко закре­пить неправильное произношение.

Закрепление произношения звука Р в одинаковых слогах с опорными звуками Д и Т. Развитие чувства рифмы

Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме ко­личество одинаковых слогов с первыми звуками Д или Т (дра, дру, тро, тры).

Говорит взрослый                 Говорит ребенок

На дорожке два ведра,             дра-дра-дра, дра-дра-дра.

Я несу еще ведро,                      дро-дро-дро, дро-дро-дро.


Вот и друг идет к ведру,          дру-дру-дру, дру-дру-дру.

Да, друзья всегда мудры,       дры-дры-дры, дры-дры-дры.

На трамвай бегу с утра,          тра-тра-тра, тра-тра-тра.

Трое едут на метро,               тро-тро-тро, тро-тро-тро.

Трудно строить на ветру,        тру-тру-тру, тру-тру-тру.

Змеи в тропиках хитры,          тры-тры-тры, тры-тры-тры.

 Опорные звуки Д и Т заметно помогают правильному произнесению звука Р в слогах.

Закрепление произношения звука Р в различных прямых слогах

Вслед за взрослым четко, не торопясь повтори 3—4 раза разные слоговые «рычалки».

ра-ру-ры               ро-ру-ры              ро-ру-ра               ры-ру-рэ

ры-ра-ро              ра-ры-ро              рэ-ры-ро              рэ-ро-ры

Закрепление произношения звука Р в одинаковых прямых слога. Развитие чувства рифмы

Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...