Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономическая социология и демография».




2003-2007 гг. - разработаны учебно-методические комплексы (да­лее - УМК) по 53 дисциплинам, из которых 52 стали преподаваться про­фессорско-преподавательским составом кафедры впервые в истории Уни­верситета.

2008-2011 гг. - разработаны УМК по 91 дисциплине (68 по специа­листу, 23 - по магистратуре), из которых 39 стали преподаваться профес­сорско-преподавательским составом кафедры впервые в истории Универ­ситета.

1995-2015 гг. - на кафедре подготовлены и успешно прошли защи­ту кандидатские и докторские диссертации, с 1994 года ежегодно по од­ному человеку направляется в докторантуру СПбГУ по социологическим наукам.

2006 г. - по итогам конкурса УМК и основных образовательных программ (далее - ООП) в Университете первое место присуждено УМК по дисциплине «Социология», разработанному кафедрой. Указанный УМК читается для студентов всех специальностей и всех форм обучения.

2008-2015 гг. - на кафедре подготовлены и успешно прошли защи­ту 20 кандидатских и докторских диссертаций.

С 25.01.1996 г. по настоящее время функционирует диссертационный совет при Университете по защите докторских и кандидат­ских диссертаций по социологическим специальностям. Председателем указанного диссертационного совета был утвержден заведующий кафедрой, доктор философских наук, профессор Оганян К.М. (1996-2011г.).

За период с 1995 по 2016 г. на кафедре подготовлено и издано: 40 монографий; 90 учебников и учебных пособий.

В настоящее время на кафедре разработана и реализуются ООП по направлениям «Социология», «Социальная работа» «Психология».

Кафедра участвует в выполнении заданий по НИР, финансируемым за счет средств бюджета Российской Федерации в рамках в рамках программ Министерства образования и науки РФ, среди которых:

«Исследование проблем теории и методологии моделирования и управления информационными, денежными и трудовыми ресурсами» (2005-2009 гг.) № 1.05.05. Раздел 5 «Разработка синергетической теории глобализации»;

«Методы и модели когнитивной экономики в информатизации корпоративного управления» (2010-2014 гг.). Подраздел: «Рыночные от­ношения и управление самоорганизацией общества»;

кафедрой ежегодно организуются и проводятся всероссийские (с 2004 г. - международные) научно-практические конференции на тему: «Социальные технологии и современное общество».

Миссия кафедры социологии и психологии заключается: в подготовке профессиональных социологов, социальных работников и психологов, компетентных и ответ­ственных лидеров инновационного развития предприятий и организаций различного профиля; в проведении фундаментальных и прикладных социологических ис­следований, востребованных обществом и внедряемых в учебный про­цесс; в формировании интеллектуальной, духовной богатой, нравственно зрелой личности, способной успешно проявлять свой творческий потен­циал.

 

[2] В нашей стране не так много написано об интуиции. Обычно называют книгу В.Ф. Асмуса (Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М.: Издательство: Мысль. 1965. – 312с.) как главную, и еще несколько более поздних, но менее значимых книг. Сегодня в России появилось новое добротное философское исследование в единстве с научно-психологическим изучением феномена и понятия интуиции. Как труд всей своей жизни нам оставил книгу об интуиции Анатолий Соломонович Кармин (1931–2010). Он не успел увидеть ее и подержать в руках как изданную книгу, но она уже вошла в отечественную культуру навсегда. Книга: Кармин А. С Интуиция. Философские концепции и научное исследование. СПб.: Наука,2011. 901с.) предельно богата идеями автора и новыми обобщениями, а не только изложением накопленных за столетия учений об интуиции, ее природе, происхождении и способах существования. Очевидно, что об этой книге напишут специалисты в разных областях, особенно философы и психологи, но для меня она не только «компендиум» и реально звучащие слово и мысль близкого человека, «родного» мне философа, но и богатейший материал для эпистемолога - фундаментальная эпопея понятия интуиции. Это важная конкретная база для исследования природы, функций, становления и развития особого типа «неформализуемых» понятий философского и гуманитарного знания. Понятие интуиции, ее судьба, трансформации, временная и историческая изменчивость, бурная «биография» за тысячелетия, не сводящаяся к традиционному «логоцентризму» европейской философии, не закончились и сегодня. Я обращаюсь к понятию интуиции, его истории в контексте философского языка, как изменении временных, смысловых оттенков и значений, особых звучаний в зависимости от концепций прежде всего философов, - как это увидел автор монографии, в целом определивший идеи интуиции в истории философии как «предпосылочное знание» для современных исследователей. История понятия интуиции, как case study, дает возможность более полно выявить особенности общего понятия как такового, его формирования, «жизни» в языке, культуре, рассмотреть с позиций гуманитарной эпистемологии.

[3] Бранский В. П. Философские основания проблемы синтеза квантовых и релятивистских принципов. Л.:ЛГУ. 1973. С.37-38.

[4] Кант, не вводя понятие и не выделяя специально как вид интеллектуальную интуицию, содержательно ее характеризует, т.е. данное понятие получает не формально-логическое определение, но контекстуальное, как это часто встречается в гуманитарных, в том числе философских, текстах. В качестве контекста у Канта выступает рассуждение о категориальной модели, которая «предшествует всякому знанию о предмете как интеллектуальная форма его и даже составляет формальное априорное знание о всех предметах вообще, поскольку они мыслятся» (Кант И. Критика чистого разума. В 8 т. Т. 3. М., 1994, с. 719.). Кармин А.С напоминает, что, по Канту, «в природе нашего рассудка заложена априорная, не опосредованная ни опытом, ни логическими доказательствами модель любого предмета познания. Это, очевидно, некая форма предпосылочного интуитивного знания, из которой мы исходим в процессе мышления о любом предмете. Следовательно, речь здесь идет о наличии у нас интеллектуальной интуиции особого рода, которую можно было бы назвать “категориальной интуицией”» (Кармин А.С. 2011, с.80) и с помощью которой систематизируются чувственные созерцания. Итак, в каждом случае еще до начала познания человек имеет некоторую мысленную модель, которая, наполняясь чувственным восприятием, становится знанием. Для Канта эта модель не логически построенная, но врожденная, априорная функция рассудка и не является знанием как таковым – это не абсолютная, но лишь относительно априорная категориальная интуиция. Ф. Шеллинг вводит некоторые иррациональные моменты в понятие интеллектуальнй интуиции, вместе с тем считая необходимым отвлечение от созерцающего субъекта, который сливается с объектом. Соответственно, для Шеллинга природа смотрится в людей, которые тем самым становятся природою. В интуиции природа сама конструирует себя и не может заблуждаться, но может быть неполной и тогда возникают науки. На этом пути Шеллинг решает проблему - человек существует и в мире явлений и в мире вещей самих по себе – для познания, одновременно добавляя в понятие интуиции такой значимый момент, как тот, что в интуиции природа сама конструирует себя. Осуществленное - на основании работ Э. Гуссерла (Гуссель Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Том I. Общее введение в чистую феноменологию. М.: Академический Проект. 2009. — 489 с 2009, Э. Кассирера (Кассирер Э. Логика наук о культуре.М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация» И.Т. Касавин. 1998. – 139с., Ж. Деррида (Деррида Ж. О грамматологии / Пер. с фр. и вступ. ст. Н.С. Автономовой. М.: Ad Marginem. 2000. - 520с., Л.А. Микешиной (Микешина Л.А. Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки.М.: РОССПЭН. 2010. - 575 с., Н.С. Автономовой (Автономова Н.С. Философский язык Жака Деррида. М.: РОССПЭН. 2011. - 510 с., а также А.С. Кармина, его всестороннего анализа интуиции – «поисковое» рассмотрение проблемы создания общих понятий гуманитарного знания приводит к предположению об особой роли в этом процессе интуиции и об ограниченных возможностях их формально-логического построения. Очевидно также, что выход в более широкие сферы сознания и познания, в частности необходимое обращение к интуиции, существует как самостоятельная эпистемологическая проблема «рождения» общих понятий и требует специального исследования.

[5] Цель настоящей главы — внести некоторые дополнения, касающиеся методологического механизма формирования новых фундаментальных идей

[6] См.: Бранский В. П. (1973). Философские основания проблемы синтеза квантовых и релятивистских принципов. Л.:ЛГУ. 1973. -176с.; Оганян К.М. Генезис и развитие теоретического уровня естествонаучного знания. Ереван: Изд. АН Армении. 1990. -221с. и др.

[7] Подобный анализ разных аспектов в понимании интуиции и механизмов ее работы изложен в трудах философов: Ирина В.Р., Новиков А. А. В мире научной интуиции. М.: Наука,1978. -192с.; Кар­мин А. СИнтуиция. Философские концепции и научное исследование. СПб.: Наука. -901с.; Оганян К.М.(1990). Генезис и развитие теоретического уровня естествонаучного знания. Ереван: Изд. АН Армении. 1990. -221с.; Оганян К.М. Природа и основные характеристики научного знания». Вестник общественных наук АН Арм. ССР. Ереван, 1984. -№ 11; он же: Генезис новых идей в научном творчестве //Проблемы диалектики. –Л.: ЛГУ, 1987; он же: Некоторые аспекты интуитивистических представлений о соотношении интуитивного и логического в творчестве //Философские и психологические проблемы творчества. –Ереван, 1987; он же: О роли исследовательских процедур в генезисе истинной теории //Мировоззрение и научное познание. -Киев: КГУ, 1984; он же: О роли исследовательских процедур в генезисе социальной теории //Социальная детерминация познания. -Тарту, 1986; он же: О роли нелогических процедур в методологии физических теорий //Молодежь и творчество (соц.-философские проблемы). -М.: АН СССР, 1988; он же: Научный поиск в формировании новых идей в творческом мышлении //Управление, творчество, развитие. -Саратов, 1990; он же: Умозрительная природа новых идей (методологический анализ)». Перестройка, теория, методология, практика. -Новосибирск, 1989; он же: Умозрительное исследование и генезис видов знания //Научно-технический прогресс и творчество. -М.: АН СССР, 1986; он же: Научное исследование (методологический анализ) // Методологические концепции и школы в СССР (1952-1991). -Новосибирск, 1992; он же: Современная философия и методология науки»: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016 и др.

[8] Фундаментальное теоретическое исследование начинается:

Ø с выбора из множества умозрительных принципов ограниченного их подмножества в качестве исходных принципов новой фундаментальной теории - построение теоретической программы;

Ø на основе теоретических принципов выбирают из множества знаковых структур, содержащихся в информационной области исследователя, некоторую структуру как форму выражения нового фундаментального теоретического закона - построение теоретической схемы;

Ø затем начинается дедуктивное развертывание схемы, т.е. получение дедуктивным путем из общего закона частных теоретических законов двух родов: объясняющих известные эмпирические законы, установленные на уровне эмпирического исследование и предсказывающих новые эмпирические законы.

Дальнейшее развитие фундаментального теоретического исследования предполагает:

Ø осуществление процедур семантической, эйдетической и эмпирической интерпретации новых частных теоретических законов;

Ø проведение мысленных экспериментов и превращение тем самым теоретической схемы в теоретическую гипотезу;

Ø завершается фундаментальное теоретическое исследование переходом от мысленного эксперимента к реальному и сопоставлением предсказываемых теорией новых эмпирических законов с законами, полученными в результате эксперимента;

Ø подтверждение или опровержение гипотезы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...