Этические требования, предъявляемые к социальному работнику
Отечественные специалисты в сфере социальной работы руководствуются в понимании профессиональной этики «Кодексом этики Национальной ассоциации социальных работников» США, принятым в 1979 г. Под этическими требованиями к социальному работнику в нем понимается совокупность этических норм, формулируемых сообществом социальных работников и регулирующих их деятельность. Эти нормы можно разбить на шесть групп: 1) поведение и облик социального работника (вести себя так, как подобает социальному работнику; заботиться о профессиональном росте и др.); 2) этические обязательства социального работника по отношению к клиентам (содействовать выработке у них самостоятельности; не распространять информацию, полученную от клиентов и др.); 3) этические обязательства социального работника по отношению к коллегам (относиться к ним уважительно и с доверием; вести дела с их клиентами с полной профессиональной отдачей и др.); 4) этические обязательства социального работника по отношению к организациям, с которыми он сотрудничает (быть верным обязательствам, данным соответствующим организациям); 5) этические обязательства социального работника по отношению к своей профессии (содействовать пониманию общественной значимости своей профессии; делать социальную помощь более доступной широким слоям населения; активно использовать знания в своей профессиональной деятельности); 6) этические обязательства социального работника по отношению к обществу (содействовать росту всеобщего благосостояния). 6. Планирование социальной работы в учреждении социальной защиты: содержание и виды Под планированием социальной работы понимается деятельность государства и соответствующих организаций по выработке средств и методов достижений таких состояний социальных систем, которые соответствуют потребностям данного общества.
Планирование становится возможным, ели имеет место идеальная модель, ради достижения которой планируется социальная работа. Поэтому важнейшей задачей является построение такой модели (например, социальных групп, организаций, институтов, элементов ценностных и нормативных систем). В ходе построения модели необходимо определить: 1) частью какой более крупной социальной системы является объект и каковы особенности его взаимодействия с системой в целом, каковы выполняемые в ее рамках функции; 2) функциональную и морфологическую (от греч. μορφή «форма» и λογία «наука») структуру самого объекта; 3) управляемые и неуправляемые переменные – факторы развития объекта. Выделяются четыре вида планирования: а) целей и задач, б) способов действий, в) ресурсов, г) организационной структуры. Цель – это состояние системы, которое должно быть достигнуто на исходе планируемого периода. Различают два вида целей: рабочие и стилевые. В практике социальной работы, где объектами планирования выступают системы организации социальной адаптации и защиты, особое значение имеют стилевые цели (например, качественные описания структуры и функционирования объекта по окончании планируемого периода). Помимо общих целей планируются также задачи – т.е. промежуточные цели, которые должны быть достигнуты к конкретному времени. Определение способов достижения целей осуществляется с помощью разработки программ и политик действий. Если объект стабилен или его изменение может быть достоверно предсказано, то принимается программа. Если социальные объекты сложны, а их развитие непредсказуемо, то принимается политика действий, то есть правила выбора действий в различных ситуациях, возникающих в ходе реализации плана.
Планирование ресурсов (кадры, деньги и др.) осуществляется в три этапа: а) определение потребностей (методы финансового и кадрового планирования детально разработаны в экономической статистике и теории научной организации труда); б) составление планов приобретения или производства ресурсов; в) планирование распределения ресурсов (по стадиям реализации плана и по подразделениям организационной структуры, реализующей его). Проектирование организационной структуры, ответственной за реализацию плана. Должны быть определены все виды работ, которые необходимо выполнить в планируемый период, создана ролевая структура, обеспечивающая принятие и исполнение решений в процессе осуществления плана, найдены каналы получения информации об объекте и изменениях в среде, его окружающей. Поскольку деятельность социальных служб оказывает большое влияние на жизнь людей, важной задачей планирования является этическое, правовое и ценностное его обеспечение. При этом нормы культуры, общества в целом и различных субкультур, особенностей региона, его социальной структуры, экономического потенциала, национального, полового, профессионального, возрастного состава населения, особенностей миграции должны не только приниматься во внимание при постановке целей, но и реализовываться в наборах ролевых предписаний для работников, воплощающих планы в жизнь.
7. Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста: задачи, структура, функции
Главная задача сформулирована уже в названии документа, принятого ООН: «Сделать полноценной жизнь лиц преклонного возраста» (1991, резолюция 46/91). Центр социального обслуживания (для граждан пожилого возраста и инвалидов), как правило, состоит из отделений. Отделение дневного пребывания организует питание, медицинское и культурное обслуживание. Может быть предусмотрена посильная трудовая деятельность в спецмастерских или подсобных хозяйствах. Отделение временного пребывания осуществляет лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия, культурное и бытовое обслуживание, питание в условиях круглосуточного содержания.
Отделение социальной помощи на дому осуществляется постоянное или временное (до 6 месяцев) социально-бытовое обслуживание на дому пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи (бесплатно или на платной основе). Служба срочной социальной помощи Центра социального обслуживания предусматривает: разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия»; оказание юридической помощи в пределах своей компетенции. Помощь на дому (адресная помощь) позволяет пожилым людям жить дольше в собственном доме, отодвигает сроки их переселения в дома престарелых. Надомные услуги: организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские учреждения; помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших; организация различных социально-бытовых услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка воды, оплата коммунальных услуг и т.д.); помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, обмене жилья, помещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|