Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Единая европейская валюта евро




 

Новый этап в развитии западноевропейской интеграции - программа создания валютного и экономического союза, разработанная комитетом Ж. Делора в апреле 1989 года.

План “Делора” предусматривал создание общего рынка, поощрение конкуренции в ЕС, координацию экономической, бюджетной, налоговой политики в целях сдерживания инфляции, стабилизации цен и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета и совершенствования методов покрытия.

На основе “плана Делора” к декабрю 1991 года был выработан Маастрихтский договор о Европейском союзе, предусматривающий поэтапное формирование валютно-экономического союза.

Первый этап фактически начался в июле 1990 года одновременно с полной отменой валютных ограничений по движению капиталов в ЕС. Основное внимание уделено сближению уровней экономического развития, снижению темпов инфляции и сокращению бюджетного дефицита.

Второй начался с января 1994 года созданием Европейского валютного института во Франкфурте-на-Майне в составе управляющих центральными банками стран-членов. Целью создания Европейского валютного института была подготовка к организации Европейской системы центральных банков и эмиссии банкнот ЭКЮ.

Европейский совет, проходивший в декабре 1995 года в Мадриде, подтвердил решение о введении единой европейской валюты с 1 января 1999 года, что станет третьим заключительным этапом. Участники совета решили отказаться от названия “ЭКЮ”, приняв вместо него евро. По замыслам совета евро станет не параллельной, наднациональной валютой каковой является ЭКЮ, а именно единой, общей для всех членов Евросоюза валютой, которая окончательно заменит марки, фунты, франки...

Для введения единой европейской валюты страны Европейского союза должны удовлетворять следующим критериям:

1. Уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 % средний уровень трех стран-членов ЕС с наиболее низким уровнем инфляции.

2. Государственная задолженность должна составлять менее 60 % от ВНП.

3. Государственный дефицит должен составлять менее 3 % от ВНП.

4. На протяжении по меньшей мере двух лет должны соблюдаться пределы колебаний валютного курса, предусмотренные механизмом обменных курсов, без девальвации по отношению к валюте других стран-членов ЕС.

5. Долгосрочные процентные ставки не должны превышать более чем на 2 % средний показатель для трех стран с наиболее низким уровнем инфляции.

 

Условия действительно жесткие, но без их выполнения переходить на единую валюту бесполезно, ибо возможна перекачка национального богатства из более развитых стран в менее процветающие, за чем последует обесценивание и в перспективе - угроза полного краха как собственно валюты, так и экономической системы союза в целом.

Технический переход был предусмотрен в три этапа. На первом, с 1 января 1999 года по 1 января 2002 года, на евро переводились безналичные взаиморасчеты банков и корпораций, происходил пересчет кредитов и вкладов, долгосрочных финансовых обязательств. В этот период вводился фиксированный курс обмена валют стран-участниц союза. На втором этапе - первое полугодие 2002 года - в наличном обращении появились банкноты евро и разменные монеты. В это время прежние национальные деньги обращались параллельно с евро, но шел постепенный их обмен и выведение из обращения.

После 1 июля 2002 года, на третьем этапе, единственным законным платежным средством в федерации европейских государств осталось только евро.

Эмиссия и контроль за обращением наличных евро - ответственность Европейского центрального банка.

Цель общей валюты: создание зоны экономической стабильности, облегчение обменов и согласование экономических политик, создание противовеса влиянию США, так как доллар использовался в конце ХХ в. в 60 % мировых торговых операций, притом что ВНП США составлял 20 % мирового ВНП.

Отношение США и Японии к созданию Европейского валютного союза первоначально охарактеризовалось как скептическое. «Большинство американских бизнесменов ничего не слышали о ЕВС, а те, кто узнал о нем, не придали значения. Даже среди интеллектуальной банковской элиты ЕВС (по-английски: EMU) чаще ассоциировался с той большой птицей, которая водится в Австралии, нежели с валютным союзом». В целом, сомнения относительно целесообразности валютного союза были велики даже внутри стран-членов ЕС.

Однако политическое руководство ведущих держав Европы было твердо настроено на “дожимание” оппозиционеров и перелом в отношении общественности к единой валюте.

C 1 января 2002 года 12 европейских государств окончательно отказываются от использования своих национальных валют и переходят на общую валюту – евро.

Общую валюту вводят 12 стран-членов Европейского Союза:

Ø Бельгия

Ø Германия

Ø Греция

Ø Испания

Ø Франция

Ø Ирландия

Ø Италия

Ø Люксембург

Ø Нидерланды

Ø Австрия

Ø Португалия

Ø Финляндия

(Дания, Швеция и Великобритания являются членами Европейского Союза, но в настоящее время не участвуют во введении общей валюты).

(Дания участвует в Механизме Валютного Курса II (ERM II). Это означает, что датская крона привязана к евро, но валютный курс не фиксирован).

Всего за несколько дней более 14 миллиардов банкнот евро и 50 миллиардов монет евро заменят почти такое же количество национальных банкнот и монет. Эти перемены затронут более 300 миллионов людей. Никогда еще подобные операции не проводились в таком масштабе.

 

v В срок не позднее 28 февраля 2002 года (более ранние сроки установлены только для Франции, Ирландии и Великобритании) национальные валюты могут использоваться для наличных расчетов.

Примечание: В целях ускорения процесса изъятия из оборота старых национальных валют, предприятия розничной торговли будут принимать старые валюты, а давать сдачу в евро.

v В срок до 31 марта 2002 года в пунктах, определенных центральными банками 12 государств евро-зоны, обмен банкнот любого государства евро-зоны на евро можно производится без комиссии.

v В срок не позднее 31 декабря 2002 года, банкноты любого государства евро-зоны могут быть обменены в банках этого государства.

В срок не позднее 28 февраля 2002 года, данная услуга в основе своей будет бесплатной для клиентов банков. Для лиц, не являющихся клиентами банков, на протяжении этого же короткого периода времени, в большинстве случаев бесплатному обмену будут подлежать только незначительные суммы индивидуальных сбережений (за исключение Германии, где с лиц, не являющихся клиентами банков, будет взиматься плата за проведение обменной операции).

v В срок не позднее не позднее конца 2012 года, государственные центральные банки будут бесплатно обменивать национальные банкноты в евро. Монеты национальных валют будут обмениваться бесплатно, по крайней мере, до конца 2002 года. В большинстве государств сроки, отведенные для обмена, более продолжительны или же не ограничены.

В первый день 2002 года в двенадцати странах, входящих в Европейский Союз, (Австрия, Германия, Ирландия, Люксембург, Финляндия, Бельгия, Греция, Испания, Нидерланды, Франция, Италия, Португалия) произошло знаменательное и уникальное событие. С боем курантов немецкая марка, французский франк, итальянская лира и еще девять других национальных валют уступили свое место новым деньгам - евро.

 


Рисунок 2 - Схема перехода на единую валюту

 

Введение единой валюты потребовало создания новой системы расчетов, основанной на ЕСЦБ. Наличие системы реального времени и завершение операций в конце дня дают возможность получать денежные средства сразу по совершении платежа. Режим реального времени поддерживается всеми участниками Европейского валютного союза и обеспечивает возможность почти моментальных расчетов в любой стране-члене.

Платеж в такой системе может быть совершен только при наличии необходимых средств на расчетном (корреспондентском) счете в Центральном банке. Если денежные средства доступны, операция производится немедленно — в реальном времени. При недостатке средств на счете операция вносится в очередь, до поступления необходимой суммы. Такой механизм получил название Системы валовых расчетов в реальном времени (Real Time Gross Settlements — RTGS).

Клиринг и расчеты, использующие национальные RTGS, возможны на всей территории зоны евро. Все RTGS связаны между собой через механизм TARGET и создают общеевропейскую систему расчетов в евро. Эта система проводит операции по одной, каждый платеж безотзывный. Все сделки проводятся только в единой валюте – евро. Платеж коммерческого банка из какой-либо страны проходит через RTGS этой страны и затем по каналам связи системы TARGET передается в RTGS принимающей страны, откуда попадает в принимающий банк и в национальную систему расчетов. Доступ в TARGET открыт только через RTGS, и все платежи контролируются ЕЦБ.

Традиционные механизмы корреспондентских отношений, чьим важным отличием является возможность проводить сделки не только в евро, но также во всех национальных валютах стран-членов, продолжают действовать параллельно с RTGS и служат мостом к национальным системам расчетов.

Рисунок 3 - Схема перехода на единую валюту

Наряду с системой европейских центральных банков банки могут использовать и коммерческие клиринговые системы. Единственной наднациональной клиринговой системой в Европе является Банковская ассоциация евро (ЕВА) – система нетто-расчетов, созданная пятьюдесятью коммерческими банками. Расчеты внутри ЕВА проводятся через ЕЦБ. Каждый банк, участвующий в ЕВА, устанавливает лимиты обмена с другими банками и предоставляет обеспечение по сделкам, что гарантирует системе полное завершение расчетов на конец дня. ЕВА выполняет только евро-номинированные операции.

Великобритания, не желающая пока делиться своей независимостью с другими, а также Дания и Швеция занимают выжидательную позицию. Если все будет достаточно гладко и у этих стран появиться желание влиться в единое валютное пространство, они смогут это сделать в будущем.

 

Название единой европейской валюты окончательно определилось только в декабре 1995 года. На протяжении длительного периода времени общую евровалюту называли ЭКЮ. Это нашло отражение и в официальных документах. Выдвигались предложения называть единую валюту по-разному в разных странах - евро-франк, евро-марка, евро-песета... Предлагались и новые названия, например, франкен, флорин. Но, в конце концов, остановились на евро. Большинству это название не очень-то импонировало, но оно отвечало главным, предъявляемым к общей валюте, требованиям: оно удобно в произнесении для любого европейца и несет идею “всеевропейскости”.

Через год после выбора названия единой европейской валюты определился и дизайн будущих банкнот. Сложнейший конкурс в несколько туров выиграл дизайнер Австрийского центрального банка Роберт Калина. Среди основных элементов изображения - ведущие сквозь столетия мосты и арки, которые символизируют процесс объединения Европы.

15 июля 1997 года Европейский валютный институт представил во Франкфурте-на-Майне официальный символ единой европейской валюты евро - полукруг с двумя горизонтальными параллельными чертами посередине.

Конкурс на дизайн официального символа проводился поэтапно. Символ евро должен был удовлетворять трем простым требованиям: быть легко узнаваемым символом Европы, легко писаться от руки и иметь привлекательный с эстетической точки зрения вид.

На первом этапе из более чем тридцати представленных на конкурс эскизов символа единой европейской валюты было отобрано десять, вынесенных в дальнейшем на рассмотрение широкой публики. На втором этапе конкурса было отобрано два эскиза. И уже из этих двух президент КЕС Жак Сантер и Европейский уполномоченный по евро Ив-Тибо де Сильги окончательно выбрали представленный знак.

Выбранный знак евро внешне схож с написанием греческой буквы “эпсилон” и первой буквой в слове “Европа”. Это приобщает символ к истокам европейской цивилизации. Две пересекающие полукруг параллельные черты, по логике экспертов КЕС, символизируют стабильность евро.

В оборот введены всего семь банкнот (их выпущено 14, 5 миллиардов) номиналом 5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 евро. На одной стороне банкнот изображены окна и ворота, символизирующие европейский дух открытости и сотрудничества. Двенадцать звезд Европейского Союза представляют динамизм и гармонию между европейскими народами. На обратной стороне банкнот изображены мосты, которые символизируют тесное сотрудничество и связь Европы с остальным миром.

Банкноты напечатаны на бумаге особой текстуры, из чистого хлопчатобумажного сырья. Некоторые части на фронтальной стороне банкноты отпечатаны рельефно, и их можно определить на ощупь. Если посмотреть на свет, то становятся видимыми водяные знаки - картинка и достоинство монеты, и защитная нить. В наклонном положении видна металлическая лента, голограмма с символом евро и достоинством банкноты. При ярком свете также в наклонном положении становится видимой флюоресцинирующая нить, которая светится и немного меняет свой цвет. На банкнотах достоинством в 50, 100, 200 и 500 евро есть другие средства защиты, отличных от тех, которыми снабжены банкноты более низкого достоинства. Это металлическая вставка, которая при наклоне превращается в голографическую.

Дизайн монет евро был согласован на заседании Европейского Совета в Амстердаме в июне 1997 года. Одними из первых монеты евро с изображением королевы Беатрикс на лицевой стороне были отчеканены на монетном дворе в городе Утрехте в Нидерландах. Тендер на поставки металла для чеканки монет евро выиграл Китай - Лоянский медный завод в центральной провинции Хэнань. Существует 8 различных номиналов монет: 2 и 1 Евро, 50, 20, 10, 5, 2 и 1 цент. Общая для всех монет лицевая сторона представляет карту Европейского сообщества на фоне поперечных полос и звезд европейского флага. Обратная сторона может различаться в зависимости от того, в какой стране выпущена та или иная монета, и представляет национальную символику страны.

Как ни странно, но в Европе сейчас очень много обращается фальшивых евро, несмотря на очень высокую степень защиты новой валюты. Может быть потому, что все средства защиты видны только с помощью специальных приборов. На глаз и ощупь определить подделку не так-то просто. Поэтому специалисты советуют покупать евро только в соответствующих учреждениях.

Национальные денежные знаки, как правило, служат символом экономической стабильности страны. В связи с этим среди населения европейских стран довольно долго оставался сильным страх перед незнакомыми деньгами. Многие не разделяли, да и по сей день не разделяют уверенности в том, что только единая валюта евро способна обеспечить долговременную стабильность цен на континенте.

Для проведения разъяснительной кампании среди жителей европейских стран была разработана и утверждена ЕС в Брюсселе “Информационная программа для граждан Европы”. На реализацию этого проекта было выделено 50 млн. ЭКЮ (около 100 млн. немецких марок).

Информационная программа должна была донести до граждан Европы 5 важнейших аспектов, целью которых, по замыслу авторов, было убедить людей в преимуществах введения единой европейской валюты.

1. Евро даст новый импульс экономическому росту в Европе.

2. Экономический и валютный союз является необходимым условием функционирования общего европейского рынка.

3. Евро позволит укрепить хозяйственные и торговые позиции Европы на международной арене.

4. В международном плане евро должна быть стабильной валютой.

5. Введение евро заставило правительства стран-членов ЕС перед вступлением в валютный союз привести свою экономическую и финансовую политику в соответствие с более высокими требованиями.

Ранее сотрудничество между странами ЕС затруднялось колебаниями валютных курсов. Риск, связанный с колебаниями, закладывался и в цену продукции, и в процентные ставки кредитов. Введение единой европейской валюты сняло эту проблему. Межстрановый разрыв цен на одни и те же товары резко сократился. В результате их снижения выиграли потребители.

Постоянно меняющиеся курсы обмена валют создавали трудности при расчетах доходов от экспорта. Представим, что заключается сделка между двумя компаниями из разных стран ЕС, в соответствии с которой некая компания во Франции, выпускающая шины, поставляет свою продукцию производителю автомобилей в Германии. Между моментом, когда две фирмы договорились о цене поставляемого товара в марках и подписали контракт, и днем, когда шины будут доставлены заказчику и тот расплатится за них, может пройти немало времени. Допустим, что за этот период курс марки по отношению к франку снизился на 5%. Получив оговоренную контрактом сумму в марках и переведя ее во франки, производитель шин, таким образом, получит на 5% меньше прибыли, чем ожидал. Разумеется, это существенно снижает выгодность сделки, если вообще не ведет к потерям.

Во избежание подобных потерь прежде осуществлялась валютная или, например, золотая привязка, то есть в контракте фиксировались предельные размеры колебания курсов валют относительно друг друга или цена золота в той валюте, в которой заключен контракт. Эти и другие риски, связанные с колебаниями валютных курсов, исчезли с введением единой валюты. Бизнес в пределах стран-членов валютного союза стал аналогичен бизнесу внутри одной страны. Предприниматели перестали бояться биржевых спекуляций на валютных курсах.

Более эффективной стала работа фирм, имеющих большое количество партнеров в разных странах.

Заметно легче стало работать банкам, которые могли забыть об операциях по переводу гульденов во франки и наоборот. Кроме того, снизились потери, связанные с теми же колебаниями валютных курсов.

В результате единая валюта стала более стабильной, чем любая из национальных валют в отдельности. Центральным банкам стран, объединившимся в валютный союз, стало легче удерживать курс евро, чем любой отдельно взятой стране.

Облегчились путешествия внутри Европы: при поездках по странам, использующим единую валюту (от Финляндии до Италии), не приходится обменивать деньги на местную валюту и платить при этом комиссионный сбор банкам. Член Комиссии ЕС, ответственный за введение в обращение единой валюты, Ив-Тибо де Силги любит приводить такой пример. Если кто-нибудь проедет по всем странам ЕС, и каждый раз при пересечении границ будет обменивать свои деньги на местную валюту, к концу поездки плата за обмен у него “съест” почти половину изначальной суммы.

И все же большинство вышеперечисленных мотивов в определенной степени поверхностны. Истинные причины введения евро связаны с глобальными процессами.

Принимая решение о переходе на единую валюту, Европа, прежде всего, стремилась избавиться от доллара, а не от собственных национальных валют. Создание Европейского валютного союза направлено на подрыв монополии США на мировую валюту. “Без единой валюты каждое колебание доллара будет вызывать лихорадку у наших валют, - сказал председатель КЕС г-н Сантер. - Это абсурд, ведь наша экономика, в конце концов, крупнейшая в мире”. До введения евродоллар обслуживал около половины всех совершаемых международных коммерческих операций, хотя доля США в мировой торговле не превышала 20%. Сейчас же, особенно на фоне международной политической деятельности США, доллар быстро теряет свою привлекательность.

Создание зоны единой валюты привело к концентрации производства и капитала, что усилило Европу в борьбе с ее геоэкономическими соперниками. Если бы Европа не преодолела свою географическую и политическую раздробленность, она не смогла бы на равных конкурировать с США и Японией.

Единая валюта должна стимулировать предприятия стран, не входящих в ЕС, торговать с европейскими фирмами. Стратегически важным для выживания европейского мира экономики в 21 веке является, как расширение рынков сбыта, так и получение гарантированного доступа к ресурсам. Это делает необходимым продвижение ЕС на Восток. Создание единого валютного пространства должно послужить магнитом, который сильнее притянет к ЕС экономики Восточной Европы и бывшего СССР.

Одной из фундаментальных причин создания единой европейской валюты является желание сделать Европу более привлекательной для международных источников капитала. Необходима срочная модернизация производственной базы и структурная перестройка экономики, что просто немыслимо без мощного потока инвестиций.

С другой стороны, рассчитывать на приток прямых инвестиций до коренного реформирования входящих в зону евро стран, снижения высоких по международным меркам издержек производства (прежде всего стоимости рабочей силы) вряд ли стоит. Отсюда вытекает другая, возможно, основная идея Европейского валютного союза, ведь перестраивать экономики, делать их более конкурентоспособными в международном масштабе проще, объединив усилия.

Следовательно, кратко преимущества единого валютного союза можно сформулировать следующим образом:

· снижение транзакционных издержек;

· избавление от курсовых рисков;

· ослабление зависимости от доллара.

Единая европейская валюта должна стать стабилизирующим фактором в мировой валютной системе и заслуживающей доверия альтернативой доллару в международной торговле.

Учитывая необходимость достижения наибольшей устойчивости вводимой единой европейской валюты, к возможным участникам валютного союза предъявлялись и предъявляются жесткие требования.

Дестабилизирующее воздействие на новую валюту могут оказывать высокий уровень инфляции и большие государственные долги стран, вошедших и желающих войти в союз. В связи с этим каждый член ЕВС должен следовать жесткой дисциплине, подразумевающей ограничение размеров бюджетного дефицита (разницы между расходами страны и поступлениями от налогов и других источников), а также размеров государственного долга.

Благодаря единой валюте создано единое во многих отношениях экономическое пространство. Для вступления в него и сохранения своего членства в нем страны стремятся достичь необходимого уровня экономического развития и постепенно повышать его.

Государства, перешедшие на использование общей валюты, должны координировать денежную политику и процентные ставки. Им невозможно осуществлять намеренное снижение стоимости валюты с целью сделать экспорт более дешевым и конкурентоспособным.

Маастрихтским договором установлены жесткие требования, или “критерии”, выраженные количественно, в зависимости, от достижения которых в ЕС принимались, и будут приниматься решения о готовности вступления в валютный союз того или иного государства.

Жесткие требования, предъявляемые к потенциальным участникам, принято называть критериями конвергенции (сближения). К ним относятся следующие условия:

· дефицит бюджета страны не должен превышать 3% ее валового внутреннего продукта (ВВП);

· государственный долг не должен превышать 60% ВВП;

· уровень инфляции в стране не должен превышать 1,5% среднего арифметического соответствующих показателей в трех странах с наименьшей в ЕС инфляцией. Инфляция измеряется с помощью индекса цен на потребительские товары на сопоставимой основе, с учетом различий в национальных определениях;

· средняя номинальная величина долгосрочной процентной ставки не должна превышать 2% среднего арифметического соответствующих показателей в трех странах, имеющих наибольшую стабильность цен;

· курс национальной валюты страны должен на данный момент уже в течение двух лет находиться в рамках, предписанных МОК.

Условия действительно жесткие, но без их выполнения, убеждены финансисты, переходить на единую валюту бесполезно, ибо попросту начнется перекачка национального богатства из более развитых стран в менее процветающие, за чем последует обесценивание и в перспективе - угроза полного краха как собственно валюты, так и экономической системы союза в целом.

Выбор среди стран ЕС тех, кто уже стал членом Европейского валютного союза, был сделан в начале 1998 года на основе экономических показателей 1997 года (Таблица 1).

Следует отметить то, что уже тогда была очевидна невозможность того, чтобы все страны-члены ЕС достигли намеченных критериев конвергенции до 2000 года. Самая важная и трудноразрешимая проблема для большинства западноевропейских стран лежала и лежит в области бюджетного дефицита.

Эмиссия и контроль за обращением наличных евро - ответственность Европейского центрального банка. Изначально подготовку к его введению и некоторые функции ЕЦБ выполнял Европейский финансовый институт во Франкфурте.

Причем вышеперечисленные жесткие критерии продолжают действовать, и после введения единой европейской валюты.

 

Таблица 1 - Экономические показатели стран ЕС

 

  Дефицит госбюджета (% ВВП) Государственный долг (% ВВП) Уровень инфляции % Соблюдение пределов колебаний валютных курсов в ЕВС
Пропускной критерий 3,0 60,0 2,7 да
Австрия 2,5 66,1 1,1 да
Бельгия 2,1 122,2 1,4 да
Германия 2,7 61,3 1,4 да
Ирландия -0,9 66,3 1,2 да
Испания 2,6 68,8 1,8 да
Италия 2,7 121,6 1,8 да
Люксембург -1,7 6,7 1,4 да
Нидерланды 1,4 72,1 1,8 да
Португалия 2,5 62,0 1,8 да
Финляндия 0,9 55,8 1,3 да
Франция 3,0 58,0 1,2 да

 

Предполагается, что нарушители этих требований в том случае, если не примут срочных мер, таких как ужесточение налогообложения и сокращение государственных расходов для снижения дефицита бюджета, будут подвергаться штрафным санкциям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...