Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современное состояние и тенденции развития европейской интеграции




 

3.1 Европейский Союз: современное содержание и принципы интеграции

Характерная черта современности — развитие ре­гиональной экономической и валютной интеграции, прежде всего в Западной Европе. Причинами развития интеграционных процессов являются: 1) интернациона­лизация хозяйственной жизни, усиление международ­ной специализации и кооперирования производства, переплетение капиталов; 2) противоборство центров соперничества на мировых рынках и валютная неста­бильность.

Процесс сближения, взаимопереплетения нацио­нальных экономик, направленных на образование еди­ного хозяйственного комплекса в рамках группировок, нашел выражение в ЕС.

Цели ЕС:

1) создать экономический и политический союз на базе межгосударственного регу­лирования хозяйственной жизни; превратить ЕС в су­пергосударство;

2) укрепить позиции западноевро­пейского центра для противоборства с монополиями США и Японии на мировом рынке;

3) коллективными усилиями удержать в сфере своего влияния развивающиеся страны — бывшие колонии западноевропейс­ких держав.

Западноевропейская интеграция отличается тремя особенностями.

Во-первых, ЕС прошли путь от общего рынка угля и стали шести стран до интегрированного хо­зяйственного комплекса и политического союза 12, в ближайшее время 15—16 государств;

Во-вторых, институциональная структура ЕС при­ближена к структуре государства и включает следую­щие органы:

Европейский совет (с 1974 г. совещания глав госу­дарств и правительств стран-членов стали верховным органом ЕС);

Совет министров — законодательный орган;

Комиссия ЕС (КЕС) — исполнительный орган;

Европейский парламент - консультативный орган, контролирует деятельность КЕС и Совета министров, утверждает бюджет ЕС, его полномочия расширены в соответствии с Маастрихтским договором;

Суд ЕС — орган надзора за соблюдением правовых норм;

Экономический и социальный комитет — консуль­тативный орган в составе представителей предприни­мателей, профсоюзов и т.д.

В-третьих, материальной основой интеграционного процесса служат многочисленные совместные фонды, часть которых сформирована за счет общего бюджета ЕС.

Неотъемлемым элементом экономической интегра­ции является валютная интеграция — процесс коор­динации валютной политики, формирования наднаци­онального механизма валютного регулирования, со­здания межгосударственных валютно-кредитных и фи­нансобых организаций.

Механизм валютной интеграции включает совокуп­ность валютно-кредитных методов регулирования, по­средством которых осуществляются сближение и вза­имное приспособление национальных хозяйств и ва­лютных систем. Основными элементами валютной ин­теграции являются: а) режим совместно плавающих валютных курсов; б) валютная интервенция, в том числе коллективная, для поддержания рыночных кур­сов валют в пределах согласованного отклонения от центрального курса; в) создание коллективной валюты как международного платежно-резервного средства; г) совместные фонды взаимного кредитования стран-членов для поддержания курсов валют; д) междуна­родные региональные валютно-кредитные и финансо­вые организации для валютного и кредитного регули­рования.

Процесс подлинной валютной интеграции начинает­ся на стадии создания экономического и валютного союза, в пределах которого обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, валют на основе равных условий конкуренции и унификации законодательства в этой сфере. Процесс интеграции включает несколько этапов, направленных на создание единого рынка и на этой базе экономического и валютного союза.

В 1958—1968 гг. (“переходный период”) был об­разован таможенный союз. Были отменены таможен­ные пошлины и ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф на ввоз товаров из третьих стран в целях ограждения ЕЭС от иностранной конкуренции. К 1967 г. сложился аграрный общий рынок. Введен особый режим регулирования сельско­хозяйственных цен. Создан аграрный фонд ЕС в целях модернизации сельского хозяйства и поддержки фер­меров от разорения. Таможенный союз дополнялся элементами межгосударственного согласования эконо­мической и валютной политики. Были сняты многие ограничения для движения капитала и рабочей силы.

Однако интеграция в сфере взаимной торговли промышленными и аграрными товарами ослабила национальные системы государственного регулирова­ния экономики. Страны ЕЭС приняли в 1971 г. программу поэтап­ного создания экономического и валютного союза к 1980 г.

Несмотря на некоторые сдвиги в интеграционном процессе, с 1974 г. “план Вернера” потерпел провал. Это было обусловлено разногласиями в ЕС. Длительный застой интеграции в ЕС продолжался с середины 70-х до середины 80-х годов.

В конце 70-х годов активизировались поиски путей создания экономического и валютного союза. В проек­те председателя Комиссии ЕС Р. Дженкинса (октябрь 1977 г.) упор был сделан на создание европейского органа для эмиссии коллективной валюты и частич­ного контроля над экономикой стран - членов БЭС. Эти принципы валютной интеграции были положены в основу проекта, предложенного Францией и ФРГ в Бремене в июле 1978 г.

В итоге переговоров 13 марта 1979 г. была создана Европейс­кая валютная система (ЕВС).

Ее цели следующие:

1) обес­печить достижение экономической интеграции;

2) создать зону европейской стабильности с собственной валютой в противовес Ямайской валютной системе, основанной на долларовом стандарте;

3) оградить “Общий рынок” от экспансии доллара.

 

Европейский Союз объединяет 25 европейских стран с целью обеспечения мира и процветания их граждан в рамках все более тесного объединения на основе общих экономических, политических и социальных целей. Страны Союза твердо привержены сбалансированному и устойчивому социальному и экономическому прогрессу. В частности, это достигается путем создания пространства без внутренних границ, укрепления экономической и социальной интеграции и учреждения экономического и валютного союза. Создание единого рынка для более чем 470 миллионов европейцев обеспечивает свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала.

Основу ЕС составляют Европейские сообщества - основанное Парижским соглашением 1951 года Европейское объединение угля и стали и основанные Римским соглашением 1957 года Европейское (экономическое) сообщество и Европейское сообщество по атомной энергий. С Союзным договором сотрудничество государств-членов распространилось на совместную внешнюю политику и политику безопасности, а также на сотрудничество в области права и внутренних вопросов. Структуру Союза принято называть "системой трех колонн".

Первая колонна (т.н. колонна Сообщества) охватывает:

- внутренний рынок, в т.ч. условия труда и безопасность товаров;

- конкурентную политику;

- экономическую и монетарную политику;

- торговую политику;

- сельское хозяйство;

- рыболовство.

Во вторую колонну входит сотрудничество между государствами-членами в области внешней политики и политики безопасности. Целью являются общие позиции (совместные декларации и рекомендации) и общие действия (совместные меры государств-членов) на международном уровне. Ведется дискуссия и об организации совместной обороны. Финляндия придерживается принципа военного неприсоединения и самостоятельной обороны.

Третья колонна охватывает сотрудничество между государствами-членами в правовых и внутренних вопросах, т.е., внутреннюю безопасность Союза. В нее входят положения о совместной политике по вопросам въезда в страну, переселения людей и предоставления убежища, о таможенных делах, борьбе с наркотиками и международной преступностью, а также о полицейских делах. Опираясь на правовое сотрудничество, Союз стремится к сближению законодательств государств-членов и к признанию приговоров действенными на территории всего Союза. Важной сферой правового сотрудничества является защита экономических интересов Сообщества от попыток получать дотации на ложных основаниях.

Сверхнациональные черты налицо лишь в первой колонне. ЕС не имеет статуса юридического лица. Зато такой статус имеется у всех трех сообществ, входивших в состав Союза. Союзные сообщества являются независимыми субъектами права с самостоятельной компетенцией, независимой от государств-членов. Обязательное для государств-членов сверхнациональное законодательство охватывает лишь вопросы первой колонны. Вопросы, относящиеся ко второй и третьей колоннам, безусловно входят в сферу взаимодействия правительств государств-членов.

Вопросы охраны труда относятся к первой колонне (внутренний рынок) и входят, таким образом, в рамки сверхнационального законодательства, обязывающего государства-члены. Вопросы, которые будут обсуждаться здесь сегодня и завтра, основываются, главным образом, на вышеупомянутом договоре о создании Европейских Сообществ (т.н. Римское соглашение).

Внутри Европейского Союза разрабатывается единая политика в таких областях, как сельское хозяйство, телекоммуникации, транспорт, энергетика и охрана окружающей среды. Для отношений с внешним миром Союз разрабатывает внешнюю торговую и коммерческую политику и начинает играть все более важную роль на международной арене путем проведения единой внешней политики и политики по вопросам безопасности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...