Учебное пособие. ПМ 02 «Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах». МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»
Стр 1 из 98Следующая ⇒
Учебное пособие ПМ 02 «Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах» МДК 02. 01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях» Раздел «Сестринский уход за пациентами детского возраста»
Специальность: «Сестринское дело» Составители: преподаватели Браун М. А., Виноградова М. А., Иванова А. В., Зиновьева Л. Ю.
Рассмотрена на заседании ЦМК « Педиатрия» «10» июня 2021 г Протокол № 11 Председатель: Иванова А. В. Утверждено на заседании методического совета «17» июня 2021 г Протокол № 15 Председатель методического совета: Гапонова З. В.
Санкт-Петербург 2021 г. УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ! С целью закрепления изученного материала по темам МДК 02. 01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях» Раздел «Сестринский уход за пациентами детского возраста» предлагаем вам ознакомиться с теоретическим материалом и выполнить задания данного учебного пособия. Учебное пособие поможет вам закрепить изученный материал и станет для вас «шпаргалкой» при изучении междисциплинарного курса. Вы также сможете воспользоваться данным пособием во время учебной и производственной практики и в процессе профессиональной деятельности в дальнейшем. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебное пособие по разделу «Сестринский уход за пациентами детского возраста» предназначено для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования «Сестринское дело».
Пособие снабжено профессиональными, тестовыми заданиями для самоконтроля, помогающими усвоить основные темы и вопросы раздела, выработать необходимые для медицинской сестры практические умения и навыки по оказанию сестринской помощи детям с различной соматической патологией. Самостоятельная работа студента с данным учебным пособием проводится в рамках выполнения домашних заданий. Данный вид учебного пособия для студентов способствует формированию у будущих специалистов профессиональных и общих компетенций:
ЛЕКЦИЯ № 1. НЕДОНОШЕННЫЙ НОВОРОЖДЕННЫЙ
Недоношенный ребенок – это ребенок, родившийся живым, на сроке до 37 недели внутриутробного развития, с массой тела менее 2500г и длиной менее 45 см. (определение ВОЗ). Причины преждевременного рождения детей многочисленны и порой выявляются с трудом. Обычно имеется сочетание сразу нескольких факторов риска рождения недоношенного ребенка. Факторы риска рождения недоношенного ребенка: 1. Со стороны матери: ü Возраст беременной (первородящие в возрасте до 18 лет и старше 35 лет). ü Тяжелые соматические и инфекционные заболевания, перенесенные во время беременности. ü Генетическая предрасположенность. ü Аномалии развития репродуктивной системы. ü Акушерская патология (гестоз, угроза прерывания беременности) ü Отягощенный акушерский анамнез (частые предшествующие прерывания беременности, оперативное вмешательство, патология беременности, привычные выкидыши, мертворождения и т. д. ) ü Психические и физические травмы, подъем тяжести, падение и ушиб беременной женщины. ü Бесконтрольный прием медикаментов. ü Короткий период между родами. 2. Со стороны ребенка: ü Хромосомные аберрации, пороки развития. ü Иммунологический конфликт. ü Внутриутробное инфицирование. ü Многоплодная беременность. ü Тазовое предлежание. 3. Социально-экономические факторы:
ü Неблагоприятное воздействие окружающей среды (профессиональные вредности, радиационные и электромагнитные излучения, токсические воздействия и т. д. ). ü Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания). ü Низкий социальный статус (недостаточный уровень образования, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, плохое питание). ü Нежелательная беременность. ü Уклонение от медицинского наблюдения Степень зрелости недоношенных детей зависит от срока гестации и массы тела при рождении. Гестационный возраст (gestatio – беременность) – это возраст ребенка от зачатия до рождения. Он является самым важным показателем оценки степени зрелости новорожденного ребенка и его способности адаптироваться к условиям внешней среды. Выделяют четыре степени недоношенности:
Чем меньше гестационный возраст, тем более значительно выражены признаки недоношенности. Внешние (морфологические) признаки недоношенности: · Непропорциональное телосложение, значительное преобладание мозгового черепа над лицевым, относительно большое туловище, короткие шея и ноги. · Кожа красного цвета, тонкая, морщинистая, обильно покрыта пушком (лануго), подкожно-жировой слой не выражен, мышечный тонус снижен. · Кости черепа мягкие, податливые, подвижные, иногда заходят друг на друга, швы не закрыты, открыты большой, малый и боковые роднички. · Ушные раковины мягкие, бесформенные, тесно прижаты к голове. · Ареолы и соски грудных желез недоразвиты или отсутствуют. · Ногти на пальцах рук и ног тонкие, не достигают краев ногтевого ложа. · Подошвенные складки короткие, неглубокие, редкие или отсутствуют. · Живот распластанный «лягушачий», пупочное кольцо расположено в нижней трети живота. · У девочек большие половые губы не прикрывают малые, половая щель зияет, клитор увеличен.
· У мальчиков яички не опущены в мошонку, находятся в паховых каналах или в брюшной полости. Функциональные признаки недоношенного ребенка: · ЦНС: снижение или отсутствие сосательного, глотательного и других физиологических рефлексов, некоординированные движения конечностей, гипотония мышц, адинамия, нарушение процессов терморегуляции. · Органы дыхания: неравномерное дыхание по ритму и глубине, частота дыхания варьирует от 40 до 90 в минуту, склонность к апноэ, отсутствует или слабо выражен кашлевой рефлекс. В альвеолах сурфактант отсутствует или содержание его недостаточно, что обуславливает развитие ателектазов и дыхательных расстройств. · Сердечно-сосудистая система: снижение скорости кровотока (цианоз кистей и стоп), АД низкое, пульс лабильный. · Иммунная система: незрелость Т-лимфоцитов, уменьшение их количества, снижение способности к синтезу иммуноглобулинов – высокий риск возникновения инфекций. · Органы пищеварения: низкая активность секреторной функции пищеварительных ферментов и усвоения пищи, малая емкость желудка, повышенная склонность к срыгиванию из-за недостаточного развития сфинктера.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|