Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическое консультирование и его профессионально-этические принципы




Психологическое консультирование является относительно новой областью практики и преимущественно направлено на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Спектр затрагиваемых проблем широк: трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т.п. Цель консультирования – помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера. Таким образом, консультирование призвано:

1. Помочь человеку в выборе действий по собственному усмотрению. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.

2. Помочь обучиться новому поведению, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения. Например, развить умения завязывать и поддерживать межличностные отношения, преодолевать трудности общения, связанные с низким уровнем самоуважения или недостаточным уровнем развития коммуникативных навыков.

3. Способствовать развитию личности. Например, обучиться эффективному распределение времени и энергии, оценке последствий риска, исследованию поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценке свойств собственной личности, преодолению негативных эмоциональных состояний, пониманию влияния установок на принятие решений и т. п.

4. Помочь человеку осознать и принять ответственность за свое поведение и свой выбор, научить его принимать самостоятельные решения на основе когнитивного осмысления ситуации и волевого решения.

В ходе консультирования проблемы клиента решаются на основе взаимодействий между клиентом и консультантом, основанных на философии клиентоцентрированной терапии (основоположник – автор «Я-концепции» К. Роджерс).

Выделяется три основных принципа психологического консультирования:

а) каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;

б) каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

в) каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

 

 

24.Основные направления семейного консультирования. Методы диагностики и психотерапевтической коррекции семейных отношений

 

Семья – малая социальная группа, основанная на супружеском союзе и представляющая собой добровольное объединение людей, связанных между собой кровнородственными отношениями: муж и жена, родители и дети, братья и сестры, свекровь (свекор), теща (тесть) и сноха (зять), а также девери, шурины, невестки и т.п.

С прибавлением новых членов или смертью других семья чаще всего продолжает свою жизнедеятельность, меняя структуру и преобразуя функции. Совокупность социальных взаимосвязей внутри и вовне семьи включает: физиологические (половые отношения, деторождение); юридические (регистрации в загсе, развод, алименты и др.); экономические (имуще­ственные, наследованные отношения); политические (семейная власть, лидерство); психолого-педагогические (воспитаниедетей и младших в семье) и нравственные отношения.

Социально-экономические, социально-политические, жилищные проблемы жизни современного российского общества приводят к нарастанию тенденций к внутрисемейной агрессии, когда осуществляется не только жесткое психологическое воздействие одних членов семьи против других (иногда это принимает вид «войны всех против всех»), но и физический травматизм, сексуальное насилие, даже убийства на почве неблагоприятных семейных и родственных отношений. Нередко побудителями внутрисемейной агрессии выступают следующие причины: вмешательство родителей или родственников в супружескую жизнь, один из супругов критикует поведение родителей другого супруга или родственников, один из супругов не желает оказывать материальную помощь родителям другого супруга и др.

Для организации эффективной работы необходима правильная диагностика проблем семьи. Психокоррекционная работа социального работника с семьей опосредуется характером проблем, которые семья испытывает. Можно отметить, что она включает работу с отдельно взятой личностью, семьей в целом, группами семей, изучение влияния макро и микрофакторов на семью, характера интересов, потребностей и возможностей семьи и т.д. Для диагностики проблем семьи используются методы, традиционно применяемые в социологии, психологии и педагогике: анализ документов, наблюдение, интервью, беседа, анкетирование, тестирование. Важно понимать, что расстройство в одной сфере жизни человека и семьи, как правило, вызывает нарушения и в других сферах (грозди проблем): например, нарушение межличностных отношений супругов в семье обычно приводит к расстройству сексуальной сферы партнеров.

Диагностика преимущественно направлена на получение информации:

· о системе ценностей;

· об особенностях поведения;

· о самооценке;

· об оценке личности и поведения других.

В некоторых случаях полезной может оказаться и информация о бессознательном членов семьи (например, учитывается тематика, о которой постоянно избегают говорить, образы сновидений, страхов, анализируются творческие работы – стихотворения, рисунки – членов семьи и др.).

Выделим некоторые факторы, определяющие внутренний микроклимат современной семьи и возникающие в связи с ними проблемы в ее жизнедеятельности. Уменьшение размеров семьи (нуклеаризация) связано с характерным для настоящего периода разрушением внутрисемейных взаимосвязей, эмансипацией (от латинского еmancipatio – освобождение от зависимости, подчиненности, угнетения, предрассудков, предоставление равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни) женщин, ростом стремления к профессиональной и социальной личностной самореализации. Увеличивается количество семей, состоящих из двух человек, а также число одиноких людей, что неизбежно порождает серьезные проблемы социально-психологического плана.

На этом фоне особняком стоят проблемы многодетных семей. Важное значение для жизнедеятельности семьи имеют проблемы, связанные с характером распределения власти, прав и обязанностей, системе воспитания детей.

Различают: эгалитарные семьи, где решение важных семейных проблем осуществляется обоими супругами вместе со взрослыми детьми, где существуют справедливое распределение обязанностей, царят взаимное уважение и демократические методы воспитания, и авторитарные, в кото­рых господствует беспрекословное подчинение главе семьи, пре­имущественно отцу, при неуважительном отношении к женщине; домашние заботы понимаются как специфически женские и признаются лишь казарменные методы воспитания.

Среди основных проблем семьи выделяют:

· проблемы, связанные с уровнем экономической обеспеченности семьи: в последние десять лет увеличилась доля малообеспеченных семей, уровень доходов в которых не превышает потребительского минимума. Сюда же относятся проблемы семьи, в которых родители или один из родителей – безработные;

· проблемы семей беженцев и вынужденных переселенцев (свыше 250 тыс.чел.);

· проблемы неполной семьи (свыше 13%), то есть семьи, состоящая чаще всего из матери и ребенка, реже – двух детей;

· проблемы семьи с родителями-инвалидами или ребенком-инвалидом

Особый разряд составляют проблемы различного типа семей социального риска (девиантных семей). Они представляют собой разновидность семьи, не соответствующей своему назначению и не выполняющей в достаточной степени своих функций, подверженной воздействию негативных социальных факторов, тесно взаимодействующей с группами социального риска, образуя с ними пересекающиеся множества или подмножества.

Факторами риска, обусловливающими особенности такого рода семей, являются, например, члены семьи, отбывающие уголовное наказание или недавно освободившиеся и находящиеся в процессе социальной адаптации, а также входящие в ту или иную группу социального риска). В других случаях – искаженный характер социального взаимодействия между членами семьи (отсутствие общих интересов и целей в общественной жизни и быту, равнодушие и эмоциональное безразличие к другим членам семьи, моральная безответственность, взаимная ненадежность и недоверие, разобщенность, отсутствие взаимопонимания и поддержки, грубость и жестокость по отношению к близким). В третьих – образ жизни такого рода семьи, который характеризуется бедностью духовных запросов, низким культурным уровнем, ярко выраженным эгоизмом и потребительской ориентацией.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...