Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная работа в медиапространстве как элемент социальной солидарности




Р. Г. Иванян

Высшая школа печати и медиатехнологий, г. Санкт-Петербург

Социальная солидарность является одной из наиболее часто изучаемых тем в социологическом и философском дискурсе. Однако в настоящее время она приобретает особое звучание и актуальность в связи с несколькими характерными для нашей современности тенденциями. Во-первых, сейчас, как в любые другие сложные моменты общественного развития, обостряется противоречие «свои-чужие», являющееся элементом формирования механической солидарности (термин Э.Дюркгейма). Это обострение однозначно затрагивает и медиапространство, связанное с социальной работой (например, благотворительные организации третьего сектора могут быть как «своими», так и «чужими», в зависимости от того, кто выстраивает то или иное медиасообщение). Во-вторых, благодаря развитию информационных технологий солидарность обрела новые формы в социальных сетях, появилось понятие «сетевое солидарности», под которым имеются в виду различные формы проявления солидарности онлайн. Сюда относится не только «лайкание» или выражение соболезнований на личных и групповых страницах в Фейсбуке или Контакте, но и распространение информации об индивидах, нуждающихся в помощи, инициирование действий в защиту общественных интересов, сбор подписей, проведение он-лайн кампаний социального характера, индивидуальный и общественный краудфандинг (сбор частных пожертвований) и т.д. В-третьих, социальная солидарность приобретает особый характер в силу того, что традиционные формы и институты для ее выражения оказались в уязвимом положении, под запретами или доказали свою неэффективность, что приводит к формированию новых, зачастую неинституциональных форматов, с вовлечением совершенно разных субъектов.

Социальная работа, как и практически все институты современного общества, оказалась под влиянием медиатизации. Государственная социальная работа, т.е. реализуемая государственными органами власти и подведомственными учреждениями, представлена в сети Интернет, как правило, в виде сайтов организаций, негосударственная социальная работа, т.е. реализуемая общественными организациями, инициативными группами, бизнес-структурами, отдельными индивидами, медиатизирована в более широком технологическом спектре. Помимо поддержания сайтов-визиток и даже тематических информационных порталов такие организации ведут активную работу по привлечению материальных, человеческих и других средств для реализации своих проектов и/или оказания адресной социальной помощи, пользуясь при этом краудфандинговыми онлайн платформами, социальными сетями и другими возможностями Интернета.

Медиатизация социальной работы является одним из ощутимых сегодня трендов. Не менее интересным является формирование ориентаций социальной работы у медиаструктур, СМИ и отдельных журналистов. Это проявляется как в организации социальных медиапроектов, например, телемарафонов по сбору средств, так и в регулярной работе, которую ведут профессиональные журналисты. В качестве примера приведем портал Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» «Такие дела», в котором журналисты используют свои компетенции для написания статей о социальных проблемах и привлечения средств для реализации проектов, направленных на решение этих проблем[1]. Портал предусматривает варианты онлайн перечислений, который читатель может осуществить, если статья показалась ему интересной.

Показательной можно назвать работу в формате, представленным Пятым каналом. Каждый четверг в эфире Пятого канала проходит акция «День добрых дел», ее девиз «Завтра будет поздно. Помогите сейчас!». Еженедельно журналисты рассказывают историю ребенка, остро нуждающегося в лечении. От информационно-развлекательного канала «Утро на 5» до итогового информационного выпуска программы «Сейчас» в 22.00 ведущие знакомят зрителей с «героем дня». Пятый канал сотрудничает с основными благотворительными фондами России, деятельность которых направлена на лечение самых разных детских заболеваний. Федеральный статус телеканала позволяет рассказать историю более 140 миллионам россиян. Например, восьмикласснику Саше Циркель требовалось 1100000 рублей на металлические импланты, которые выправляют искривление позвоночника. Зрители Пятого канала всего за один день перечислили в благотворительный фонд Линия Жизни» 28 015 583 рублей[2].

В отличии от медиатизации социальной работы, тренд формирования ориентаций социальной работы у медиаструктур, СМИ и отдельных журналистов является примером социальной солидарности, проявляемой медиасообществом и отдельными журналистами в отношении граждан, нуждающихся в помощи, и социально-ориентированных организаций. Подобное участие медиа в решении социальных проблем не может считаться полностью инновационным, поскольку его концептуальные основы заложены в сущности российской журналистики. Однако новизна проявляется в формах реализации социальной солидарности (что делается и почему именно этот формат), обусловленностью выбора ее объектов (с кем происходит солидаризация, чем обусловлен этот выбор, является ли он постоянным или преходящим)и другими аспектами.

Литература

1. Портал «Такие дела» // [Электронный ресурс]. URL: http:// https://takiedela.ru/ (дата обращения: 08.01.2017).

2. День добрых дел на Пятом // [Электрон. рес]. URL: http://www.5-tv.ru/ddd/

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...