Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-экономические методы в социальной работе




 

Экономика является важнейшей материальной базой в решении социальных задач. Социальная защита населения должна строиться на основе использования экономических законов, обеспечивающих единство интересов общества и отдельной личности; она невыполнима без опоры на социально-экономические принципы управления социальной сферой и повышения результативности ее деятельности. Переход к рыночным отношениям привел к росту влияния в экономике закона прибавочной стоимости, который реализуется посредством специфических экономических прин­ципов и приводит к специфическим социальным проблемам: большое количество населения стали «заложниками» идеи рынка, проблемы человека и семьи стали проблемами их выживания.

До 40% населения составляют люди, имеющие работу, но которые, тем не менее, не могут обеспечивать своей семье достойный уровень жиз­ни. Следовательно, социально-экономические методы и формы помощи не могут носить локального характера, решаться только на микроуровне, а наряду с этим требуют макроэкономического подхода, когда субъектом воздействия являются государство и общество в целом, а содержанием их деятельности являются процессы социально-экономического планирования, прогнозирования и финансирования социальной помощи.

При этом следует руководствоваться рядом принципов социально-экономической работы.

Принцип общественной целесообразности: контингент защищаемых должен быть ограничен теми категориями населения, которые полностью или частично лишены способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа приводит к ослаблению и угасанию трудовой мотивации и возрастанию количества иждивенцев. Одним из выражений этого принципа стала система адресной социально-экономической помощи.

Принцип экономической эффективности: предусматривает опти­мальное соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Отчисление на финансирование социальной сферы должно соотноситься со всеми макроэкономическими показателями: валовым внутренним продуктом, фондом оплаты труда, доходами населения и др. Размер социальных пособий не должен создавать ситуацию, когда получение пособия предпочтительнее получения заработной платы.

Принцип экономической справедливости: экономическая защита должна охватывать как тех, кто в силу объективных причин не занимается производственно-рыночной деятельностью, так и социально активных участников экономического процесса, включая и предпринимательские слои.

Принцип приоритета государственных начал в социальной за­щите населения: в нашей стране именно государство является гарантом экономического обеспечения социально приемлемого уровня жизни тем, кто не может достичь этого самостоятельно в силу объективных причин. В большинстве случаев средства социальной защиты представлены в виде двух основных категорий:

• постоянно действующие ограничители, не позволяющие негативным рыночным проявлениям достичь социально опасного уровня, для чего государство регулирует МРОТ, максимально допустимые ставки налогообложения, гарантирует минимум бесплатного образования и медицинского обслуживания и др.;

• система социальных компенсаций (льготы, субсидии, рассрочки, бесплатные или частично оплачиваемые услуги, поддержка бедных и стимуляция благотворителей).

Принцип экономической самостоятельности местных органов предусматривает разграничение экономических полномочий субъектов федерального и местного уровней.

К основным экономическим методам решения этой комплексной социальной задачи можно отнести следующие:

1. Введение системы минимальных социально-экономических гарантий. Определяющим здесь являются законодательное установление минимального размера оплаты труда (МРОТ) и прожиточного минимума. С конца 1991 г. МРОТ устанавливается законодательно.

2. Индексация доходов, используемая государством в целях предотвращения катастрофического снижения потребления и жизненного уровня, обусловленного ростом цен на товары и услуги. Индексация доходов – это заранее установленный законодательно, или решением исполнительной власти, или при заключении трудового договора механизм автоматического по­вышения доходов (минимальной заработной платы, пенсий, стипендий и других видов фиксированных доходов) по мере роста розничных цен и услуг. Не подлежат индексации единовременные выплаты, доходы от собственности, акций, недвижимости.

Индексация может производиться периодически, по мере роста цен, или в законодательно определяемые сроки (ежеквартально, раз в год и т.д.), или на заранее оговоренный процент.

3. Компенсация расходов, которая применяется в отдельные периоды для сохранения уровня обеспечения пенсиями и пособиями. Компенсация расходов – это возмещение расходов представителей различных социальных групп населения органами власти в связи с ожидаемым или произошедшим ростом цен, которое может быть обусловлено:

катастрофами природного или антропогенного характера;

• затратами в связи с рождением детей;

• уходом за инвалидами.

Существуют также системы пособий, которые выплачиваются без­работным и детям.

В настоящее время в России насчитывается свыше 1000 социальных выплат и льгот для более чем 200 категорий граждан, а численность лиц, претендующих на их получение, достигает почти 100 млн. человек (ветераны, дети, инвалиды, учащаяся молодежь, безработные и др.).

 

 

17. Методы повышения эффективности управления в организациях, учреждениях, службах социальной работы

Под методами повышения эффективности управления понимается совокупность способов, комплекс приемов, посредством которых управляющий обеспечивает оптимизацию деятельность управляемого учреждения, учитывая при этом реальные возможности и ресурсы внешней и внутренней среды.

Социология организации и социология управления разработали основные методы повышения эффективности работы, которые с некоторыми уточнениями могут быть приняты и для организаций, работающих в социальной сфере. Повышение эффективности деятельности социальных служб опосредуется факторами, относящимися к разным уровням целостной социальной системы. В частности, важную роль играют мегафакторы: динамика общественной ментальности в отношении нуждающихся слоев населения, разработка законодательно-нормативной базы деятельности социальных служб, организация научных исследований в социально-экономической сфере, динамика социальной структуры населения в стране в целом и в отдельных регионах, развитие производственной базы и создание новых рабочих мест, система образования и повышения и переподготовки кадров и др. В качестве микрофакторов выступает деятельность руководящего звена социальных служб по оптимизации работы с учетом кадрового, научного, законодательно-правового, экономического и т.д. ее обеспечения.

В соответствии с упомянутыми факторами можно выделить: социально-правовые, экономические, административные и социально-психологические группы методов повышения эффективности управления. Разумеется, эти группы методов почти никогда не выступают в чистом виде.

Социально-правовые методы мало зависят от деятельности отдельно взятой организации и в значительно большей степени опосредуются ментальными и социально-правовыми положениями нормативно-правовых актов, регламентирующих и направляющих деятельность социальных органов.

Экономические методы опираются на использование экономических интересов и экономических механизмов материального стимулирования работников через:

• использование прогрессивных норм и нормативов;

• механизм состязательности и конкуренции, что стимулирует повышение уровня квалификации;

• премиальных выплат.

Понятно, что трудно, а подчас и невозможно точно и справедливо оценить трудозатраты и результаты труда. Труд социального работника не является механической деятельностью. Давая полноценную и все­стороннюю оценку труду, необходимо учесть творчество, пред­приимчивость, интеллект. В то же время, следует иметь в виду, что в конечном счете на эффективность деятельности влияют не столько сами экономические или другие средства, сколько их субъективная оценка конкретным исполнителем.

Организационно-распорядительные методы повышения эффективности управления направлены на разграничение прав и ответственности сотрудников, через разработку нормативно-правовых документов: уставов, положений, инструкций, рекомендаций и др. Организация – живое, динамичное явление, и вся ее жизнедеятельность, конечно, не укладывается в рамки инструкций и схем, но возникновение формализованных правил ее функционирования придает ей стабильность, определенность и должно быть целенаправленным и обоснованным.

Социально-психологические методы повышения эффективности деятельности социальных служб базируются на формировании и использовании мотиваций и духовных ценностей членов организации. Все методы данной группы по содержанию воздействия можно разделить на создающие (развивающие) общественное мнение; опирающиеся на уже существующие традиции и собственно психологические, обеспечивающие эмоциональную разрядку, заражение, сострадание. Важное значение имеет профессиональный отбор и обучение, а также грамотная расстановка кадров, что в свою очередь оказывает большое влияние на удовлетворенность социальных работников трудом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...