Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 12. Психология мотивации




Содержание

Предисловие................................................................................................. 6

Тема 12. Психология мотивации

1. Общее представление о мотивации

Нюттен Ж. Явление мотивации................................................................ 18

Стагнер Р., Карвозский Т. Мотивация поведения.................................... 21

Браун У., Гилхаузен X. Желание и потребность...................................... 24

2. Проблема базовой мотивации. Различные стратегии
ее выделения. Развитие мотивации

Хекхаузен X. Классификация мотивов на основе инстинктов:

Уильям Мак-Дауголл..................................................................... 26

Холл К., Линдсей Г. [Классификация потребностей Г. Меррея]............... 32

Олпорт Г. Трансформация мотивов......................................................... 42

3. Примеры исследований базовой мотивации
отдельных видов деятельности

Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Мотивация................................. 76

Нюттен Ж. [Познавательная и социальная мотивации]........................ 112

Хекхаузен X. [Исследования мотивов аффиляции, власти,

помощи и агрессии]....................................................................... 127

4. Ситуативная мотивация. Ее исследования
в школе К. Левина

Левин К. Намерение, воля и потребность................................................ 169

Зейгарник Б. Запоминание законченных

и незаконченных действий........................................................... 209

5. Уровень притязаний и мотивация достижения

Левин К.,Дембо Т., Фестингер Л., Сире Р. Уровень притязаний........... 235

Нюттен Ж. Процесс формирования цели.............................................. 239

Хекхаузен X. Измерение мотивации достижения..................................... 245


Содержание

6. Оптимум мотивации. Закон ЙерксаДодсона.
Проблема внешней и внутренней мотивации

Готтсданкер Р. [Закон Йеркса-Додсона: исследование научения

и определение оптимального уровня его стимуляции].............. 248

Фресс П. Оптимум мотивации................................................................. 254

Хекхаузен X. [Внутренняя и внешняя мотивации]................................... 260

Макалатия А.Г. Опыт аутотелической деятельности............................ 264

7. Мотивация и личность. Защитные механизмы личности

Хьелл Л., Зиглер Д. [Механизмы защиты]............................................... 279

Мамардашвили М.К. [Об искусстве осмысления апории].................... 286

 


Психология мотивации

Основные проблемы психологии мотивации. Потребнос­ти как основа мотивационных процессов. Виды потребностей и их эволюция. Физиология и психология потребностей. Виды мотивов и основные критерии их классификации. Строение потребностно-мотивационной сферы и проблема ее уровней. Общее представление о базовой мотивации и механизмах ее преобразования. Различие стратегий выделения первичных источников побуждения. Мотивация и деятельность. Постоян­ная и ситуативная мотивация. Факторы, определяющие актуа­лизацию и побуждающую силу мотивов. Уровень притязаний и его исследование. Мотивация достижения и модель приня­тия риска. Оптимум мотивации и продуктивность деятельно­сти. Проблема внешней и внутренней мотивации. Мотивация и личность. Соподчинение мотивов, его роль в становлении и развитии личности. Мотивационные конфликты, их исследо­вание и возможные способы разрешения. Защитные механиз­мы личности в классическом психоанализе и гештальттерапии.

Вопросы к семинарским занятиям:

О Общее представление о мотивации.

© Проблема базовой мотивации. Различные стратегии ее выделения. Развитие мотивации.

© Примеры исследований базовой мотивации отдельных видов дея­тельности.

О Ситуативная мотивация. Ее исследования в школе К. Левина.

© Уровень притязаний и мотивация достижения.

© Оптимум мотивации. Закон Йеркса—Додсона. Проблема внешней и внутренней мотивации.

© Мотивация и личность. Защитные механизмы личности.

2 Зак. 1662


О Общее представление о мотивации

Ж. Нюпен ЯВЛЕНИЕ МОТИВАЦИИ1

А) Очевидно, что в схеме «стимул — реакция», в соответствии с кото­рой в экспериментальной психологии описывается поведение организма, проблеме мотивации отводится скромное место. Напротив, в обыденной жизни принято считать, что поведение человека направляется и определя­ется планом и стремлением реализовать этот план или достичь какого-нибудь объекта-цели. Эта вторая схема соответствует, вероятно, также и психической реальности и имеет поэтому научное значение. В то время, как первая схема берет в качестве модели элементарную рефлекторную реак­цию, объектом второй является сложное человеческое поведение. Можно заметить, однако, что усилие или стремление достичь какой-то цели выра­жается во множестве действий, в той или иной степени подчиненных этой цели. Действительно, не следует забывать, что то, что в классических опы­тах по выработке условных реакций, как и в психологии поведения вооб­ще, принято называть стимулом (безусловным), для животного в реальной жизни представляет собой конечную цель длительной поисковой активно­сти. В лабораторных условиях экспериментатор рассматривает пищу как стимул, действующий на вкусовой орган животного, и изучает вызываемую им физиологическую секрецию, но для того, кто наблюдает поведение жи­вотного в естественных условиях, пища представляет собой объект-цель продолжительной мотивированной деятельности. Различные значения, ко­торые можно, таким образом, придавать термину «стимул», делают пробле­му мотивации еще более сложной. Наша задача упростится, если помимо схемы образования условных связей и теории «стимул—реакция» читатель будет помнить о том, что поведение — это еще и поиск отсутствующих или еще не существующих ситуаций или предметов. На этом и основывается, по сути дела, точка зрения той группы психологов, для которых мотивация является ключом к объяснению и пониманию поведения человека.

1 Экспериментальная психология / Ред.-сост. П.Фресс, Ж.Пиаже. М.: Прогресс, 1975. Вып. 5. С. 18—20.


НюттенЖ. Явление мотивации 19

Б) Какие же аспекты поведения связаны с мотивацией? Ответ на этот вопрос можно сформулировать следующим образом. Организм или индивид характеризуют предпочтительные или избирательные отноше­ния к окружающим объектам или ситуациям. При наличии определен­ного числа объектов некоторые из них оказываются желаемыми или предпочитаемыми, тогда как другие отвергаются; при отсутствии неко­торых объектов или ситуаций ощущается потребность в них, их ищут и добиваются, другие же объекты и ситуации вызывают у индивида опа­сение. Такая ориентация выражается в том, что данное поведение будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнут объект, относящийся к строго определенной категории; этот объект явится, таким образом, за­вершением — временным или окончательным — деятельности субъек­та. Именно такая избирательная ориентация на предпочитаемый или ис­комый объект придает поведению характерную для него направленность и организацию. Иногда необходимый организму объект неизвестен само­му индивиду, в других случаях врожденные или приобретенные поведен­ческие связи направляют его непосредственно к желаемому объекту. Следует добавить, что для человека более или менее продолжительный поиск отсутствующего или еще не существующего объекта-цели имеет важное значение. Его познавательные способности и воображение позво­ляют ему воссоздавать отсутствующие объекты посредством предвосхи­щения или компенсации. Поэтому в некоторых исследованиях мотива­ции человека большое значение придается изучению продуктов вообра­жения. <...>

Такая активная длительная и избирательная направленность пове­дения составляет сущность явления, определяемого как мотивация; кон­кретная форма этого явления зависит от типа поведения (например, врож­денное или приобретенное) и уровня развития организма. Эта концепция предполагает, что мотивация является одновременно источником актив­ности и направленности поведения; точнее, согласно этой концепции, по­ведение понимается как направленная активность. Эти два аспекта — динамический аспект и аспект направленности — часто отделяются друг от друга при изучении мотивации, в чем нам представится возможность убедиться при рассмотрении связи между общей активностью организма и процессом научения, с одной стороны, и мотивацией — с другой.

В) Для того чтобы лучше очертить сферу мотивации, иногда вслед за Вудвортсом1 различают «механизмы» поведения и факторы, от которых зависит приведение их в действие. Первая проблема — это проблема как осуществляется поведение, вторая — почему человек или животное посту­пает или действует так или иначе. Изучение мотивации относится именно ко второй проблеме. В этой связи говорят о мотивах, побуждениях, импуль­сах, тенденциях и потребностях, а некоторые авторы прибегают к поня-

1 См.: Woodworth R.S. Dinamic psychology. N.Y.: Columbia Univ. Press, 1918. P. 36—37.


20 Тема 12. Психология мотивации

тиям напряжения, силы и даже энергии. Конечно, неправильно было бы употреблять два последних термина в том смысле, какой они имеют в ме­ханике или физике. В психологии часто вообще не различают эти два по­нятия — сила и энергия. Старая физикалистская концепция, оправдываю­щая, по мнению некоторых психологов, употребление этих терминов при изучении поведения, утверждает, что психология, как и физика, ставит сво­ей целью объяснить переход от стадии покоя к стадии действия или от одной формы «движения» к другой (сила); в результате часто говорят о некоей способности производить работу (энергия). Именно по этой причине возражения, иногда очень убедительные, против употребления в психологии этих терминов1 не достигнут свой цели, пока психологи будут убеждены в тождественности этих выражений.

1 См.: London I.D. Psychologists misuse of the auxilliary concepts of physics and mathematics // Psychol. Rev. 1944. 51. P. 266-291; Wiener N. Some maxims for biologists and psychologists // Dialectica. 1950. 4. P. 186-191.


Р. Стагнер, Т. Карвозский

МОТИВАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ1

Поведение человека динамично. Мы действуем в результате давле­ния потребностей и импульсов. Поиски пищи, безопасности, следование высоким идеалам служат примерами мотивационной природы любой зна­чимой деятельности человека. Динамичен и его сознательный опыт. Моти­вы влияют на то, что именно мы видим, и что при этом чувствуем, на раз­витие наших идей и на мнения, которых мы придерживаемся. Решение проблем, сновидения и творческое воображение также отвечают каким-то потребностям. Полное понимание мотивации человека необходимо для по­лучения ясной картины психических процессов, как наших собственных, так и происходящих в других, окружающих нас людях.

Мобилизация энергии является в своей основе процессом химическим, метаболическим или физиологическим. Его нельзя наблюдать непосред­ственно. Но в случаях, когда человек прилагает неимоверные усилия, чтобы выбраться из горящего здания или, несмотря на усталость, заставляет себя бороться с врагом, мобилизация энергии, необходимая для достижения цели, становится очевидной. То же явление, хотя и не в столь драматичной степе­ни, мы обнаруживаем в попытках студента успешно учиться, и в честолюби­вом движении бизнесмена к вершинам престижа, богатства и власти.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...