Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Травматические трансформации




Изменения мотивов обычно так постепенны, что нельзя сказать, где исчезает один и появляется другой. Любовь к музыке ради нее самой мо­жет лишь постепенно заменить прилежные занятия; религиозное стремле­ние может медленно развиться из религиозной рутины; забота о других может шаг за шагом сменять детский эгоцентризм. Изменения могут дей­ствовать так же постепенно, как прилив, поднимающий сидящее на мели судно, пока вдруг оно не окажется на плаву.

Но некоторые трансформации происходят внезапно и имеют дале­ко идущие последствия. Жизнь может быть перевернута одним решаю­щим событием: обращение святого Павла или Толстого, итальянское пу­тешествие Гёте, заражение Ницше от проститутки. Такие травматические трансформации составляют особый пример функциональной автономии.

Травматические изменения могут относиться либо к персевератив-ному типу функциональной автономии, либо к проприативному типу. Рассмотрим вкратце оба типа.

Персеверативные травмы. Мы отметили, что мотивы избегания ни­когда не угасают. Обжегшийся ребенок боится огня навсегда. Если страх необычайно глубок и навязчив, мы говорим о фобии. У многих людей есть иррациональные, но неискоренимые страхи такого типа.

Ребенка младше трех лет так ужаснул несущийся локомотив, когда он не­надолго отдалился от матери, что над всей его жизнью господствовал страх потери безопасности. Став взрослым, он мог отдаляться от своего дома не боль­ше чем на несколько кварталов. С возрастом ситуация ухудшалась. В конце концов этот страдалец (он работал учителем) был вынужден проводить заня­тия со студентами колледжа у себя дома1.

1 См.: Leonard W. E. The locomotive God. N. Y.: Appleton-Century-Crofts, 1927. Эта автобиография отличается литературными достоинствами и психологической привлека­тельностью. О персеверативных неврозах у животных см.: Masserman J. H. Behavior and neurosis. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1943.


Олпорт Г. Трансформация мотивов 73

Дэвид Леви, детский психиатр, пишет, что «отягощенные тревогой события, согласно моим записям, часто происходят в течение первых двух лет жизни»1. Дети, которые еще не могут понимать или контролировать свое окружение, находятся во власти пугающих событий. Хирургическая операция, случаи, когда дети «теряются» на улице города, грозовые мол­нии, необдуманные отвергающие действия со стороны родителей, переезд в новое окружение, смерть в семье — все эти и другие специфические события могут раз и навсегда устанавливать фобические тенденции, воз­можно, с любопытными ритуалами безопасности со стороны ребенка. И эти системы могут продолжать существовать годами, иногда всю жизнь. Некоторые психиатры (например, О. Ранк) утверждали, что травма рож­дения — это катастрофическое событие, которое, вероятно, оставляет по­стоянный шрам на каждом смертном. Можно, однако, усомниться, обла­дает ли нервная система при рождении достаточной зрелостью, чтобы надолго запечатлеть событие рождения.

Как бы то ни было, разумно согласиться с Леви в том, что в довербаль-ный период жизни ребенок особенно чувствителен к потрясениям, которые он не может ни понять, ни обсудить, ни рационально пережить. Появление нового малыша с вытекающим отсюда чувством ревности, раннее пережи­вание тяжелой утраты или переход в приемную семью — это все готовые поводы для травматических переживаний.

Когда в возрасте примерно шести лет ребенок покидает домашнее убежище и попадает в обстановку школы и площадки для игр, его ждут новые переживания по поводу собственных неудач и насмешек окруже­ния. Особенно может страдать от беспощадных насмешек других детей хромой ребенок или ребенок с каким-то заметным шрамом (или принад­лежащий к группе меньшинств). Такие травмы имеют длительное влия­ние. Чувствительный ребенок может расти постоянно больным, или у него возникает чувство неполноценности, которое продолжается всю жизнь, даже если он достигает в последующие годы оглушительного успеха. Это все примеры «персеверативной функциональной автономии», вызванной острыми «психологическими ранами», причиненными определенными, поддающимися датировке событиями.

В жизни американского мальчика особенно важен пубертатный период, когда он должен начать двигаться по восходящей лестнице воз­мужания. Он должен преодолеть критический «барьер маменькиного сынка». Быть может, драка на кулаках, состязание по ходьбе, взрослая стрижка или какой-то отважный поступок помогут ему достичь цели. Если это произойдет, то перед ним откроется жизнь «нормального маль­чика». Если барьер не был успешно преодолен, может произойти ради­кальное изменение в жизни, начнут развиваться новые виды компенса­ции, новый образ Я.

1 Levy D. M. On evaluating the «specific event» as a source of anxiety // Anxiety / Ed. by P. H. Hock, J. Zubin. N. Y.: Grune & Stratton, 1^50.


74 Тема 12. Психология мотивации

Вскоре возникают новые требования от группы сверстников, вклю­чая взаимоотношения с противоположным полом. Развиваются религи­озные интересы. Переживания успеха и неудачи, угрызений совести и вины, обращения, детской любви могут быть крайне важны. Это новые миры, которые надо завоевать, экзамены в колледже, которые надо сдать, профессия, которую надо выбрать, средства к существованию, которые надо заработать. На всех этих критических стадиях возможна встреча с травматическим переживанием.

Во взрослые годы шок, вызванный неудачей в бизнесе, болезнью, тяжелой утратой, также может привести к быстрым и глубоким измене­ниям. Однако, как правило, после тридцати лет личность гораздо меньше подвержена внезапным потрясениям, чем до этого возраста. Больше все­го критических и резких перемен происходит в подростковом возрасте.

Не надо думать, что все изменения в жизни отмечены какими-то травмами. Напротив, в большинстве случаев жизнь меняется постепенно, хотя все люди могут указать на живые и впечатляющие эмоциональные переживания. На самом деле, невозможно провести резкую границу меж­ду травматической и постепенной трансформацией.

В одной группе автобиографий, собранных у студентов колледжа, оказалось, что более 10 % описали отчетливо травматические события, внезапно трансформировавшие большую область их личности. На прямой вопрос 48 % заявили, что у них имелись необычные впечатляющие эмо­циональные переживания, но в редких случаях они приводили к внезап­ной переориентации жизни.

Собственные травмы. Как мы отметили, отдельное волнующее со­бытие может создать некоторую доминирующую персеверативную систе­му (фобию, отвращение, ритуал). Но такие события могут также положить начало смещению центра образа Я и тем самым повлиять на эволюцию функционально автономных проприативных состояний. Некоторые трав­мы просто замораживают страхи и ограничивают рост, другие меняют направление развития.

Антрополог Рут Бенедикт рассказывала, что ее отец умер, когда ей было всего лишь два года. Каким-то образом, несмотря на горе, трагическая сцена у гроба отца дала ей впечатление, что мир смерти — мирный и красивый. Поз­же, в возрасте шести лет, она рассматривала свое потайное место в стоге сена как свою «могилу». Она пишет: «...Меня озарило — я поняла, что всегда и без проблем могу быть сама с собой, и что если я никому не расскажу о вещах, которые для меня важны, никто не сможет отнять их у меня. Я думаю, это было фундаментальным знанием, которым я жила до тридцати пяти лет...»1.

Из этих эпизодов двух- и шестилетнего возраста Рут Бенедикт вы­ковала свой стиль жизни на много лет. Следующие два эпизода имеют дело с травматическими переживаниями в школе и колледже.

1 Цит. по: An anthropologist at work / Ed. by M. Mead. N. Y.: Basic Books, 1959. P. 102.


Олпорт Г. Трансформация мотивов 75

Женщина, которой сейчас шестьдесят лет, прослеживает свою неизменную преданность поэзии в значительной степени до эпизода на уроках по Верги­лию в средней школе. Она выполняла обычный перевод, трудный и скучный. Учитель, в сотый раз пытаясь придать смысл задаче, спросил, как отрывок был бы выражен в Библии. К счастью, она уловила ссылку и сказала: «Склони твое ухо к моей мольбе». И именно в этот момент ее буквально озарило нео­быкновенно сильное переживание красоты поэзии. Это чувство к поэзии она пронесла через всю жизнь.

Некий новичок в колледже, пришедший из семьи с низкой культурой, вы­сокомерно презирал всяческую интеллектуальную деятельность. Он был пло­хо подготовлен к колледжу, непривычен к учебе и чудовищно безграмотен. Особые трудности у него были в курсе английского сочинения. Однажды, ког­да преподаватель в очередной раз устало бранил его, мальчик в очередной раз огрызнулся: «Я не люблю английский, никогда не любил и никогда не полюб­лю». Но настойчивый учитель скучающим тоном сказал: «Сейчас я говорю не об английском, а о твоей жизни». Эффект был совершенно ошеломляющим. Удар каким-то образом попал в цель. Парень не только изменил свою манеру поведения, но увлекся предметом, получил высокие оценки, вступил в общество «Фи Бета Каппа» и в конце концов стал учителем английского.

Нет нужды говорить, что принятие и использование таких травма­тических переживаний должно быть как-то подготовлено. Происходит, по-видимому, то, что старые материалы в личности внезапно перегруппи­ровываются и обретают новое значение. Уильям Джеймс говорил об эф­фективных религиозных обращениях как об «изменении центра» жизни. Это понятие хорошо описывает то, что, наверное, происходит во всех слу­чаях травматических трансформаций.

Резюме

В этой длинной главе много о чем говорилось. Утверждалось, что простая гомеостатическая теория мотивации неадекватна. Утверждалось также, что мы не можем понять роль, которую играют взрослые мотивы, просто проследив их назад до их происхождения в детстве. Различия меж­ду юными и взрослыми мотивами громадны.

Явление трансформации мы называем функциональной автономией. Это понятие относится к любой приобретенной системе мотивации, напря­жения в которой отличаются по своей природе от тех, из которых развилась эта приобретенная система.

Некоторые функционально автономные системы являются персеве-ративными, т.е. локальными самоподдерживающимися системами; одна­ко другие имеют отношение к центральным тенденциям жизни и долж­ны рассматриваться в контексте развития проприума, как характеристики самой природы человека. Таким образом, в функциональной автономии участвуют как квазимеханические, так и проприативные функции. Боль­шинство трансформаций происходит постепенно, но некоторые внезапны и травматичны.


Примеры исследований базовой мотивации отдельных видов деятельности

Г. Глейтман,

А. Фридлунд, Д. Райсберг

МОТИВАЦИЯ1

Гомеостаз

Декартовский взгляд на поведение был сосредоточен на факторах внешней среды: стимулах, которые воздействуют на наши органы чувств, и реакциях, которые развиваются в наших мышцах. Спустя примерно 200 лет после Декарта другой француз, психолог Клод Бернар (1813—1878), обра­тил внимание на то, что любой организм имеет не только внешнюю сре­ду, но также и внутреннюю — организм обладает собственной жидкой средой. Как отмечал Бернар, даже при значительных колебаниях пара­метров внешней среды эта жидкая среда остается устойчивой и постоян­ной — в концентрации солей, уровне кислорода в крови, количестве пи­тательных веществ типа глюкозы, уровне рН (кислотности). Кроме того, многие животные (включая всех птиц и млекопитающих) сохраняют от­носительно постоянную температуру тела.

В здоровом организме значения всех этих показателей колеблются в очень небольших пределах. И, разумеется, они должны оставаться в этих пределах, потому что иначе организм подвергнется серьезной опасности. У здорового человека, например, минимальная концентрация глюкозы в крови должна составлять 75—140 мг на 100 см3. Уменьшение концентра­ции глюкозы ниже этого порога вызывает истощение, болезни глаз и по­чек, сердечные приступы и параличи, а иногда приводит и к летальному исходу. Эти примеры внутреннего баланса отражают процесс поддержа­ния гомеостаза (стабильного состояния), процесс, настолько впечатляющий

1 Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб.: Речь, 2001. С. 86, 89, 94-119, 128-136.


Глейтман Г., Фридлунд А, РайсбергД. Мотивация 77

своей сложностью и эффективностью, что иногда о нем говорят как о

выражающем «мудрость тел а»'.<...>

Жажда

<...> Рассмотрим ситуацию с запасом воды в организме, который яв­ляется жизненно важным аспектом его нормального функционирования. Мы постоянно теряем воду: регулярно — вместе с мочой, потом и калом, при выдохе; периодически — при рвоте и кровотечении. Таким образом, нашему организму необходимо тщательно отслеживать все потери воды и при необходимости принимать меры для их восполнения, а также задержи­вать воду, когда ее запас недостаточен. Как организм определяет, что ему необходима вода? Здравый смысл подсказывает, что таким показателем служит сухость во рту. Но оказывается, что это лишь один из симптомов жажды. Эксперимент, в котором крысам вживлялись трубки, через ко­торые вода откачивалась из их желудков с той же скоростью, с какой она туда поступала, показал, что крысы продолжали пить воду несмотря на то, что их пасти были хорошо увлажнены2.

Наш организм обладает еще двумя независимыми характеристика­ми внутреннего водного баланса. Первый —объем воды, находящейся внутри клеток. Второй — объем воды, циркулирующей вне клеток, на­пример, в слюне, крови, лимфе, цереброспинальной жидкости. Каждая из этих характеристик нашего водного баланса — внутриклеточная и вне­клеточная — управляется своим собственным комплектом индикаторов и обладает своим набором средств для поддержания гомеостаза.

Объем внеклеточной воды

Рецепторы, определяющие объем внеклеточной воды, расположены по всему телу. Основные из них расположены в сердце и окружающих его сосудах. Они фиксируют снижение кровяного давления, которое происхо­дит при уменьшении общего объема воды в организме. Эти рецепторы от­правляют по своим аксонам сигнал в мозг, который направляет деятель­ность организма на восстановление нормального кровяного давления. В основном это происходит при помощи гормона под названием вазопрессин (иногда его называют антидиуретическим гормоном), вырабатываемого гипоталамусом и выделяемого в кровь через гипофиз. Вазопрессин вызы­вает сужение сосудов, что ведет к повышению давления; он также дает сиг­нал почкам удерживать воду, а не выделять ее.

1 См.: Cannon W.B. The Wisdom of the Body. N.Y.: Norton, 1932 and 1960 (revised and
enlarged).

2 См.: Blass EM., Hall W.G. Drinking termination: Interactions among hydrational, orogastric
and behavioral controls in rats // Psychological Review. 1976. Vol. 83. P. 356-374.


78 Тема 12. Психология мотивации

Рецепторы давления оказывают влияние на поведение животных, что продемонстрировал опыт на собаках, которым в вену, ведущую к сер­дцу, вставляли маленький баллончик. Когда этот баллончик накачивали, собаки начинали жадно пить воду. Баллон препятствовал притоку крови к сердцу, вызывая спад давления, и рецепторы давления подавали в мозг сигнал о жажде1.

Другие рецепторы, расположенные в почках, также определяют внеклеточный объем воды. Они опосредованно передают информацию в мозг, варьируя количество выделяемого в кровь гормона ангиотензи-на II. Попадая в мозг, он воздействует на рецепторы, расположенные перед гипоталамусом и в других областях, прилегающих к наполненным жидкостью полостям мозга2. При введении в кровь или непосредствен­но в мозг ангиотензин II становится сильнодействующим и немедлен­ным стимулятором к потреблению воды.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...