Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система выхаживания недоношенного ребенка начинается с первых часов его жизни и состоит из трех этапов.




Система выхаживания недоношенного ребенка начинается с первых часов его жизни и состоит из трех этапов.

I этап – интенсивная терапия в родильном доме.

Цель: сохранить жизнь ребенка.

Первые лечебно-профилактические мероприятия начинаются в родильном зале. Все манипуляции проводятся в условиях, исключающих охлаждение ребенка (температура воздуха не менее 25оС, влажность 55-60%, пеленальный стол с источником лучистого тепла). Важное условие успешного выхаживания недоношенного ребенка – дополнительный обогрев с момента рождения!

Особенности ухода за недоношенным ребенком.

После первичной обработки и перевязки пуповины ребенка с массой более 2000 г, завернутого в пеленки и байковое одеяло, помещают в кроватку при Т окружающей среды 24-26о С, т. к. он в состоянии сам поддерживать нормальный температурный баланс.

Дети с массой более 1500 г выхаживаются в специальных кроватках «Бебитерм» с обогревом и дополнительной оксигенацией (Т воздуха в палате вначале 26-28оС, затем постепенно снижается до 25оС, по показаниям подается теплый, увлажненный кислород, концентрация в пределах 30%).

Недоношенных детей с массой тела при рождении 1500г и менее, а также детей, находящихся в тяжелом состоянии, помещают в кувезы (аппарат, внутри которого автоматически поддерживается определенная Т – от 36о С до 32о С).

Смена кувеза и его дезинфекция проводятся каждые 2-5 дней (повышенная Т и влажность создают благоприятные условия для быстрого размножения патогенных микроорганизмов).

Создание лечебно - охранительного режима при уходе за недоношенными: бережное и аккуратное выполнение всех манипуляций, ограждение от звуковых и световых раздражителей, защита от болевых раздражителей.

Рациональное вскармливание, адекватное состоянию ребенка, является одним из важнейших условий полноценного развития недоношенных детей. Оптимальной пищей для недоношенного ребенка является женское грудное молоко, поэтому необходимо приложить все усилия для максимального сохранения грудного вскармливания. Основными принципами вскармливания недоношенных детей являются осторожность и постепенность. Выбор способа кормления зависит от гестационного возраста ребенка. Важно следить, чтобы ребенок во время кормления не переутомлялся, не срыгивал, не аспирировал пищу.

Способы кормления:

· Недоношенных детей с большим сроком гестации, при выраженности сосательного, глотательного рефлексов и удовлетворительном сосании, можно начать кормить через 3-4 часа после рождения из груди или из бутылочки.

· При выраженности глотательного рефлекса и отсутствии сосательного, ребенка можно кормить с ложечки.

· При отсутствии грудного молока у матери, можно применить специализированные адаптированные смеси в течение первых 2-3-х месяцев.

· Детей с малой массой тела и гестационным возрастом менее 32 недель, кормят через назогастральный или орогастральный зонд.

Использование метода «кенгуру» в уходе за недоношенным ребенком, что обеспечивает тесный контакт малыша с мамой, улучшает психоэмоциональное состояние, способствует поддержанию постоянной температуры для ребенка, стимулирует лактацию и облегчает грудное вскармливание.

Медикаментозное лечение:

Лечение недоношенных детей проводится с учетом их анатомо-физиологических отклонений. Отклонения, не выходящие за рамки «физиологических», не нуждаются в медикаментозной коррекции. Для предупреждения и лечения некоторых патологических состояний (ГБН, дистресс-синдром, пневмония и т. д. ) применяется патогенетическая терапия.

При проведении лечения недоношенных детей, особенно с низкой массой тела, необходимо соблюдать тактику двигательного покоя. Чрезмерная стимуляция таких детей в первые дни и недели жизни, интенсивная и инфузионная терапия (без автоматических дозаторов) могут привести к ухудшению состояния. Количество внутримышечных инъекций должно соответствовать возможностям ребенка. Нельзя вводить при внутримышечной инъекции больше 0, 5 мл раствора лекарственного препарата. Преимущественное место введения – средняя треть наружно-боковой поверхности бедра.

На 7-8 сутки недоношенного ребенка перевозят в специализированных машинах и в кувезах из родильного дома в отделение для выхаживания недоношенных детей.

II этап – наблюдение и лечение в специализированном отделении для недоношенных детей.

Цель: удовлетворение основных жизненно важных потребностей недоношенных детей.

Основные задачи:

· Оказание высококвалифицированной медицинской помощи

· Организация сестринского ухода со строжайшим соблюдением правил асептики

· Создание комфортных микроклиматических условий (дополнительное согревание и оксигенация)

· Обеспечение адекватным питанием

· Мониторинг состояния

· Обучение родителей приемам выхаживания ребенка в домашних условиях

Критерии выписки недоношенного ребенка из стационара:

· Масса тела должна быть не менее 2500г при постоянной положительной динамике.

· Способность удерживать постоянную температуру тела.

· Наличие выраженных физиологических рефлексов.

· Устойчивость всех жизненно важных функциональных систем.

III этап – динамическое наблюдение в условиях детской поликлиники.

После выписки из стационара ребенок поступает под наблюдение участкового педиатра и медицинской сестры. На следующий день после выписки из стационара участковый педиатр и медицинская сестра посещают ребенка на дому. Учитывая, что третий этап выхаживания недоношенного проходит в семье, основная часть забот и ответственности ложится на родителей ребенка.

Создается индивидуальная программа реабилитации, и планируются сестринские действия после выяснения уровня подготовленности семьи к уходу за недоношенным ребенком, их возможностей нести большие физические, психические и материальные затраты, психоэмоционального состояния матери, отношения каждого члена семьи к ребенку, уровня знаний о проблемах недоношенных детей, возможном прогнозе.

Необходимо объяснить родителям, что при создании ребенку оптимальных условий жизни в семье и обеспечении хорошего ухода, уже к концу первого года жизни малыш сможет догнать своих сверстников в физическом и умственном отношении (исключение составляют глубоко недоношенные дети).

Диспансерное наблюдение.

Недоношенный ребенок должен состоять на диспансерном учете во II группе здоровья (группа риска) в течение 2-х лет. Осмотр специалистами проводится по индивидуальному плану (особенно окулистом, пульмонологом и неврологом)

Выполните задания:

Дополните предложение:

1. Перечислите факторы риска рождения недоношенного ребенка __________________________

2. Какие морфологические признаки характерны для недоношенного ребенка ________________

3. Перечислите способы выхаживания недоношенного ребенка _____________________________

4. Перечислите способы кормления недоношенных детей __________________________________

5. Критерии выписки недоношенного ребенка из стационара _______________________________

ЛЕКЦИЯ №2.

БОЛЕЗНИ ПЕРИОДА НОВОРОЖДЕННОСТИ. АСФИКСИЯ НОВОРОЖДЕННЫХ, РАННИЕ ПРИЗНАКИ. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УХОДА

 

Асфиксия новорожденных – это заболевание, при котором при наличии сердечной деятельности отсутствует дыхание или имеются отдельные нерегулярные поверхностные вдохи. В результате асфиксии у новорожденного ребенка в крови и в тканях развивается дефицит кислорода (гипоксия) и накапливается углекислота (гиперкапния).

Причины и факторы риска развития асфиксии:

1. В антенатальном периоде:

ü Заболевания матери, сопровождающиеся недостатком кислорода в крови (анемия, сердечная и дыхательная недостаточность и т. д. )

ü Инфекционные заболевания беременной.

ü Акушерская патология (длительные токсикозы, нефропатия беременных, угроза прерывания беременности, аномалии предлежания плаценты, переношенная беременность, многоплодие)

ü Вредные привычки беременной (курение, алкоголь, наркотики).

ü Длительный прием лекарственных препаратов беременной женщиной.

2. В интранатальном периоде:

ü Преждевременные роды

ü Быстрые, стремительные или затяжные роды.

ü Роды в ягодичном и тазовом предлежании

ü Аномалии положения плаценты, ее преждевременная отслойка.

ü Выпадение или обвитие пуповины, короткая пуповина.

ü Органические поражения жизненно важных органов ребенка (пороки развития сердца, легких, мозга).

ü Внутриутробное инфицирование.

3. В неонатальном периоде:

ü Не правильно и несвоевременно оказанная реанимационная помощь

ü Болезни новорожденного (легких, сердца, ЦНС)

ü Аспирации во время кормления, срыгивания.

Виды асфиксии:

ü Первичная

ü Вторичная

Степень тяжести асфиксии определяют по шкале Апгар:

Признаки 0 баллов 1 балл 2 балла
Окраска кожи. Бледная или резко цианотичная Розовая, акроцианоз Розовая
Мышечный тонус Отсутствует, конечности свисают Снижен Нормальный тонус, активные движения
Дыхание. Отсутствует Брадипноэ, нерегулярное Нормальное дыхание, громкий плач
Сердцебиение Отсутствует Брадикардия, менее 100 в минуту Ритмичное, 100-140 в минуту
Рефлекторная возбудимость Отсутствует Одиночные активные движения, гримасы Активные движения, кашель, чихание

Состояние новорожденного ребенка оценивается через 1 минуту после рождения, повторно – через 5 минут. Общая оценка складывается из суммы баллов по каждому признаку в отдельности.

Степени тяжести асфиксии (клинические формы) оценка по шкале Апгар на первой минуте после рождения:

ü первая (легкая) – 7 баллов

ü вторая (средней тяжести, синяя) – 4-6 баллов

ü третья (тяжелая, белая) – 1-3 балла

Общая оценка 0 баллов свидетельствует о клинической смерти.

По ВОЗ: умеренная асфиксия 6 – 5 баллов; тяжелая 1 – 4 балла.

Осложнения при асфиксии:

Поражение головного мозга с неврологической симптоматикой разной степени тяжести (задержка психомоторного и речевого развития, ДЦП, умственная отсталость, эпилепсия).

Принципы лечения и особенности организации ухода.

Реанимация новорожденных с асфиксией проводится в три этапа:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...