Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационная структура ЕСЦБ




 

ЕЦБ входит в Европейскую систему Центральных Банков, таким образом, мы имеем следующую схему (рисунок 10).

Управляющая структура ЕЦБ зафиксирована в Уставе, который прилагается к Соглашению о ЭВС. В уставе провозглашена независимость этих организаций от других органов Союза, от правительств стран – членов ЕЭВС и любых других учреждений. Это вполне соответствует обычному статусу центрального банка в рамках отдельной страны. Вместе с тем существенное значение имеет зафиксированный в специальной статье устава «генеральный принцип», согласно которому Европейская система центральных банков управляется руководством («принимающими решения органами») Европейского центрального банка, и, прежде всего, Советом Управляющих.

 

    Европейская Система Центральных Банков (ЕСЦБ)      
             
Европейский Центральный Банк (ЕЦБ)         Национальные Центральные Банки (НЦБ) 15 стран – членов ЕЭС  
      Система управления ЕСЦБ      
           
     
                 
Совет Управляющих   Исполнительная Дирекция   Генеральный Совет  
                     

Рисунок 10 - Структура Европейской Системы Центральных Банков

 

Совет Управляющих, верховный руководящий орган, включает в себя всех членов Исполнительной Дирекции и управляющих НЦБ только стран – участниц Европейского экономического и валютного союза.

К основным функциям Совета Управляющих относятся:

· адаптация инструкций и принятие решений, обеспечивающих достижение целей создания Европейской системы центральных банков;

· определение ключевых элементов денежной политики ЕЭВС, таких как процентные ставки, размер минимальных резервов Национальных центральных банков, разработка конкретных инструкций по ее проведению.

 

Кроме того, Совет Управляющих утверждает правила внутренней организации Европейского центрального банка и его руководящих органов, выполняет функции консультанта ЕЦБ и определяет порядок представления Европейской системы центральных банков в области международного сотрудничества.

Исполнительная Дирекция включает в себя Президента, Вице-президента и четырех членов, отобранных из числа кандидатов, имеющих большой профессиональный опыт в финансовой или банковской сфере.

 

Совет Управляющих    
    Исполнительная Дирекция   Генеральный совет  
Управляющие НЦБ стран-членов еврозоны Председатель ЕЦБ Заместитель председателя ЕЦБ   Управляющие НЦБ вне еврозоны  
  Четыре члена ЕЦБ      
 
   

 

Рисунок 11- Руководящие органы ЕСЦБ

 

Они назначаются из граждан стран-членов ЕЭВС на встрече глав правительств этих стран по предложению Совета Европы после Консультаций с Европейским Парламентом и Советом Управляющих ЕЦБ (для последующих выборов). Исполнительная Дирекция должна проводить денежную политику в соответствии с инструкциями и правилами, принимаемыми Советом Управляющих Европейского центрального банка и, таким образом, руководить действиями НЦБ, принимая по необходимости ведомственные инструкции.

В Уставе ЕСЦБ закреплены следующие моменты:

· минимальный (не возобновляемый) срок нахождения в должности для членов Исполнительной Дирекции ЕЦБ – восемь лет. При этом, порядок утверждения Президента и Вице-президента для первой Исполнительной Дирекции отличен от порядка утверждения прочих его членов;

· прекращение срока нахождения в должности возможно только в связи с физической неспособностью или серьезными ошибками при осуществлении деятельности должностными лицами;

· все споры и разногласия по вопросам осуществления деятельности находятся в компетенции Европейского Суда.

Члены Исполнительной Дирекции назначаются на должность по взаимному согласию главами государств или правительств стран – участниц ЕЭВС с учетом рекомендаций Совета Европейского союза. Одобрение Европейским Парламентом является необходимым условием для назначения членов Исполнительной Дирекции.

 

Генеральный Совет, третий руководящий орган Европейской системы центральных банков, включает Президента и Вице-президента Европейского центрального банка и Управляющих Национальными центральными банками всех стран Европейского Экономического Сообщества, независимо от их участия в ЕЭВС. Генеральный Совет выполняет функции, которые ранее осуществлялись Европейским Валютным Институтом и которые необходимо продолжать на третьем этапе плана ЕЭВС. К основным задачам Генерального Совета можно отнести следующие:

· осуществление консультационных функций ЕСЦБ;

· сбор и обработка статистической информации;

· подготовка ежеквартальных и ежегодных отчетов о деятельности ЕЦБ, а также еженедельных консолидированных финансовых отчетов;

· разработка и принятие необходимых правил по стандартизации бухгалтерского учета и отчетности по операциям, проводимым НЦБ;

· принятие мер, относящихся к оплате Уставного капитала Европейского центрального банка в части, не урегулированной Общим Договором ЕЭС;

· разработка должностных инструкций и правил приема на работу в ЕЦБ;

· организационная подготовка к процедуре установления окончательного фиксированного валютного курса национальных валют к евро.

Президент Европейского центрального банка одновременно является председателем всех трех его руководящих органов: Совета Управляющих, Исполнительной Дирекции и Генерального Совета; при этом в двух первых случаях он располагает решающим голосом в случае равного распределения голосов. Кроме того, Президент представляет ЕЦБ во внешних организациях или назначает доверенное лицо для этой роли. По отношению к третьим лицам он, по законодательству, представляет ЕЦБ.

Национальные центральные банки стран-участниц являются неотъемлемой частью Европейской системы центральных банков и действуют в соответствии с указаниями и инструкциями ЕЦБ.

В организации деятельности Европейского центрального банка широко и успешно используется институт кураторов, при котором каждый из шести членов Исполнительной Дирекции курирует определенное направление деятельности Европейского центрального банка (Рисунок 3).

Совет Управляющих ЕЦБ уполномочен разрабатывать кредитно-денежную политику, а Исполнительная Дирекция – претворять ее в жизнь. В той мере, в какой это возможно и целесообразно, Европейский центральный банк прибегает к использованию возможностей Национальных центральных банков.

Функции ЕСЦБ

 

Основной целью ЕСЦБ, определенной в статье 2 Устава ЕСЦБ, является сохранение ценовой стабильности на территории Сообщества. В статье 3 того же Устава определены прочие функции ЕСЦБ:

· определять и осуществлять валютную политику Сообщества;

· проводить обменные операции с иностранными валютами;

· содержать и управлять официальными валютными резервами участвующих государств - членов;

· способствовать нормальному функционированию платежных систем, обеспечивать финансовую стабильность и стабильность работы кредитных учреждений.

Посредниками, позволяющими Европейскому центральному банку проводить в жизнь стран-участниц ЕЭВС единую денежно-кредитную политику, являются его уполномоченные контрагенты. Кредитные учреждения, отобранные для этой цели, обязаны соответствовать ряду критериев:

· в условиях обязательного резервирования круг уполномоченных контрагентов ограничен только теми кредитными учреждениями, которые создали минимальные резервы;

· в противном случае круг возможных уполномоченных контрагентов распространяется на все кредитные учреждения, расположенные в «зоне евро». ЕЦБ имеет право на не дискриминационной основе отказывать в праве доступа кредитным учреждениям, которые по характеру своей деятельности не могут быть полезными при проведении кредитно-денежной политики;

· финансовое положение уполномоченных контрагентов должно быть проверено национальными властями и найдено удовлетворительным (это положение не распространяется на филиалы организаций, штаб-квартиры которых находятся за пределами европейского экономического пространства);

· контрагенты должны отвечать любым специфическим операционным критериям, установленным Национальными центральными банками или ЕЦБ.

 

Уполномоченные контрагенты получают доступ к возможностям Европейской системы центральных банков только через Национальный центральный банк того государства – участника ЕЭВС, в котором они расположены. НЦБ собирают заявки на участие в операциях Европейского центрального банка и передают эти данные в центральный компьютер ЕЦБ во Франкфурте. На основе собранных заявок ЕЦБ определяет рыночную цену ресурсов и спускает соответствующие инструкции Национальным центральным банкам, которые и распределяют операции среди контрагентов. С учетом возможностей современных информационных технологий даже сравнительно небольшие организации могут участвовать в операциях ЕСЦБ. В случае необходимости тендеры могут проводиться в течение часа на основе электронного обмена информацией.

Европейская система центральных банков имеет право отказать в доступе к инструментам кредитно-денежной политики по соображениям надежности или в случае грубого или неоднократного нарушения контрагентом своих обязательств. При отборе участников специализированных операций применяются и некоторые дополнительные критерии.

Цели ЕЦБ

 

На церемонии открытия ЕСЦБ 30 июня 1998 г президент ЕЦБ В. Дуйзенберг сказал: «…Основание Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) является логическим продолжением решения государств о переходе на единую валюту. Единая европейская денежная единица не может существовать без единой системы центральных банков, включающей в себя Европейский центральный банк (ЕЦБ) и Центральные банки европейских стран…

…ЕСЦБ основан…с целью разработать основы для проведения единой денежной политики, начиная с 1 января 1999г., отработать все системы и процедуры в рамках разработанных основ и обеспечить плавный переход от национальной денежной политики отдельной европейской страны к будущей единой европейской денежной политике…».

 

Главной целью создания Европейского Центрального Банка, в соответствии со статьей 2 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ, является поддержание стабильности цен.

В октябре 1998г. Совет Управляющих ЕЦБ уточнил главную цель денежно-кредитной политики ЕЭВС, указав, что понятие «стабильность цен» предусматривает возможность роста гармонизированного индекса цен на потребительские товары до 2% в год, одновременно определив и его структуру применительно к потребительским товарам и услугам.

 

Таблица 2 - Структура гармонизированного индекса цен

на потребительские товары в зоне евро, %.

 

Совокупный индекс  
Товары 65,4
в том числе:  
продукты питания 22,9
из них:  
обработанные 13,5
необработанные 9,4
промышленные товары 42,5
из них:  
неэнергетические промышленные товары 33,7
энергия 8,8
Услуги 34,6

 

Установлено, что стабильность цен должна поддерживаться в среднесрочной перспективе, причем недопустимы рост цен сверх установленной величины и дефляция, т. е. длительное снижение их уровня, отражаемые гармонизированным индексом цен на потребительские товары. Установление стабильности цен в рамках ЕЭВС соответствует принципам, которыми руководствовались Национальные центральные банки большинства стран до их объединения в Союз, чем обеспечивается преемственность в проведении денежно-кредитной политики.

 

Для достижения основной цели ЕСЦБ решает следующие конкретные задачи, определенные в статье 3 его Устава:

· определение и проведение единой денежно-кредитной политики.

Совет управляющих ЕЦБ определяет единую денежно-кредитную политику, которую Национальные центральные банки внедряют децентрализованным и гармоничным образом. Оперативные рамки единой денежно-кредитной политики должны удовлетворять следующим принципам: соответствие рыночным принципам, равноправный режим для всех, простота, поиск наилучшего соотношения эффективности и стоимости, децентрализация, непрерывность, согласование и соответствие с управленческими решениями ЕСЦБ.

В основном для проведения денежно-кредитной политики используются те процедуры и инструменты, которые использовались большинством центральных банков до становления Европейского экономического и валютного союза.

· хранение и управление официальными валютными резервами стран-участниц, а также осуществление валютных операций.

Европейская система центральных банков осуществляет хранение и управление официальными золотовалютными резервами стран-участниц ЕЭВС. Взнос каждого Национального центрального банка определен в соответствии с его долей в капитале Европейского центрального банка.

Согласно уставу ЕЦБ центральные банки должны передать ему (на кредитной основе) валютные резервы на общую сумму, эквивалентную 50 млрд. евро (в дальнейшем эта сумма по решению Совета Управляющих может быть увеличена). Объем резервов, переведенных одиннадцатью центральными банками стран – участниц ЕЭВС 1 января 1999г. в Европейский центральный банк, составил 39,46 млрд. евро. Из них 85% суммы - в валюте, остальные 15% - в золоте.

Валютные резервы, остающиеся в распоряжении национальных банков, используются ими для выполнения их обязательств по отношению к международным организациям. Проведение иных операций с этими резервами, сверх лимита, устанавливаемого Советом Управляющих, должно быть согласовано с ЕЦБ. Это считается необходимым для обеспечения согласованной валютной и денежной политики в рамках ЕЭВС.

Валютные резервы могут быть использованы Европейским центральным банком для проведения валютных интервенций, причем ему дано право самостоятельно принимать решения о проведении таких интервенций. Это, однако, не означает, что ЕЦБ намерен добиваться установления каких-либо курсовых ориентиров в отношении любой чужой валюты, так как подобный подход может привести к противоречию с приоритетной задачей обеспечения стабильности цен. Тем не менее, Европейская система центральных банков оснащена техническими возможностями для интервенций на валютных рынках с целью противостоять чрезмерным или хаотичным колебаниям курса евро в отношении валют основных стран вне Европейского Экономического Сообщества.

· обеспечение правильного функционирования платежно-расчетных систем.

Для обеспечения успеха новой валюты крайне важно наличие эффективной технической базы платежей и расчетов. В частности, такая база полезна для содействия формированию общих краткосрочных межбанковских процентных ставок по всей «зоне евро». Это предполагает, в свою очередь, создание системы, при посредстве которой основные крупномасштабные трансграничные сделки могли бы обслуживаться в течение того же дня.

Для осуществления платежей в пределах Европы с первого же дня 1999 года задействованы две общеевропейские системы банковских расчетов: ТАРГЕТ (T rans-European A utomated R eal-time G ross settlement E xpress T ransfer system) с внутригосударственными системами клиринговых расчетов - RTGS(R eal T ime G ross S ettlements) и ЕВА (система Европейской банковской ассоциации).

Помимо решения вышеперечисленных задач, Европейская система центральных банков в процессе своей деятельности осуществляет также следующие функции:

· эмиссия банкнот и монет.

ЕЦБ является единственной организацией, имеющей право разрешить эмиссию банкнот, выраженных в евро. ЕСЦБ эмитирует эти банкноты, которые станут единственным законным платежным средством в странах ЕЭВС.

· сотрудничество в области банковского надзора.

Роль ЕСЦБ в осуществлении банковского надзора достаточно ограничена. Система должна лишь вносить вклад в организованное проведение соответствующих мероприятий, и может предлагать свои рекомендации по сферам действия применимого здесь законодательства и порядку его применения. Устав ЕСЦБ включает в себя положения, дающие ей право и на более прямое участие в банковском надзоре, однако такая передача полномочий потребовала бы единогласного решения Совета ЕЭС.

· консультативные функции.

ЕЦБ консультирует Совет Европы или правительства стран-участников ЕЭС по всем проектам в части, входящей в его компетенцию: по вопросам денежного обращения, платежно-расчетным средствам, национальным центральным банкам, статистическим данным, платежно-расчетным системам, стабильности кредитных организаций, финансовых рынков и т. д.

· сбор статистических данных.

Для должного использования инструментов денежной политики они должны опираться на достоверную и сопоставимую статистику. Это в особенности касается финансовых и банковских данных, необходимых, например, для расчета базы резервных требований, а также статистики цен, коль скоро она связана с выполнением упоминавшейся конечной цели денежной политики ЕСЦБ. В частности, в системе уже появились частично гармонизированные индексы потребительских цен.

В пределах, не наносящих ущерба главной цели своего существования – поддержания стабильности цен, Европейская система центральных банков призвана поддерживать и общую экономическую политику внутри Европейского экономического и валютного союза.

В Уставе Европейской системы центральных банков определено, что «для достижения поставленных целей ЕСЦБ должна действовать исходя из принципов открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией, обеспечивающей эффективное использование экономических ресурсов…».

Права и обязанности ЕЦБ

 

ЕЦБ должен направлять свой годовой отчет в органы Европейского сообщества, в Европейский Парламент, а члены его Исполнительной Дирекции обязаны появляться по вызову в компетентных Комитетах Европейского Парламента.

Ежеквартальные отчеты о деятельности ЕСЦБ служат основой на ежеквартальных переговорах с Европейским парламентом в присутствии Президента ЕЦБ или, в случае необходимости, членов Исполнительной Дирекции. Благодаря этому регулярному и углубленному диалогу ЕЦБ будет знакомить Европейский парламент со своей оценкой экономической обстановки и с перспективами движения уровня цен и позволит объяснить проводимую ЕСЦБ политику.

Два представителя ЕЦБ и представители НЦБ являются членами Экономическо-финансового комитета, объединяющего представителей министров экономики и финансов и центральных банков стран – участник ЕЭС и подготавливающего собрания ЭКОФИНа (Совета министров экономики и финансов Европейского Экономического Сообщества).

Председатель ЕЦБ или другие члены Исполнительной Дирекции могут быть заслушаны Европейским парламентом по собственной инициативе или по запросу парламента. Кроме того, национальные законы, как правило, предусматривают, что руководители НЦБ также будут заслушаны национальными парламентами.

Суд Европейского сообщества обладает полномочиями для контроля над актами или упущениями ЕЦБ.

Совет Европы в Люксембурге 12-13 декабря 1997г. одобрил резолюцию, согласно которой Совет ЕЭС и ЕЦБ должны работать в системе диалога. Резолюция отмечает, что в свете распределения полномочий этих органов, предусмотренного в Договоре, гармоничное экономическое развитие Сообществ требует сделать такой диалог постоянным и плодотворным, включающим в себя также Комиссию ЕЭС и проводимым с должным учетом всех положений, формирующих независимость ЕСЦБ.

 

Характерная черта деятельности ЕЦБ состоит в том, что все принципиальные решения, принимаемые простым или квалифицированным (2/3 голосов) большинством, предусматривают «взвешенное» голосование руководителей центральных банков, при котором «вес» (т. е. количество голосов каждого из них) определяется в соответствии с долей соответствующей страны (ее центрального банка) в совокупном капитале ЕЦБ. Это не относится к членам Исполнительной Дирекции, каждый из которых имеет только один голос.

ЕЦБ может заниматься обычными для центральных банков операциями: предоставлением кредитов, в том числе ломбардных (под залог ценных бумаг), финансовым институтам и операциями на открытом рынке с различными финансовыми инструментами, выраженными в любой валюте, в том числе в валюте стран, не входящих в ЕЭВС, а также с драгоценными металлами. Такие же операции могут вести Национальные центральные банки, руководствуясь при этом общими принципами, которые разрабатывает ЕЦБ.

Устав ЕЦБ предусматривает значительную децентрализацию деятельности Европейской системы центральных банков, с тем, чтобы такие операции, как РЕПО и валютные интервенции, самостоятельно осуществлялись Национальными центральными банками. Каждый из них может также самостоятельно определять, какие активы коммерческих банков приемлемы в качестве залога.

Европейский центральный банк не имеет права на кредитование (в любой форме) межгосударственных (в системе ЕЭС), государственных, региональных и местных органов власти и организаций, действующих на основе государственного права. Это, однако, не распространяется на государственные кредитные институты, которые в данном случае рассматриваются так же, как частные кредитные институты.

ЕЦБ может устанавливать связи с центральными банками и финансовыми институтами других стран и международными организациями и осуществлять с ними все виды банковской деятельности, используя при этом любые финансовые активы и валюты.

Формирование капитала ЕЦБ

 

Собственный капитал ЕЦБ к началу его деятельности определен в размере 5 млрд. ЭКЮ (т.е. 5 млрд. евро начиная с 1 января 1999г.), в дальнейшем по решению Совета Управляющих он может увеличиваться. Акционерами ЕЦБ могут быть только Национальные центральные банки. Капитал ЕЦБ формируется в пропорции к сравнительному демографическому и экономическому весу НЦБ. Ключевым показателем при этом является средняя взвешенная доля каждой страны в населении и ВВП «зоны евро», которая определяется по следующей формуле:

50% этой доли – в соответствии с удельным весом каждой страны в общей численности населения Европейского Экономического Сообщества;

50% - в соответствии с ее удельным весом в совокупном валовом внутреннем продукте ЕЭС.

Эти данные будут корректироваться каждые 5 лет.

По состоянию на 1 июня 1998г. одиннадцать Национальных центральных банков стран – участниц ЕЭВС полностью оплатили свою долю капитала Европейского центрального банка. Остальные четыре внесли по 5% от своей доли капитала. Вследствие этого в настоящее время ЕЦБ обладает действительно оплаченным первоначальным капиталом в сумме, составляющей почти 4 млрд. евро (Таблица 3).

Таблица 3 - Структура капитала Европейского центрального банка.

 

Национальные центральные банки Доля в капитале
в % в евро
Национальный банк Германии 24,4935 1 220 675 000
Национальный банк Франции 16,8337 841 685 000
Национальный банк Италии 14,8950 744 750 000
Национальный банк Великобритании* 14,6811 36 702 750
Национальный банк Испании 8,8935 444 675 000
Национальный банк Нидерландов 4,2780 213 900 000
Национальный банк Бельгии 2.8658 143 290 000
Национальный банк Швеции* 2,6537 6 634 250
Национальный банк Австрии 2,3594 117 970 000
Национальный банк Греции* 2,0564 5 141 000
Национальный банк Португалии 1,9232 96 160 000
Национальный банк Дании* 1,6709 4 177 250
Национальный банк Финляндии 1,3970 69 850 000
Национальный банк Ирландии 0,8496 42 480 000
Национальный банк Люксембурга 0,1492 7 460 000
     
Итого 100,0000 3 995 550 250
* - Национальные центральные банки государств, не участвующих в ЕЭВС, оплатившие свою долю в капитале Европейского центрального банка в размере 5%.

 

 

Согласно учредительным документам чистая прибыль ЕЦБ должна распределяться в следующем порядке:

часть ее, которая определяется Советом Управляющих (но не более 20% всей чистой прибыли), перечисляется в общий резервный фонд (объем которого не должен превышать 100% уставного капитала);

оставшаяся часть распределяется между держателями акций банка в соответствующей пропорции.

Таким образом, характеризуя назначение и принципы деятельности ЕЦБ, можно сделать вывод, что Европейский Центральный Банк – это орган Европейского Союза: а) определяющий валютную политику стран ЕС; б) устанавливающий ключевые процентные ставки; в) управляющий официальными резервами Европейской системы Центральных Банков (ЕСЦБ), главной задачей которой является поддержание стабильности цен.

Европейский Центральный Банк имеет право санкционировать эмиссию банкнот в пределах валютного союза.

В сферу деятельности ЕЦБ входит:

1. предоставление кредитов, в том числе ломбардных, финансовым институтам;

2. операции на открытом рынке с различными финансовыми инструментами;

3. установление минимальных резервных требований для кредитных институтов стран-членов ЕЭВС.

3.3.5 Европейский инвестиционный банк и структурные фонды

С 1958 г. начал проводить операции Европейский инвестиционный банк (ЕИБ, штаб-квартира в Люксембурге), созданный с целью содействовать сбалансированному и поступательному развитию общего рынка.

Банк предоставляет долгосрочные кредиты и гарантии предприятиям, государственным органам и финансовым институтам для финансирования проектов в менее развитых районах.

Банк мобилизует ресурсы как на рынках капитала внутри Европейского союза, так и на международных рынках.

На начальном этапе существования банка его операции распространялись только на страны - члены ЕЭС, однако в дальнейшем банк стал осуществлять деятельность в других европейских государствах, а также в странах, подписавших Ломейские конвенции.

В начале 90-х гг. ЕИБ предоставил первый заем Индии (55 млн ЭКЮ) для модернизации системы управления высоковольтной линии электропередачи на юге страны.

Общий объем ежегодного кредитования в первой половине 90-х гг. достигал 20 млрд ЭКЮ, в основном ресурсы получали страны ЕС. Предоставление кредитов развивающимся странам в Азии и Латинской Америке в течение 1991-1996 гг. оценивается примерно в 250 млн. ЭКЮ в год.

В рамках ЕС созданы и действуют также фонды развития и структурные фонды.

Европейский фонд развития (с 1958 г.) был создан для выработки позиции Европейского сообщества по отношению к ассоциированным с ним развивающимся странам. Ресурсы фонда формируются за счет взносов стран ЕС. Предоставляются в основном субсидии и льготные долгосрочные кредиты под низкие проценты.

В 1962 г. был учрежден Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства в целях улучшения условий для развития сельского хозяйства в странах ЕЭС. В рамках программ, поддерживаемых фондом, осуществляются проекты модернизации сельского хозяйства, выплачиваются различные компенсации и субсидии фермерам, в частности экспортные субсидии. В начале 90-х гг. объем ежегодных финансовых обязательств фонда находился на уровне 2 млрд ЭКЮ.

С 1975 г. началась деятельность Европейского фонда регионального развития, созданного для кредитования мероприятий с целью выравнивания региональных диспропорций. Первоначально финансовые ресурсы фонда использовались в соответствии с системой страновых квот. В середине 80-х гг. порядок использования ресурсов был изменен: до 15% средств стало выделяться на программы, осуществляемые по инициативе Комиссии Европейских сообществ и имеющие наднациональный характер. При этом соответствующие государства - члены ЕЭС имели право вето в отношении указанных программ. Были также установлены верхние и нижние пределы страновых квот. В начале 90-х гг. ежегодные выплаты из ресурсов фонда составляли около 4,5-5 млрд ЭКЮ.

С 1960 г. осуществляет программы Европейский социальный фонд, образованный для улучшения возможностей занятости населения. С этой целью фонд выделяет ресурсы для организации программ переподготовки и повышения мобильности трудовых ресурсов. В середине 80-х гг. фонд стал уделять большее внимание вопросам трудоустройства молодежи. Ухудшение перспектив занятости в странах ЕЭС вызвало повышенный спрос на ресурсы фонда. Хотя с 1986 г. действуют более строгие критерии отбора проектов, тем не менее фонд постоянно ощущал нехватку средств: в конце 80-х гг. объем ресурсов по заявкам превышал имеющиеся в фонде средства более чем на три четверти. Выплаты из ресурсов фонда в начале 90-х гг. превышали 3 млрд ЭКЮ.

В соответствии с Единым европейским актом (1987 г.) были проведены реформы структурных фондов, вступившие в силу с 1 января 1989 г., предусматривающие более четкие критерии отбора проектов и усиление внимания к менее развитым регионам ЕЭС. К середине 90-х гг. намечалось удвоение выделяемых фондам ресурсов.

В валютной сфере с 1973 г. действовал Европейский фонд валютного сотрудничества, в 1994 г. уступивший место Европейскому валютному институту, на который возложена задача подготовки перехода к заключительному этапу создания экономического и валютного союза.

В рамках Ломейских конвенций создан ряд структур, деятельность которых призвана стимулировать инвестиции в государствах, подписавших Ломейские конвенции (4-я конвенция вступила в силу 1 ноября 1991 г. и охватывает период с 1990 по 1999 г.), а также предоставлять этим странам более широкие возможности для получения информации, экспертных заключений, в том числе в сфере сельского хозяйства. К этим структурам относятся, в частности, Центр по развитию промышленности и Технический центр по развитию сельскохозяйственной кооперации.

 

Европейский союз и Россия

 

Многие исследователи, в том числе западные, признают, что экономическое положение России становится все более стабильным, чему свидетельствуют большинство показателей. В 2000г. Россия вышла из дефицита бюджета, впервые за многие годы. С 1997г. Российская экономика быстро поднялась, несмотря на то, что темп роста снижался с годами. Например, темп роста, измеряемый в валовом внутреннем продукте (ВВП) в 2003г. составил 6,4 %. Рост немного замедлился, но постепенно укрепляется и в 2004 году Особенно это заметно в сравнении с развитием стран ЕС за тот же период. Продолжающееся замедление экономического роста ожидается и в следующем году. Еще один важный макроэкономический показатель, уровень инфляции, в 2000 - 2004гг. снижается. В 2005 году изменение потребительских цен ожидается около 9-11%. Одним из направлений долгосрочного роста России, может быть ориентация на европейские государства, с целью достижения уровня стран ЕС в экономическом развитии. Для этого экономике стран ЕС и их партнерам необходимо так же следовать тем же циклам развития, которые являются главным условием стабильности в отношениях России и стран ЕС.

Между экономиками стран ЕС и Россией существуют тесные связи. Среди основных товаров российского экспорта в ЕС - нефть и нефтепродукты (14,1% всего европейского импорта), продовольственные товары (2,2%), химическая продукция (2,6%), машинно-техническая продукция (0,1%), транспортные средства (0,2%), текстильные товары (0,4%).

ЕС поставляет в Россию машины и оборудование (2,7% российского импорта), продукты питания (7,7%), транспортные средства (1,4%), химические товары (2,4%), текстильные товары и одежду (3,1%). До 1 мая 2004 года торговый оборот России со странами ЕС составлял 30 процентов, а после его расширения он возрастет до 50-ти процентов.

Поставки из России в ЕС изделий из стали регулируются двумя соглашениями, заключенными в 1997 году, - Соглашением о торговле некоторыми изделиями из стали номенклатуры Европейского объединения угля и стали (устанавливающего ежегодные количественные лимиты для поставок в ЕС некоторых видов листового и сортового проката) и Соглашением (в форме обмена письмами) о введении двойного контроля без количественных ограничений в отношении трансформаторной стали, динамной стали и холоднокатаной ленты, не подпадающих под номенклатуру ЕОУС.

Действие указанных соглашений позволило обеспечить России позиции крупнейшего поставщика стали в ЕС (16% общего импорта ЕС, в том числе порядка 45% по полуфабрикатам, 10% - по листовому, сортовому прокату и трубам) и освободить от количественных ограничений около 90% российского стального экспорта в Сообщество.

Кроме того, эти соглашения позволяют избегать введения жестких антидемпинговых мер в отношении российской стали, в отличие, например, от США. На этой правовой базе удается сохранять продажи российской стали в ЕС на уровне порядка 150 миллионов евро в год.

Торговля с ЕС характеризуется традиционно положительным сальдо торгового баланса России.

Экономическое взаимодействие между ЕС и Россией имеет свою историю. Начало ее может быть отнесено к 1989 году, когда было заключено первое соглашение с ЕС - "О торговле и экономическом и коммерческом сотрудничества", которое положило начало полнокровному сотрудничеству между ЕС и Советским Союзом. Торгово-экономическое соглашение между ЕС и СССР было заключено сроком на 10 лет. Одним из его участников стал Евратом, поскольку у ЕС была большая заинтересованность в ядерных исследованиях и ядерной безопасности.

В соответствии с соглашением ЕС в основном отменил с 1 августа 1991 года специфические количественные ограничения советского экспорта в Сообщество, оставив их лишь на некоторые особо чувствительные товары (стальные изделия, текстиль и тому подобное). В ответ СССР ввел недискриминационный режим для товаров из ЕС в том, что касалось квотирования и лицензирования. Соглашение предусматривало реализацию товаров по рыночным ценам и содержало защитную оговорку.

В настоящее время отношения России и Европейского союза (ЕС) переживают сложный период своей истории. Главной причиной возникающих сложностей является неготовность ЕС выстраивать отношения с Россией как с равноправным стратегическим партнером, последовательно реализующим собственные внешнеполитические задачи и интересы. С другой стороны, Россия так

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...