Тема 12. Психология мотивации
Стр 1 из 41Следующая ⇒ Содержание Предисловие................................................................................................. 6 Тема 12. Психология мотивации 1. Общее представление о мотивации Нюттен Ж. Явление мотивации................................................................ 18 Стагнер Р., Карвозский Т. Мотивация поведения.................................... 21 Браун У., Гилхаузен X. Желание и потребность...................................... 24 2. Проблема базовой мотивации. Различные стратегии Хекхаузен X. Классификация мотивов на основе инстинктов: Уильям Мак-Дауголл..................................................................... 26 Холл К., Линдсей Г. [Классификация потребностей Г. Меррея]............... 32 Олпорт Г. Трансформация мотивов......................................................... 42 3. Примеры исследований базовой мотивации Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Мотивация................................. 76 Нюттен Ж. [Познавательная и социальная мотивации]........................ 112 Хекхаузен X. [Исследования мотивов аффиляции, власти, помощи и агрессии]....................................................................... 127 4. Ситуативная мотивация. Ее исследования Левин К. Намерение, воля и потребность................................................ 169 Зейгарник Б. Запоминание законченных и незаконченных действий........................................................... 209 5. Уровень притязаний и мотивация достижения Левин К.,Дембо Т., Фестингер Л., Сире Р. Уровень притязаний........... 235 Нюттен Ж. Процесс формирования цели.............................................. 239 Хекхаузен X. Измерение мотивации достижения..................................... 245 Содержание 6. Оптимум мотивации. Закон Йеркса — Додсона. Готтсданкер Р. [Закон Йеркса-Додсона: исследование научения
и определение оптимального уровня его стимуляции].............. 248 Фресс П. Оптимум мотивации................................................................. 254 Хекхаузен X. [Внутренняя и внешняя мотивации]................................... 260 Макалатия А.Г. Опыт аутотелической деятельности............................ 264 7. Мотивация и личность. Защитные механизмы личности Хьелл Л., Зиглер Д. [Механизмы защиты]............................................... 279 Мамардашвили М.К. [Об искусстве осмысления апории].................... 286
Психология мотивации Основные проблемы психологии мотивации. Потребности как основа мотивационных процессов. Виды потребностей и их эволюция. Физиология и психология потребностей. Виды мотивов и основные критерии их классификации. Строение потребностно-мотивационной сферы и проблема ее уровней. Общее представление о базовой мотивации и механизмах ее преобразования. Различие стратегий выделения первичных источников побуждения. Мотивация и деятельность. Постоянная и ситуативная мотивация. Факторы, определяющие актуализацию и побуждающую силу мотивов. Уровень притязаний и его исследование. Мотивация достижения и модель принятия риска. Оптимум мотивации и продуктивность деятельности. Проблема внешней и внутренней мотивации. Мотивация и личность. Соподчинение мотивов, его роль в становлении и развитии личности. Мотивационные конфликты, их исследование и возможные способы разрешения. Защитные механизмы личности в классическом психоанализе и гештальттерапии. Вопросы к семинарским занятиям: О Общее представление о мотивации. © Проблема базовой мотивации. Различные стратегии ее выделения. Развитие мотивации. © Примеры исследований базовой мотивации отдельных видов деятельности. О Ситуативная мотивация. Ее исследования в школе К. Левина. © Уровень притязаний и мотивация достижения. © Оптимум мотивации. Закон Йеркса—Додсона. Проблема внешней и внутренней мотивации.
© Мотивация и личность. Защитные механизмы личности. 2 Зак. 1662 О Общее представление о мотивации Ж. Нюпен ЯВЛЕНИЕ МОТИВАЦИИ1 А) Очевидно, что в схеме «стимул — реакция», в соответствии с которой в экспериментальной психологии описывается поведение организма, проблеме мотивации отводится скромное место. Напротив, в обыденной жизни принято считать, что поведение человека направляется и определяется планом и стремлением реализовать этот план или достичь какого-нибудь объекта-цели. Эта вторая схема соответствует, вероятно, также и психической реальности и имеет поэтому научное значение. В то время, как первая схема берет в качестве модели элементарную рефлекторную реакцию, объектом второй является сложное человеческое поведение. Можно заметить, однако, что усилие или стремление достичь какой-то цели выражается во множестве действий, в той или иной степени подчиненных этой цели. Действительно, не следует забывать, что то, что в классических опытах по выработке условных реакций, как и в психологии поведения вообще, принято называть стимулом (безусловным), для животного в реальной жизни представляет собой конечную цель длительной поисковой активности. В лабораторных условиях экспериментатор рассматривает пищу как стимул, действующий на вкусовой орган животного, и изучает вызываемую им физиологическую секрецию, но для того, кто наблюдает поведение животного в естественных условиях, пища представляет собой объект-цель продолжительной мотивированной деятельности. Различные значения, которые можно, таким образом, придавать термину «стимул», делают проблему мотивации еще более сложной. Наша задача упростится, если помимо схемы образования условных связей и теории «стимул—реакция» читатель будет помнить о том, что поведение — это еще и поиск отсутствующих или еще не существующих ситуаций или предметов. На этом и основывается, по сути дела, точка зрения той группы психологов, для которых мотивация является ключом к объяснению и пониманию поведения человека. 1 Экспериментальная психология / Ред.-сост. П.Фресс, Ж.Пиаже. М.: Прогресс, 1975. Вып. 5. С. 18—20. НюттенЖ. Явление мотивации 19 Б) Какие же аспекты поведения связаны с мотивацией? Ответ на этот вопрос можно сформулировать следующим образом. Организм или индивид характеризуют предпочтительные или избирательные отношения к окружающим объектам или ситуациям. При наличии определенного числа объектов некоторые из них оказываются желаемыми или предпочитаемыми, тогда как другие отвергаются; при отсутствии некоторых объектов или ситуаций ощущается потребность в них, их ищут и добиваются, другие же объекты и ситуации вызывают у индивида опасение. Такая ориентация выражается в том, что данное поведение будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнут объект, относящийся к строго определенной категории; этот объект явится, таким образом, завершением — временным или окончательным — деятельности субъекта. Именно такая избирательная ориентация на предпочитаемый или искомый объект придает поведению характерную для него направленность и организацию. Иногда необходимый организму объект неизвестен самому индивиду, в других случаях врожденные или приобретенные поведенческие связи направляют его непосредственно к желаемому объекту. Следует добавить, что для человека более или менее продолжительный поиск отсутствующего или еще не существующего объекта-цели имеет важное значение. Его познавательные способности и воображение позволяют ему воссоздавать отсутствующие объекты посредством предвосхищения или компенсации. Поэтому в некоторых исследованиях мотивации человека большое значение придается изучению продуктов воображения. <...>
Такая активная длительная и избирательная направленность поведения составляет сущность явления, определяемого как мотивация; конкретная форма этого явления зависит от типа поведения (например, врожденное или приобретенное) и уровня развития организма. Эта концепция предполагает, что мотивация является одновременно источником активности и направленности поведения; точнее, согласно этой концепции, поведение понимается как направленная активность. Эти два аспекта — динамический аспект и аспект направленности — часто отделяются друг от друга при изучении мотивации, в чем нам представится возможность убедиться при рассмотрении связи между общей активностью организма и процессом научения, с одной стороны, и мотивацией — с другой.
В) Для того чтобы лучше очертить сферу мотивации, иногда вслед за Вудвортсом1 различают «механизмы» поведения и факторы, от которых зависит приведение их в действие. Первая проблема — это проблема как осуществляется поведение, вторая — почему человек или животное поступает или действует так или иначе. Изучение мотивации относится именно ко второй проблеме. В этой связи говорят о мотивах, побуждениях, импульсах, тенденциях и потребностях, а некоторые авторы прибегают к поня- 1 См.: Woodworth R.S. Dinamic psychology. N.Y.: Columbia Univ. Press, 1918. P. 36—37. 20 Тема 12. Психология мотивации тиям напряжения, силы и даже энергии. Конечно, неправильно было бы употреблять два последних термина в том смысле, какой они имеют в механике или физике. В психологии часто вообще не различают эти два понятия — сила и энергия. Старая физикалистская концепция, оправдывающая, по мнению некоторых психологов, употребление этих терминов при изучении поведения, утверждает, что психология, как и физика, ставит своей целью объяснить переход от стадии покоя к стадии действия или от одной формы «движения» к другой (сила); в результате часто говорят о некоей способности производить работу (энергия). Именно по этой причине возражения, иногда очень убедительные, против употребления в психологии этих терминов1 не достигнут свой цели, пока психологи будут убеждены в тождественности этих выражений. 1 См.: London I.D. Psychologists misuse of the auxilliary concepts of physics and mathematics // Psychol. Rev. 1944. 51. P. 266-291; Wiener N. Some maxims for biologists and psychologists // Dialectica. 1950. 4. P. 186-191. Р. Стагнер, Т. Карвозский МОТИВАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ1 Поведение человека динамично. Мы действуем в результате давления потребностей и импульсов. Поиски пищи, безопасности, следование высоким идеалам служат примерами мотивационной природы любой значимой деятельности человека. Динамичен и его сознательный опыт. Мотивы влияют на то, что именно мы видим, и что при этом чувствуем, на развитие наших идей и на мнения, которых мы придерживаемся. Решение проблем, сновидения и творческое воображение также отвечают каким-то потребностям. Полное понимание мотивации человека необходимо для получения ясной картины психических процессов, как наших собственных, так и происходящих в других, окружающих нас людях. Мобилизация энергии является в своей основе процессом химическим, метаболическим или физиологическим. Его нельзя наблюдать непосредственно. Но в случаях, когда человек прилагает неимоверные усилия, чтобы выбраться из горящего здания или, несмотря на усталость, заставляет себя бороться с врагом, мобилизация энергии, необходимая для достижения цели, становится очевидной. То же явление, хотя и не в столь драматичной степени, мы обнаруживаем в попытках студента успешно учиться, и в честолюбивом движении бизнесмена к вершинам престижа, богатства и власти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|