Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационно-управленческие принципы в деятельности ДОУ




Э.Ф.Ряполова

ГБДОУ детский сад № 30 Московского района Санкт-Петербурга

С. А. Овчаренко

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Модернизация общественных отношений в нашей стране протекает в условиях открытого общества, интегрированного в мировую культуру и в мировое хозяйство. В настоящее время на всех уровнях много говорят о приоритетной роли образования для развития государства. В условиях трансформации российского общества, управление любыми ДОУ, в том должно быть направлено на развитие в них инновационной деятельности.

Управление ОУ — это не просто опыт, который может приобрести каждый, это искусство, требующее природных задатков, особого таланта, лидерских качеств личности руководителя. В условиях трансформации российского общества необходимо повышение профессионального уровня руководителей ДОУ. Это вызвано тем, что развитие ОУ в системе рыночных отношений ставит их руководителей в условия инновационного процесса. В результате внедрения инноваций в социально-педагогический процесс получаем эффект как:

1.Социальный, включающий повышение степени удовлетворения потребностей работников и степени их безопасности, улучшение условий их труда и отдыха, увеличение продолжительности жизни; оптимизацию условий для разностороннего и гармоничного развития воспитанников, обеспечение их педагогической поддержки и защиты в образовательном процессе, соблюдение их интересов; развитие форм и методов личностно-ориентированной педагогики; организацию педагогического единства образовательного учреждения с внешней средой и тому подобное.

2.Экономический, связанный с получением и увеличением прибыли, ростом производительности труда, улучшением использования производственной мощности, повышением заработной платы, совершенствование материально-технической базы и т.д.

Эффективность инновационной деятельности, зависит от использования научных подходов, принципов к организации и управлению образовательным учреждением. Современная теория управления определяет сущность руководства совместной деятельностью людей во взаимосвязи двух процессов – единоначалия и самоорганизации группового поведения, в связи с чем деятельность руководителя органически вплетена в структуру совместной деятельности людей.

Одной из особенностей управления инновационной деятельностью ДОУ отмечена ее направленность на: удовлетворение различных образовательных потребностей новыми средствами, которые определяются не детьми, а самой системой в лице общества, органов управления образованием, школы, родителей; стратегическое развитие инновационной деятельности, основанное на изучении внешней среды, встраивании новшеств во внутреннюю среду; переосмысление ценностных оснований системы дошкольного образования в условиях ее модернизации и диверсификации; повышение эффективности управления через формирование команд единомышленников, развитие корпоративной культуры. Таким образом, под управлением инновационной деятельностью ДОУ можно понимать систему устойчивого взаимодействия субъектов деятельности детского сада и местного общества, нацеленную на обеспечение наилучшего функционирования, развития инновационной деятельности для получения качественно новых результатов образования, повышения конкурентноспособности ДОУ.

Управлению, как и любому процессу, необходима организация, основу которой составляет система соответствующих принципов. Основные принципы управления инновационной деятельностью любого ОУ, в том числе и дошкольного, следующие

1. Принцип системности, т.е. изучение ОУ как системы, которая включает в себя две составные части:

а) внутреннюю структуру - совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс взаимодействия субъекта управления с объектом;

б) внешнюю структуру, включающую связь с внешней средой.

2. Принцип маркетинговой ориентации. Основными принципами маркетингового подхода к управлению ОУ инновационного типа могут быть: тщательный учет потребностей, состояния и динамики спроса при принятии решений; организация условий для максимального приспособления к структуре спроса, исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы; воздействие на потребителя образовательных услуг с помощью рекламы.

3. Принцип функциональности, который заключается в установлении функций руководителя ДОУ как системы: маркетинг, диагностика, планирование, организация процессов, учет и контроль, мотивация и регулирование и другие.

4. Принцип установления нормативов. Сущность нормативного подхода состоит в установлении нормативов управления по всем подсистемам ОУ как системы.

5. Принцип комплексности, при котором необходимо учитывать технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, а при необходимости и другие аспекты управления и их связи.

6. Принцип интеграции, то есть изучение и усиление взаимосвязей между субъектами и объектами управления.

7. Принцип директивной регламентации функций, прав, обязанностей, различных нормативов ДОУ как системы, в нормативных актах (приказах, распоряжениях, указаниях, стандартах и т.п.).

8. Принцип педагогической поддержки, целью которого является оказание помощи любому члену коллектива ДОУ в понимании своих возможностей, творческих способностей на основе использования концепций поведенческих наук к построению и управлению организацией.

9. Принцип учета конкретной ситуации, согласно которому пригодность разных методов управления определяется конкретной ситуацией.

В связи с тем, что присутствует множество факторов как в самом ДОУ, так и во внешней среде, не существует единого оптимального способа управления. Самым эффективным методом является тот, который более всего адаптирован к ситуации. Таким образом, восприимчивость любой организации к инновации зависит от уровня управления. В организации инновационного типа первая и самая главная задача руководителя: превращать на первый взгляд непрактичные идеи в конкурентную новаторскую деятельность, в реальность. В условиях модернизации российского общества инновационная деятельность ОУ – одна из объективных реальностей их существования.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...