Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебное пособие. ПМ 02 «Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах». МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»




Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Медицинский колледж № 1»

Учебное пособие

ПМ 02 «Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах»

МДК 02. 01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»

Раздел «Сестринский уход за пациентами детского возраста»

 

Специальность: «Сестринское дело»

Составители: преподаватели Браун М. А., Виноградова М. А.,

 Иванова А. В., Зиновьева Л. Ю.

 

Рассмотрена на заседании ЦМК « Педиатрия»

«10» июня 2021 г

Протокол № 11

Председатель: Иванова А. В.

Утверждено  на заседании методического совета

«17»   июня 2021 г

Протокол № 15

Председатель методического совета: Гапонова З. В.

 

Санкт-Петербург

2021 г.

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

С целью закрепления изученного материала по темам МДК 02. 01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях» Раздел «Сестринский уход за пациентами детского возраста» предлагаем вам ознакомиться с теоретическим материалом и выполнить задания данного учебного пособия.

Учебное пособие поможет вам закрепить изученный материал и станет для вас «шпаргалкой» при изучении междисциплинарного курса.

Вы также сможете воспользоваться данным пособием во время учебной и производственной практики и в процессе профессиональной деятельности в дальнейшем.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебное пособие по разделу «Сестринский уход за пациентами детского возраста» предназначено для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования «Сестринское дело».

Пособие снабжено профессиональными, тестовыми заданиями для самоконтроля, помогающими усвоить основные темы и вопросы раздела, выработать необходимые для медицинской сестры практические умения и навыки по оказанию сестринской помощи детям с различной соматической патологией.

Самостоятельная работа студента с данным учебным пособием проводится в рамках выполнения домашних заданий.

Данный вид учебного пособия для студентов способствует формированию у будущих специалистов профессиональных и общих компетенций:

 

ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать повышение квалификации
ОК 10 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия
ОК 12 Организовать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПК 2. 1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснить ему суть вмешательств
ПК 2. 2 Осуществлять лечебно – диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса
ПК 2. 3 Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами
ПК 2. 4 Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования
ПК 2. 5 Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно – диагностического процесса
ПК 2. 6 Вести утвержденную медицинскую документацию
ПК 2. 7 Осуществлять реабилитационные мероприятия
ПК 2. 8 Оказывать паллиативную помощь

 

 

ЛЕКЦИЯ № 1.

НЕДОНОШЕННЫЙ НОВОРОЖДЕННЫЙ

 

Недоношенный ребенок – это ребенок, родившийся живым, на сроке до 37 недели внутриутробного развития, с массой тела менее 2500г и длиной менее 45 см. (определение ВОЗ).

Причины преждевременного рождения детей многочисленны и порой выявляются с трудом. Обычно имеется сочетание сразу нескольких факторов риска рождения недоношенного ребенка.

Факторы риска рождения недоношенного ребенка:

1. Со стороны матери:

ü Возраст беременной (первородящие в возрасте до 18 лет и старше 35 лет).

ü Тяжелые соматические и инфекционные заболевания, перенесенные во время беременности.

ü Генетическая предрасположенность.

ü Аномалии развития репродуктивной системы.

ü Акушерская патология (гестоз, угроза прерывания беременности)

ü Отягощенный акушерский анамнез (частые предшествующие прерывания беременности, оперативное вмешательство, патология беременности, привычные выкидыши, мертворождения и т. д. )

ü Психические и физические травмы, подъем тяжести, падение и ушиб беременной женщины.

ü Бесконтрольный прием медикаментов.

ü Короткий период между родами.

2. Со стороны ребенка:

ü Хромосомные аберрации, пороки развития.

ü Иммунологический конфликт.

ü Внутриутробное инфицирование.

ü Многоплодная беременность.

ü Тазовое предлежание.

3. Социально-экономические факторы:

ü Неблагоприятное воздействие окружающей среды (профессиональные вредности, радиационные и электромагнитные излучения, токсические воздействия и т. д. ).

ü Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания).

ü Низкий социальный статус (недостаточный уровень образования, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, плохое питание).

ü Нежелательная беременность.

ü Уклонение от медицинского наблюдения

Степень зрелости недоношенных детей зависит от срока гестации и массы тела при рождении. Гестационный возраст (gestatio – беременность) – это возраст ребенка от зачатия до рождения. Он является самым важным показателем оценки степени зрелости новорожденного ребенка и его способности адаптироваться к условиям внешней среды.

Выделяют четыре степени недоношенности:

Степень недоношенности Гестационный возраст Масса тела
I степень 37-35 недель 2500-2000 г
II степень 34-32 недели 2000-1500 г
III степень 31-29 недель 1500-1000 г
IV степень 28-22 недели Менее 1000 г

Чем меньше гестационный возраст, тем более значительно выражены признаки недоношенности.

Внешние (морфологические) признаки недоношенности:

· Непропорциональное телосложение, значительное преобладание мозгового черепа над лицевым, относительно большое туловище, короткие шея и ноги.

· Кожа красного цвета, тонкая, морщинистая, обильно покрыта пушком (лануго), подкожно-жировой слой не выражен, мышечный тонус снижен.

· Кости черепа мягкие, податливые, подвижные, иногда заходят друг на друга, швы не закрыты, открыты большой, малый и боковые роднички.

· Ушные раковины мягкие, бесформенные, тесно прижаты к голове.

· Ареолы и соски грудных желез недоразвиты или отсутствуют.

· Ногти на пальцах рук и ног тонкие, не достигают краев ногтевого ложа.

· Подошвенные складки короткие, неглубокие, редкие или отсутствуют.

·  Живот распластанный «лягушачий», пупочное кольцо расположено в нижней трети живота.

· У девочек большие половые губы не прикрывают малые, половая щель зияет, клитор увеличен.

· У мальчиков яички не опущены в мошонку, находятся в паховых каналах или в брюшной полости.

Функциональные признаки недоношенного ребенка:

· ЦНС: снижение или отсутствие сосательного, глотательного и других физиологических рефлексов, некоординированные движения конечностей, гипотония мышц, адинамия, нарушение процессов терморегуляции.

· Органы дыхания: неравномерное дыхание по ритму и глубине, частота дыхания варьирует от 40 до 90 в минуту, склонность к апноэ, отсутствует или слабо выражен кашлевой рефлекс. В альвеолах сурфактант отсутствует или содержание его недостаточно, что обуславливает развитие ателектазов и дыхательных расстройств.

· Сердечно-сосудистая система: снижение скорости кровотока (цианоз кистей и стоп), АД низкое, пульс лабильный.

· Иммунная система: незрелость Т-лимфоцитов, уменьшение их количества, снижение способности к синтезу иммуноглобулинов – высокий риск возникновения инфекций.

· Органы пищеварения: низкая активность секреторной функции пищеварительных ферментов и усвоения пищи, малая емкость желудка, повышенная склонность к срыгиванию из-за недостаточного развития сфинктера.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...