Упражнения в усвоении материала 1 глава
Þ В чем состоит искусство рефлектировать? Вскройте образовательную ценность истории человеческой глупости. Þ Вы поставили перед собой цель защитить молодость. С чего вы начнете и как собираетесь добиться своей цели? Þ Дайте свой вариант учебно-воспитательного плана, в котором важнейшие концентры сочетаются с линейным построением. Покажите природосообразность такого плана. Þ Как воспитываются убийцы? Þ Как наказывает природа человека за нарушение закона золотой середины? Приведите примеры. Þ Как привить человеку склонность и способность к рефлексии? Þ Как свобода личности связана со свободой, определяемой законодательными установлениями того или иного общества? Þ Как учить учиться — не мыслям, но мыслить? Þ Какие вам известны возрастные кризисы? Чем полезно это знание? Þ Каким должно быть воспитание отдельного человека, чтобы состоящее из таких людей общество никогда не могло быть охвачено энтузиазмом разрушения? Þ Каким образом воспитание может предотвратить опасности экзистенциальной пустоты? Þ Какими способами мы в силах уменьшать контрасты между богатством и бедностью? Þ Каков идеал свободной личности, члена правового общества, и одновременно цели воспитания для свободы? Þ Каковы научные источники целей воспитания и обучения? Как эти источники соотносятся друг с другом? Þ Какую роль играет правильно понятый личный интерес в воспитании уживчивости людей? Þ Конкретизируйте с помощью ряда примеров тезис о том, что каждый человек есть воплощенное единство общего, особенного и отдельного. Þ На какие врожденные качества человека опираются раб и господин в своих взаимоотношениях? В чем природа рабства?
Þ На конкретных примерах покажите пути реализации закона оптимального закаливания как одного из важнейших законов воспитания. Þ На конкретных примерах продемонстрируйте благотворность переноса знаний, умений и навыков. Þ Нарисуйте воображаемый вариант воспитывающей, обучающей, развивающей активной творческой школьной среды. Þ Обрисуйте идеал общего образования. Þ Перед человеком, получившим хорошее образование, стоит долг? Какой, в чем он заключается? Как образованная личность может и должна выплатить этот долг? Þ Покажите, каким образом специальное образование зависит от общего и, в свою очередь, может влиять на общее? Þ Покажите, что свободные искусства в школе противопоказаны тоталитарному образу правления и обществу, которое его допускает. Þ Порассуждайте на тему «Воспитание есть упражнение в жизни» (Иван Козлов). Þ Порассуждайте на тему «Образование (воспитание и обучение) как зло и как спасение». Þ Почему воспитание обладает космической силой? Как оно влияет на сегодняшнее и грядущее бытие Вселенной? Þ Почему знание подростком особенностей своего возраста снимает лишние напряжение и нервозность? Þ Почему опасную для общества личность необходимо обезвредить, но ни в коем случае нельзя убивать? Как можно и должно ее обезвредить? Þ Почему человековедение (антропология в широком смысле) есть знание, единящее человечество? Þ Приведите примеры правильного применения закона должной мотивации. Þ Приведите примеры современной школы, в которой детей учат искусству правильной жизни. Þ Приведите примеры, взятые из истории, зависимости ее хода от уровня и качества воспитания и образования в том или ином обществе. Þ Раскройте сложность взаимоотношения школы и жизни. Опираясь на свои тезисы, охарактеризуйте закон золотого совпадения.
Þ Чего больше в природосообразном воспитании — «вождения» или «питания»? Þ Чем и как способно природосообразное воспитание помочь молодежи в ее личностном становлении и тем самым предотвратить войну между старшим и младшим поколениями? Þ Чтобы общество было для личности, о каком качестве образования ему придется позаботиться? ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Источники и литература на русском языке
Варианты написания имен и фамилий, а также русской транслитерации иностранных имен даны через запятую. Псевдонимы приведены в общем алфавитном порядке, а расшифровки псевдонимов даны через запятую. В выходных данных указано последнее из известных нам изданий. Если не переведенные на русский язык произведения того же автора приведены под оригинальным именем автора в списке источников и литературы на иностранных языках (см. ниже), то русская транслитерация его имени в настоящем списке снабжается знаком «*». А
Аббаньяно (Abbagnano) Никола, 1901—1990. Экзистенция как свобода, рус. пер. // Вопр. филос. 1992, № 8; Мудрость жизни, рус. пер. СПб, 1996. Абовян Хачатур, 1805—1848. Раны Армении, рус. пер. Ереван, 1985. Августин (Augustine) Аврелий, епископ Гиппонийский, Блаженный, 354—430. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонийского, рус. пер. М., 1991. Аввакум Петрович, протопоп, 1620/21—1682. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Архангельск, 1990. Авенариус (Avenarius) Рихард, 1843—1896. Критика чистого опыта, рус. пер. Т. 1—2. СПб, 1907—1908; Человеческое понятие о мире, рус. пер. СПб, 1901; О предмете психологии, рус. пер. М., 1911. Аверинцев Сергей Сергеевич, 1937. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977; Попытки объясниться: беседы о культуре. М., 1988. Аверроэс (Averroes), Ибн Рушд, Ибн Рошд, 1126—1198. Опровержение опровержения // Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX—XIV веков. М., 1961. * Адлер (Adier) Альфред, 1870—1937. Индивидуально-психологическое лечение неврозов, рус. пер. М., 1913; Практика и теория индивидуальной психологии, рус. пер. М., 1995. *Адорно (Adorno) Теодор Визегрунд, 1903—1969. Введение в социологию музыки: двенадцать теоретических лекций, рус. пер. Вып. 1—2. М., 1973; Типы и синдромы: методологический подход (фрагменты из работы «Авторитарная личность») // Социологические исследования. 1993, № 3.
Азаров Юрий Петрович, 1932. Искусство воспитывать: книга для учителя. М., 1985. Азбукин Дмитрий Иванович, 1883—1953. Основы психопатологии и психогигиены детского возраста для педагогов. М., 1930. *Айер (Ауег) Альфред Джулс, 1910—1989. Человек как предмет научного исследования, рус. пер. // Феномен человека: антология. М., 1993. Айхенвальд Юлий Исаевич, 1872—1928. Шопенгауэр о детях. М., 1898; Пушкин как воспитатель. М., 1899; Очерк педагогических воззрений Фихте // Вест. воспитания. 1900, № 8; Дети у Чехова // Вест. воспитания. 1905, № 1; Отдельные страницы: сб. педагогических, философских и литературных статей. М., 1910. Акоста (Acosta), да-Коста (da Costa) Уриель, 1585—1640. «О смертности души человеческой» и другие произведения, рус. пер. М., 1958. Аксаков Константин Сергеевич, 1817—1860. О русском воззрении. — Еще несколько слов о русском воззрении // Русская идея: сб. М., 1992. Аксаков Константин Сергеевич; Аксаков Иван Сергеевич, 1823— 1886. Литературная критика. М., 1982. Александер (Alexander) Франц (1891—1964). Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней, рус. пер. М., 1995 (совм. с Шелдоном Селесником, Selesnick). Алексеев Николай Николаевич, 1879—1964. Теория государства: теоретическое государствоведение, государственное устройство, государственный идеал. Paris, 1931. Аль-Фараби Абу Наср Мухаммед ибн Тархан, ок. 870—950. Избр. трактаты, рус. пер. Алматы, 1994. Альфьери (Alfieri) Витторио, 1749—1803. Жизнь Витторио Альфьери из Асти, рассказанная им самим, рус. пер. М., 1904. Амонашвили Шалва Александрович, 1931. Созидая человека. М., 1982; Педагогическая симфония. Ч. 1—3. Екатеринбург, 1992. Ананьев Борис Герасимович, 1907—1972. Теория ощущений. Л., 1961; Человек как предмет воспитания: перспективы педагогической антропологии // Советская педагогика. 1965, № 1; Важная проблема современной педагогической антропологии // Советская педагогика. 1966, № 1; Проблемы педагогической антропологии // Советская педагогика. 1966, № 5; Человек как предмет познания. Л., 1968; Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии // Советская педагогика. 1968, № 1; Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1972; Избр. пеихолог. труды. Т. 1—2. М., 1980.
Антология педагогической мысли России XVIII в. М., 1985. Антология педагогической мысли христианского средневековья. Т. 1—2. М„ 1994. Антропова Мета Васильевна, 1915—1996. Гигиена детей и подростков. М., 1982. Анучин Дмитрий Николаевич, 1843—1923. Беглый взгляд на прошлое антропологии и на ее задачи в России. М., 1900; Люди зарубежной науки и культуры. М., 1960. Апель (Apel) Карл-Отто, 1922. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка // Вопр. филос. 1997, № 1. Апресян Рубен Грантович, 1953. Первичные детерминанты нравственного опыта // Вопр. филос. 1993, № 8; Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М., 1995. Аристотель из Стагира, Стагирит, 384—322 до Р.Х. Соч рус пер Т. 1—4.М., 1975—1983. Аркин Ефим Аронович, 1873—1948. Человек: пособие для школ повышенного типа. М.—Л., 1930; Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. М., 1935; Письма о воспитании детей: Переписка с родителями. М., 1961; Ребенок в дошкольные годы. М., 1968. Арно (Arnauld) Антуан, 1612—1694; Николь (Nicolle) Пьер, 1625— 1695. Логика, или Искусство мыслить, где помимо обычных правил содержатся некоторые новые соображения, полезные для развития способности суждения, рус. пер. М., 1991. *Арон (Агоп) Реймон-Клод-Фердинанд, 1905—1983. Демократия и тоталитаризм, рус. пер. М., 1993. Артхашастра, или «Наука политики», IV в. до Р.Х., рус. пер. М., 1993. *Арьес, Арье (Aries) Филипп, 1914—1984. Человек перед лицом смерти, рус. пер. М., 1992. Асмолов Александр Григорьевич, 1945. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М., 1990; Культурно-историческая психология и конструирование миров: психолог, психопедагог, психоисторик. М.—Воронеж, 1996. Б
Бальзак (Balzac) Оноре де, 1799—1850. Шагреневая кожа: роман, рус. пер. Вильнюс,1985. *Барт (Barth) Эрнст Эмиль Пауль, 1858—1922. Философия истории как социология, рус. пер. СПб, 1902; Элементы воспитания и обучения на основании современной психологии, и философии, рус. пер. Т. 1—2. СПб, 1913; История социально-педагогической идеи, рус. пер. Одесса, 1923. Басов Михаил Яковлевич, 1892—1931. Учение о поведении человека. М., 1926; Общие основы педологии. М.—Л., 1931; Избр. психолог произв. М., 1975. Батеньков Гавриил Степанович, 1793—1863. Данные: Повесть собственной жизни//Русский архив. 1881, № 2. Бахтин Михаил Михайлович, 1895—1975. Эстетика словесного творчества. М., 1986; К философии поступка // Философия и социология науки и техники. М., 1986; Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990; Человек в мире слова. М., 1995; В зеркале критики: сб. М., 1995. Башляр, Башеляр (Bachelard) Гастон, 1884—1962. Новый рационализм, рус. пер. М., 1987.
Бекарюков Дмитрий Дмитриевич, 1861—1934. Основные начала школьной гигиены. М., 1914. Белинский Виссарион Григорьевич, 1811—1848. Избр. педагог, соч. М., 1982. Белый Андрей, псевд. Бугаева, Борис Николаевич, 1880—1934. Пути культуры // Вопр. филос. 1990, № 11; Символизм как миропонимание. М., 1994. Бель (Boll) Генрих Теодор, 1917—1985. Франкфуртские чтения // Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991. Бём-Баверк (Воет von Bawerk) Эйген, 1851—1914. Теория Карла Маркса и ее критика, рус. пер. СПб, 1897; Очерки по истории политической экономии, рус. пер. СПб, 1902; Капитал и прибыль, рус. пер. СПб, 1909. Вентам. (Bentham) Иеремия, 1748—1832. Избр. соч., рус. пер. СПб, 1867. Бергсон (Bergson) Анри, 1859—1941. Материя и память: исследования об отношении тела к духу, рус. пер. СПб, 1911; Время и свобода воли, рус. пер. СПб, 1914; Творческая эволюция, рус. пер. М., 1909; Здравый смысл и классическое образование, рус. пер. // Вопр. филос. 1990, № 1; Смех, рус. пер. М., 1992. Бердяев Николай Александрович, 1874—1948. Эрос и личность: философия пола и любви. М., 1989; Философия свободы. — Смысл творчества. М., 1989; Самопознание: опыт философской автобиографии. М., 1991; Смысл истории. М., 1990; Судьба России. М., 1990; Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990; О назначении человека. М., 1993. Беркли (Berkeley) Джордж, 1685—1753. Соч., рус. пер. М., 1978; Алкифрон, или Мелкий философ. — Работы разных лет, рус. пер. СПб, 1996; Трактат о началах человеческого знания, рус. пер. СПб, 1905. *Берн (Berne) Эрик. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных, рус. пер. СПб, 1991; Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. — Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы, рус. пер. СПб—М., 1996. Бернштейн Николай Александрович, 1896—1966. Физиология движений и активности. М., 1990. Беттельхайм (Bettelheim) Бруно, 1903—1990. Индивидуальное и массовое поведение в крайних ситуациях, рус. пер. // Дружба народов. 1992, № 11—12. Бехтерев Владимир Михайлович, 1857—1927. Вопросы эволюции нервно-психологической деятельности и отношение их к педагогике. Пг., 1916; О социально-трудовом воспитании. Пг., 1917; Общие основы рефлексологии человека. М.—Л., 1928; Объективная психология. М., 1991; Гипноз. — Внушение. — Телепатия. М., 1994; Бессмертие с точки зрения науки. Пг., 1918. *Бине, Бинэ (Binet) Альфред, 1857—1911. Изменения личности, рус. пер. СПб, 1893; Современные идеи о детях, рус. пер. М., 1910; Душа и тело, рус. пер. М., 1910; Развитие интеллекта у детей (совм. с Т. Симоном), рус. пер. М., 1911. Бируни, аль-Бируни, ал-Бируни Абу-Рейхан Мухаммед ибн Ахмед, 973—1048. Избр. произв., рус. пер. Т. 1—6. Ташкент, 1957—1975; Индия, рус. пер. М., 1995. Бисмарк (Bismarck) Отто фон Шёнхаузен, князь, 1815—1898. Мысли и воспоминания, рус. пер. Т. 1—3. М., 1940—1941. Блок Александр Александрович, 1880—1921. Крушение гуманизма // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. Л., 1982; Последние дни императорской власти: по неизданным документам составил Александр Блок. Минск, 1991. Блок (Bloch) Марк, 1886—1944. Апология истории, или Ремесло историка, рус. пер. М., 1986. Блонский Павел Петрович, 1884—1941. Курс педагогики: введение в воспитание ребенка. М., 1918; Педология. М., 1934; Избр. педагог, и психолог, соч. Т. 1—2. М., 1979. *Боас (Boas) Франц, 1858—1942. Ум первобытного человека, рус. пер. М.—Л., 1926. Боборыкин Петр Дмитриевич, 1836—1921. Европейский роман в XIX столетии: роман на Западе за две трети века. СПб, 1900; Воспоминания. Т. 1—2. М., 1965. Богданов, псевд. Малиновского, Александр Александрович, 1873— 1928. Тектология: Всеобщая организационная наука. Кн. 1—2. М., 1989; Неизвестный Богданов. Кн. 1—3. М., 1995. Бодалев Алексей Александрович, 1923. Личность и общение: избр. психолог, труды. М., 1995. Бодуэн де Куртенэ (Baudouin de Courtenay) Иван Александрович, 1845—1929. Избр. труды по общему языкознанию. Т. 1—2. М., 1963. Божович Л.И. Избр. психолог, труды: Проблемы формирования личности: избр. труды. М., 1995. *Болдуин, Бельдуин (Baldwin) Джеймс Марк, 1861—1934. Психология в ее применении к воспитанию, рус. пер. М., 1904; Психология и ее методы: психология генетическая, физиологическая, экспериментальная, педагогическая и социальная, рус. пер. СПб, 1908; Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода: методы и процессы, рус. пер. Т. 1—2.М, 1911—1912. Борн (Вот) Макс, 1882—1970. Физика в жизни моего поколения, рус. пер. М., 1963; Моя жизнь и взгляды, рус. пер. М., 1973. Борхес, Боргес (Borges) Xopxe Луис, 1899—1986. Соч., рус. пер. Т. 1—3. Рига, 1994. Бохеньский (Bochenski) Юзеф Мари, 1902. Сто суеверий, рус. пер. М., 1993. Боэций (Boetius, Boethius) Аниций Манлий Торкват Северин, ок. 480— 524. «Утешение философией» и другие трактаты, рус. пер. М., 1996. Брандес (Brandes) Георг, 1842—1927. Зверь в человеке, рус. пер. Одесса, 1895; Великий человек: начало и цель цивилизации, рус. пер. М., 1905. Брентано (Brentano) Франц, 1838—1917. Психология с эмпирической точки зрения, рус. пер. // Вопр. филос. 1995, № 2. Бродель (Braudel) Поль Ахил Фернан, 1902—1985. Материальная цивилизация, экономика и капитализм в XV—XVIII вв., рус, пер. Т. 1—3. М., 1986—1992; Что такое Франция? Кн. 1: Пространство и история, рус. пер. М., 1994. *Брунер (Bruner) Джером Сеймур, 1915. Процесс обучения, рус. пер. М., 1962; Психология познания. — За пределами непосредственной информации, рус. пер. М., 1977. Бубер (Buber) Мартин, 1878—1965. Два образа веры: избранное, рус. пер. М., 1995. Булгаков Сергей Николаевич, 1871—1944. Соч. Т. 1—2. М., 1993; Тихие думы. М., 1996. Бурже (Bourget) Поль Шарль Жозеф, 1852—1935. Очерки современной психологии: этюды о выдающихся писателях нашего времени, рус. пер. СПб, 1888. Буркхардт (Burckhardt) Якоб, 1818—1897. Культура Италии в эпоху Возрождения, рус. пер. Т. 1—2. СПб, 1904—1906. Бэкон (Bacon) Френсис, лорд Веруламский, 1561—1626. Соч., рус. пер. Т. 1—2. М.,1971—1972. *Бэн (Bain) Александр, 1818—1903. Об изучении характера, рус. пер. СПб, 1866; Наука воспитания, рус. пер. СПб, 1881. Бюлер (Buhler) Карл, 1879—1963. Духовное развитие ребенка, рус. пер. М., 1924. В
Вагнер Владимир Александрович, 1849—1934. Вопросы зоопсихологии: Генезис инстинкта // Вопр. филос. и психолог. 1892, № 14—15; Биологические основания сравнительной психологии: биопсихология. Т. 1—2. М.—СПб, 1910—1913; Зоопсихология перед судом физиолога И.П. Павлова // Вест. психологии, криминальной антропологии и педологии. 1917, № 3—5; Возникновение и развитие психических способностей. Вып. 1—9. Л., 1924—1929. Василий Великий, архиепископ Кесарийский, 329—379. Шестоднев, рус. пер. М.,1782. Вахтеров Василий Порфирьевич, 1853—1924. Спорные вопросы образования. М., 1907; Основы новой педагогики. Т. 1. М., 1916; Избр. педагог. соч. М., 1987. Введенский Александр Иванович, 1856—1925. О Канте действительном и воображаемом: комментарии к «Критике чистого разума». По поводу книги г. Каринского «Об истинах самоочевидных». М., 1895; Учение Канта о смене душевных явлений: ответ на защитительную статью г. Каринского. М., 1895; Психология без всякой метафизики. Пг., 1917; Статьи по философии. СПб, 1996. Вебер (Weber) Макс, 1864—1920. Исследования по методологии науки, рус. пер. М., 1980; Избр. произв., рус. пер. М., 1990; Избранное: Образ общества, рус. пер. М., 1994. *Веблен (Veblen) Торстейн Бунде, 1857—1929. Теория праздного класса, рус. пер. М., 1984. Вейль (Weyl) Герман, 1885—1955. Математическое мышление, рус. пер. М., 1989. *Вейль (Weil) Симона, 1909—1943. «Илиада», или Поэма о силе, рус. пер. // Новый мир, 1990, № 6. Вёльфлин (Wolfflin) Генрих, 1864—1945. Истолкование искусства, рус. пер. М., 1922. Вентцель Константин Николаевич, 1857—1947. Этика и педагогика творческой личности: проблемы нравственности и воспитания в свете теории свободного гармонического развития жизни и сознания. Т. 1—2. М., 1911—1912; Освобождение ребенка. М., 1923; Новые пути воспитания и образования детей. М., 1923; Свободное воспитание: сб. избр. трудов. М., 1993. Вернадский Владимир Иванович, 1863—1945. Биосфера. М., 1967; Философские мысли натуралистов. М., 1988; Труды по всеобщей истории науки. М., 1988; Труды по истории науки в России. М., 1988; Начало и вечность жизни. М., 1989. Вертгеймер, Вертхаймер (Wertheimer) Макс, 1880—1943. Продуктивное мышление, рус. пер. М., 1987. Веселовский Александр Николаевич, 1838—1906. Собр. соч. Т. 1—16. СПб—М., 1908—1939. Вехи: сб. статей о русской интеллигенции. М.,1990; Вехи. — Из глубины. М., 1991. *Вивес (Vives) Хуан Луис, 1492—1540. Путеводитель к премудрости. СПб, 1768. Визель (Visel) Эли, 1928. Ночь: повесть, рус. пер. // Дружба народов. 1992, № 11—12. Вико (Vico) Джамбаттиста, 1668—1744. Основания новой науки об общей природе наций, рус. пер. М.—Киев, 1994. Виланд (Wieland) Кристоф, 1733—1813. Агатон, или Картина философическая нравов и обычаев греческих., рус. пер. Т. 1—4. М., 1783—1784. *Вильман (Willman) otto, 1839—1920. Дидактика, как теория образования в ее отношениях к социологии и истории образования, рус. пер Т. 1—2. М., 1904—1908. Виндельбанд (Windelband) Вильгельм, 1848—1915. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия, рус. пер. М., 1993; Платон, рус. пер. СПб, 1909; Дух и история: избранное, рус. пер. М., 1995. Винекен (Wyneken) Густав 1875—1964. Круг идей свободной школьной общины, рус. пер. М., 1922. Винер (Wiener) Норберт, 1894—1964. Творец и робот: обсуждение некоторых проблем, в которых кибернетика сталкивается с религией, рус. пер. М., 1966; Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине, рус. пер. М., 1983. Виппер Роберт Юрьевич, 1859—1954. Кризис исторической науки. Казань, 1921. Вирениус Александр Самойлович, 1832—1910. Гигиена учителя. СПб, 1888. Витте Сергей Юльевич, граф, 1849—1915. Избр. воспоминания: 1849—1911 гг. М., 1991. * Виттгенштейн (Wittgenstein) Людвиг, 1889—1951. Философские работы, рус. пер. Ч. 1. М., 1994. Водовозов Василий Иванович, 1825—1886. Избр. педагог соч М 1986. Водовозова Елизавета Николаевна, 1844—1923. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. СПб, 1913. Волынский А., псевд. Флексера, Аким Львович, 1863—1926. Книга великого гнева: критические статьи, заметки, полемика. СПб, 1904. * Вольтер (Voltaire), псевд. Аруэ (Arouet), Франсуа Мари, 1694— 1778. Философия истории, рус. пер. СПб, 1868; Философские сочинения, рус. пер. М., 1996. Вундт (Wundt) Вильгельм Макс, 1832—1920. Этика: исследования фактов и законов нравственной жизни, рус. пер. Вып. 1—2. СПб, 1887— 1888; Лекции о душе человека и животных, рус. пер. СПб, 1894; Индивидуум и общество, рус. пер. СПб, 1896; Душа и мозг, рус. пер. СПб, 1909; Проблемы психологии народов, рус. пер. М., 1912. Выготский Лев Семенович, 1896—1934. Педология подростка: задания. М., 1929; Собр. соч. Т. 1—6, М., 1982—1984; Педагогическая психология. М., 1996. Выготский Л.С.; Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: обезьяна, примитив, ребенок. М., 1993. Вышеславцев Борис Петрович, 1877—1954. Этика Фихте: основы-права и нравственности в системе трансцендентальной философии. М., 1914; Сердце в христианской и индийской мистике // Вопр. филос. 1990, № 4. Г
Габричевский Александр Георгиевич, 1891—1968. Пространство и время: фрагменты «Опытов по онтологии искусства» // Вопр. филос. 1994, № 3. Гадамер (Gadamer) Ханс-Георг, 1900. Истина и метод: основы философской герменевтики, рус. пер. М., 1988; Актуальность прекрасного, рус. пер. М., 1991; Что есть истина, рус. пер. // Философская и социологическая мысль, 1992, № 5. Галич Александр Иванович, 1783—1848. Картина человека: опыт наставительного чтения о предметах самопознания для всех образованных сословий. СПб, 1834. • Гальперин Петр Яковлевич, 1902—1989. Введение в психологию. М., 1976. Гальтон (Galton) Фрэнсис, 1822—1911. Наследственность таланта: Законы и последствия, рус. пер. М., 1996. Ганди Мохандас Карамчанд (Махатма), 1869—1948. Моя жизнь: автобиография. Ст. и речи, рус. пер. М., 1969. Ганнушкин Петр Борисович, 1875—1933. Клиника психопатий: Их статика, динамика, систематика. М., 1933. *Гансбере, Ганзберг (Gansberg) Фриц, 1871—1950. Творческая работа в школе, рус. пер. М., 1920; Педагогика: призыв к самодеятельности в преподавании, рус. пер. Пг., 1921; Основные идеи современной педагогики, рус. пер. // Русская школа. 1914, № 3; Дитя и наука, рус. пер. // Интернациональные проблемы социальной педагогики: сб. ст. Вып. 2. М.,1920. Гармонический человек: из истории идей о гармонически развитой личности: сб. ст. М., 1965. Гартли, Хартли (Hartley) Дейвид, 1705—1757. Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях, рус. пер. // Английские материалисты XVIII в.: Собр. произв.: В 3 т. Т. 2. М., 1967. Гартман (Hartmann) Николай, 1882—1950. Эстетика, рус. пер. М., 1958. Гартман (Hartmann) Эдуард фон, 1842—1906. Сущность мирового процесса, или Философия бессознательного, рус. пер. Вып. 1—2. М., 1873—1875; Пессимизм и педагогика, рус. пер. // Русское обозрение. 1890. Т. 1; Современная психология, рус. пер. М., 1902. *Гаудие (Gaudig) Гуго, 1860—1923. Дидактические ереси, рус. пер. Казань, 1910. Гвардини, Гуардини (Guardini) Романо, 1885—1968. О Боге живом. Брюссель, 1962; Познание веры. Брюссель, 1955. Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих, 1770—1831. Энциклопедия философских наук, рус. пер. Т. 1—3. М., 1974—1977; Философия религии, рус. пер. Т. 1—2. М., 1975—1977. *Гезелл (Gesell) Арнольд Лусиус, 1880—1961. Педология раннего возраста, рус. пер. М.—Л., 1932- Гезиод, Гесиод (Hesiod), VIII—VII вв. до Р.Х. Работы и дни: земледельческая поэма, рус. пер. М., 1927. Гейзенберг, Хайзенберг (Heisenberg) Вернер, 1901—1976. Шаги за горизонт: Сб., рус. пер. М., 1987; физика и философия: часть и целое, рус. пер.М., 1990. Гейне (Heine) Генрих, 1797—1856. К истории религии и философии в Германии, рус. пер. М., 1994. *Гексли, Хаксли (Huxley) Томас Генри, 1825—1895. О положении человека в ряду органических существ, рус пер. СПб, 1864; Об университетском воспитании, рус. пер. СПб, 1876; Введение в науку, рус. пер. М., 1902. Гелиодор, III или IV в. Эфиопика, рус. пер. Минск, 1993. Геллерт (Gellert) Христиан Фюрхтегот, 1715—1769. Чадолюбец, рус. пер. СПб, 1787. Геллнер (Gellner) Эрнст. Слова и вещи, рус. пер. М., 1962; Нации и национализм, рус. пер. // Вопр. филос. 1989, № 7. Гельвеций (Helvetius) Клод Адриан, 1715—1771. О человеке, его умственных способностях и его воспитании, рус. пер. М., 1938; Об уме, рус. пер. М., 1938; Соч. Т. 1—2. М., 1973—1974. Гёльдерлин (Hoelderlin) Иоганн Кристиан Фридрих, 1770—1843. Соч., рус. пер. М., 1969; Гиперион: роман, рус. пер. М., 1988. Гельмгольц (Helmholtz) Герман Людвиг Фердинанд, 1821—1894. Соч., рус. пер. Вып. 1—5. СПб, 1895—1897. Гераклит Эфесский, Гераклит Ефесский, koh.vi—нач.У вв. до Р.Х. Фрагменты, рус. пер. М., 1910. Гербарт (Herbart) Иоганн Фридрих, 1776—1841. Психология, рус. пер. СПб, 1895; Главнейшие педагогические сочинения в систематическом извлечении, рус. пер. М., 1906; Избр. педагог, соч., рус. пер. Т. 1. М., 1940. Герд Александр Яковлевич, 1841—1888. Избр. педагог, труды. М., 1953. Гердер (Herder) Иоганн Готфрид фон, 1744—1803. Избр. соч., рус. пер. М.—Л., 1959; Идеи к философии истории человечества, рус. пер. М., 1977. Геродот, между 490 и 480—ок. 425 до Р.Х. История: В 9 кн., рус. пер. М., 1993. Герцен Александр Иванович (1812—1870) и Огарев Николай Плато-нович, 1813—1877. О воспитании и образовании: избр. соч. М., 1990. Гершензон Михаил Осипович, 1869—1925. Мысли двух философов о школе: В. Гумбольдт и Кондорсэ. М., 1905; Тройственный образ совершенства. Томск, 1994. Герье Владимир Иванович, 1837—1919. Блаженный Августин. М., 1910. Гессе, Хессе (Hesse) Герман, 1877—1962. Игра в бисер: роман, рус. пер. М., 1992; Избранное, рус. пер. М., 1977; Магия книги, рус. пер. М., 1990. Гессен Сергей Иосифович, 1887—1950. Основы педагогики: введение в прикладную философию. М., 1995. Гёте (Goethe) Иоганн Вольфганг фон, 1749—1832. Годы учения Вильгельма Мейстера: роман, рус. пер. Пермь, 1959; Годы странствий Вильгельма Мейстера: роман, рус. пер. // Собр. соч. Т. 8. М., 1979; Избр. филос. произв., рус. пер. М., 1964. Гёффдинг (Hoeffding) Харольд, 1843—1931. Очерки психологии, основанной на опыте, рус. пер. М.—Пг., 1923. Гиббон (Gibbon) Эдвард, 1737—1794. История упадка и разрушения Римской империи, рус. пер. Ч. 1—7. М., 1883—1886.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|