Упражнения в усвоении материала
Þ Ваше мнение об отмене смертной казни. Обоснуйте его. Þ В каких случаях оправдано вмешательство государства в воспитательную деятельность семьи? Как осуществляется забота о детях без и вне семьи? Обрисуйте главные принципы правовой охраны детства, отрочества и юности. Þ В каких случаях человек начинает враждебно относиться к политическим наукам? Þ В чем воспитательное значение любви? Þ В чем вы видите психологические корни начальстволюбия? Þ В чем заключена всемирно-историческая опасность цинизма как личностного качества? В чем спасительное всемирно-историческое значение и ценность интеллектуальной свободы? Þ В чем именно заключена опасность жертвования настоящим ради будущего? Þ В чем опасность непонимания массами «трагической сложности любой власти» (С.Л. Франк)? Какие проявления этого неуважения вы обнаружили с помощью М.Е. Салтыкова-Щедрина? Þ В чем ошибаются люди, разделяющие убеждение в том, что «если Бога нет, то все дозволено»? Þ В чем состоит великая воспитывающая сила свободы? Þ В чем спасительность «духа истинного, высшего реализма, который сознает духовные основы общественного бытия и потому включает в себя, а не противопоставляет себе творческий идеализм внутреннего совершенствования»? Þ Всеобщая уверенность в том, что «городу без начальства ни на минуту оставаться невозможно» рождает новых и новых тиранов. Что требуется от воспитания, чтобы в людях росла другая уверенность — в эффективности умного самоуправления (демократии)? Какова роль единства в действиях многих людей и почему необходимо научить их брать на себя ответственность за руководство общими усилиями?
Þ Вскройте обман в формуле «экспроприация экспроприаторов» и в лозунге «грабь награбленное!». Þ Дайте психологическую и педагогическую интерпретацию высказывания головотяпов: «Много мы промеж себя убийств чинили, много друг дружке разорении и надругательств делали, а все правды у нас нет». Þ Если бы вы были главой государства, то чему и как способствовали бы в развитии жизни, а чему и как стали бы препятствовать? Почему? Þ Из чего складывается духовное творчество личности? Þ Как вы думаете, как воспитывали Гитлера? Быть может, среди ваших подопечных растет какой-нибудь новый Гитлер или Пол Пот. Как вы попробуете опередить его становление, не позволить заматереть человеконенавистничеству в нем? Какие вам известны средства воспитательной работы с детьми, страдающими серьезными болезнями характера и мироотношения? Þ Как и чем достигает человек своей истинной цели? Þ Как изготавливаются социальные мифы, как распространяются и овладевают массами? Приведите два—три примера. Þ Как можно помочь человеку, пережившему кошмарные ночи лагерей уничтожения, все же сохранить веру в людей? Þ Как научить людей не верить фальсифицированной истории и пропаганде вообще? Þ Как образование и воспитание позволяет преодолевать страх перед свободой личного выбора? Þ Как соотносятся друг с другом социальная справедливость и свобода? Почему так, а не иначе? Почему социальная справедливость может войти только в свободную страну? Þ Как, по-вашему, надо было воспитывать убийц, чтобы заведомо получить печальный результат? Þ Какая расплата ждала большевиков за «посягательство на свободу самоопределения народа»? Þ Какие конкретные исторические события XX в. могут быть отнесены к числу «варварских актов, которые возмущают совесть человечества»? Þ Какие способности человека уравновешивают его чувственность?
Þ Каковы психологические корни жестокости, агрессивности, подозрительности и как они связаны с глупостью, неспособностью к здравомыслию? Þ Какое конкретное содержание следует вложить в идею «органического перевоспитания и внутреннего совершенствования народной мысли и чувства»? Þ Какой социально-психологический феномен нельзя не заметить в именах глуповцев, например, Трубочистиха, Дунька-толстопятая, Матрена-ноздря, Степка Горластый. В чем опасность неуважения людей к самим себе? Как воспитывается чувство собственного достоинства в личности? Þ Миллионы людей были уморены голодом, у них была отнята вся провизия и им не позволяли никаким образом раздобыть ее. В Библии сказано: «Из бездны взываю» — погибшие имеют взыскание. Взыскивают мертвые. Как вы думаете, с кого — в первую голову? Почему? Þ Можно ли согласиться с В.Г. Короленко в том, что победы большевиков на полях сражения нисколько не знаменовали победы социализма? Почему? Þ Начертайте программу оздоровления общественного и личного бытия нашего народа, особенно подробно остановитесь на целях, содержании и методах воспитания. Þ Негодяй — разновидность разрушителя, злоумышляющего против человека и/или человечества. Какими именами вы назвали бы другие разновидности носителей разрушительного характера? Þ Обратите внимание на то, что рассеянность помещена в один ряд с такими пороками, как жадность, надменность, склонность к клевете. Как вы думаете, почему? Þ Обрисуйте идеал спокойной и прочной дружбы между достойными людьми. Þ Опишите ход мыслей о возможном для него наказании закоренелого убийцы-рецидивиста. Þ Подробно объясните, почему человек прежде всего есть то, что и как он чувствует. Каким должно быть искусство, воспитывающее в человеке чувства возвышенного и прекрасного? Þ Подробно раскройте смысл «умилительного и беспримерного» «подвига собственного спасения» глуповцев и посланий глуповских пригородов, т.е. провинций. Сделайте выводы относительно правильного религиозного воспитания, не приводящего к изуверству, нетерпимости, слабоумию. Þ Покажите, что воспитание способно внести колоссальный вклад в предотвращение деспотизма, тирании, диктатуры, тоталитаризма.
Þ Покажите, что ленинское требование «воспитания профессиональных революционеров» на практике неизбежно приводит к воспитанию профессиональных убийц. Þ Покажите, что независимость мышления и сила духа находятся в достаточно прямой связи с экономической свободой и материальной обеспеченностью. Þ Порождением каких людских качеств и свойств являются большие и малые блошиные, тараканьи, клоповные и прочие заводы? Какова роль этих заводов, равно как и пыток (дыб), острогов и т.п. в человеческой истории? Как надо воспитывать людей, чтобы не было «ни хлипкой грязцы, ни кровавых костей в колесе» (О.Э. Мандельштам)? Þ Почему «коллективная», коллегиальная власть группы людей (олигархов) многократно могущественнее и деспотичнее рассредоточенной власти множества частных лиц? Þ Почему выдали в качестве «зачинщиков» (зачинщиков чего?) именно Горластого и Бессчастного? Что вы думаете о психологических особенностях ищущих и находящих козлов отпущения, с одной стороны, и самих козлов отпущения — с другой? Þ Почему высшая мера наказания не предотвращает, не уменьшает преступности? Þ Почему глуповцы ищут князя «на стороне», а не среди своего племени? Какого именно порядка ждут они от князя и почему именно такого? Þ Почему государственное регулирование нравственности, вмешательство государства в свободное самоопределение человека, в выработку им собственного мировоззрения и самооценки чревато самыми нежелательными следствиями? Какими? Þ Почему государственное регулирование экономики неминуемо влечет за собой контроль над всеми сторонами человеческой жизни и лишает людей всякой надежды на самостоятельное развитие? Þ Почему государство не должно вмешиваться в дело общественного воспитания? Þ Почему для учителя и администратора особенно важно и полезно «терпеливо сносить сказанное» им и «хвалить там, где следует хвалить»? Þ Почему запрещение смертной казни гармонизирует отношения человека с обществом?
Þ Почему народ скорее послушается деспота, чем Бога? Какие качества и свойства нужны людям, чтобы противостоять деспотам? Þ Почему неприятное для человека тактичнее говорить ему наедине, чем на людях? Þ Почему опасно и вредно воспитывать человека с детства исключительно только как гражданина? Þ Почему так важно участие человека в государственной деятельности для него и нации в целом? Þ Почему так чудовищно опасно мировоззрение, согласно которому «учение о материи важнее, чем сама материя», «революция сама по себе неизмеримо больше, нежели те, ради кого она совершается», «буря» (социальные потрясения) провозглашается благородной и достойной целью жизни, а диктатура сверхмудрых людей — желанной основой «порядка»? Þ Почему террор уничтожает личность, заменяя ее вещью? Þ Почему формула «искать счастья на том свете и одновременно благополучия и свободы на этом» является одной из наиболее удачных попыток исчерпать реалистическую мотивацию высокой и продуктивной прижизненной человеческой деятельности? Þ Почему человеколюбие предполагает и отвращение к некоторым людям? К каким людям? Какую единственно допустимую форму может принять при этом ненависть? Þ Почему, оказавшись на свободе, глуповцы всегда убивают друг друга с нарастающим азартом и абсолютной, чистейшей бесцельностью? Þ Предложите свой вариант правового воспитания молодежи и обоснуйте его благотворность для личности и общества. Þ При каких условиях сила великодушна, а слабость агрессивна и разрушительна? Что следует из этого для воспитания? Þ При каких условиях человек достигает счастья, не отрекаясь от добродетели? Почему гибельно для личности и государства стремление человека к безнравственному счастью? Þ Проиллюстрируйте параллель между путем, пройденным человечеством в целом, и путем, проделанным отдельным человеком. Þ Прокомментируйте в свете идей Ф.М. Достоевского положение А. Платонова о том, что тирания уничтожает именно то, чего ей недостает и без чего она погибнет неминуемо, если даже ее оставить в покое, — все умное и потому непонятное ей, подозрительно опасное. Þ Прокомментируйте идею Ф.М. Достоевского о тайной жажде тайны. Þ Прокомментируйте слова одного из бывших активистов-комсомольцев, организовывавших искусственный голод: «Я верил потому, что хотел верить», и другого активиста: «Я уже привык к атмосфере ужаса; я развивал в себе внутреннее сопротивление действительности, которая еще вчера ломала меня». Þ Разверните аргументацию террористов в пользу террора. Как психологически возможно сознание типа «Я бунтую, следовательно, мы существуем»?
Þ Раскройте роль гармонии («равновесия») в общественном и частном воспитании человека, в его счастье и судьбе. => Раскройте технологию «большой лжи» на примере искусственного голода 1932—1933гг. Þ Расскажите о многообразии злоупотреблений свободой родителями и другими взрослыми. Какие причины жестокого обращения с детьми обнаруживает Ф.М. Достоевский? Не видите ли вы дополнительных тому причин? Чем и как можно предотвратить и искоренить жестокость по отношению, прежде всего к детям, а затем и ко всем людям? Þ С чем именно неизменно поздравляют друг друга глуповцы при любой смене власти, почему лобызаются и проливают слезы? Þ Согласны ли вы с тем, что «человек есть самодовлеющая цель»? Почему? Þ Трудно, но недостаточно стать человеком: надобно еще ухитриться им всегда оставаться. Как поддерживать и совершенствовать в себе собственно человеческое? Чем воспитателю надобно снабдить на жизненную дорогу своих подопечных, чтобы они хотели и могли это делать всегда — до конца? Þ Услышав бессмертный вопль «Запорю!», глуповцы явно не огорчились. Почему? Þ Чем опасны для любого тоталитарного режима «шахматы для шахмат», «искусство для искусства», чистая наука и т.п.? Почему все совершаемое в области духа должно при диктатуре иметь «социальную направленность»? Þ Чем отличается суд от «судилища»? Прокомментируйте с педагогической точки зрения судоговорение (судопроизводство) по типу «шлеп-шлеп-шлеп». Þ Что вам известно об исторической судьбе великой древней идеи «Не делай людям того, чего не желаешь себе»?
ЧЕЛОВЕК- ВОСПИТАНИЕ- ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|