Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимоотношение потребностей




Очевидно, что потребности не полностью изолированы друг от дру­га, и природа их взаимодействий или взаимовлияний имеет огромное теоретическое значение. Меррей принимает положение о том, что сущест­вует иерархия потребностей, при которой определенные тенденции зани­мают более высокое положение, чем другие. По отношению к потребно­стям, которые, «не будучи удовлетворенными, начинают главенствовать с наибольшей силой»1, используется понятие доминирования. Так, в ситуа­ции, когда две или более потребностей требуют несовместимых реакций, именно доминирующая потребность (связанная с болью, голодом, жаждой, например) станет действующей, так как ее удовлетворение не может быть отсрочено. Минимальное удовлетворение таких потребностей необходи­мо прежде, чем смогут вступить в силу другие. При исследовании лич­ности Меррей обычно рассматривал конфликт, в который включены по-

1 Murray HJl. Toward a classification of interaction // Т. Parsons, E.A. Shils (Eds.). Toward a general theory of action. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1951. P. 452.


Холл К., Линдсей Г. [Классификация потребностей Г. Меррея] 37

требности. В его работах каждый субъект обычно оценивается в плане интенсивности конфликта в определенных ключевых сферах, например — автономия против уступчивости, достижение против удовольствия.

В определенных обстоятельствах посредством единой линии пове­дения может быть удовлетворено множество потребностей. В тех случаях, когда различные потребности реализуются в одном и том же поведении, Меррей говорит о смешении потребностей. Другая важная разновидность взаимоотношений потребностей описывается понятием субсидиации. Суб­сидирующая потребность — та, что служит удовлетворению другой: на­пример, индивид может проявлять потребность в агрессии, но это служит лишь удовлетворению потребности в приобретении. Во всех случаях, ког­да действие одной потребности служит лишь инструментом удовлетворе­ния другой, мы называем ее субсидирующей другую. Отслеживание зве­ньев субсидиации может иметь большую ценность для выявления доми­нирующих основных мотивов индивида.

Мы исследовали то, как Меррей представляет мотивацию индиви­да. Однако эти личные мотивы тесно связаны с событиями, происходящи­ми вне индивида, и нам предстоит рассмотреть то, как эти важнейшие со­бытия среды представляет Меррей.

Прессы

Так же, как понятие «потребность» отражает важные внутренние де­терминанты человеческого поведения, понятие «пресс» отражает важные детерминанты поведения, исходящие из среды. Проще говоря, пресс — это характеристика или свойство объекта среды или человека, которое облег­чает или затрудняет достижение индивидом его цели. Прессы связаны с людьми или объектами, имеющими прямое влияние на усилия, предпри­нимаемые индивидом для удовлетворения своих потребностей. «Пресс объекта — это то, что он может сделать с субъектом или для субъекта, — сила, которая так или иначе влияет на благосостояние субъекта»1. Пред­ставляя среду в терминах прессов, исследователь надеется выделить и классифицировать важные части того мира, в котором живут индивиды. Разумеется, мы лучше представляем, что — скорее всего — сделает инди­вид, если располагаем картиной не только его мотивов или направляю­щих тенденций, но и картиной его интерпретации среды. Понятие пресса предназначено именно для этого.

Для различных целей Меррей разработал различные перечни прес­сов. Это отражено в классификации, представленной в таблице 2, отража­ющей важные события или воздействия, имеющие место в детстве. На

1 Murray НЛ. (and collaborators). Explorations in personality. N.Y.: Oxford, 1938. P. 121.


38 Тема 12. Психология мотивации

Таблица 2

Сокращенный перечень прессов1

1. Отсутствие семейной поддержки
Культурные противоречия
Семейные противоречия
Нетвердая дисциплина
Родительская сепарация
Отсутствие родителя — отца, матери
Болезнь родителя — отца, матери
Смерть родителя — отца, матери
Неполноценный родитель — отец, мать
Бедность

Бытовая неустроенность

2. Опасность беды

Отсутствие физической поддержки, высота

Вода

Одиночество, темнота

Бурная погода, молния

Огонь

3. Недостаток или потеря
кормления
собственных вещей
общения
разнообразия

4. Сдерживания, отказы

5. Отвержение, равнодушие, презрение

6. Соперник, конкурирующий завистник

7. Рождение сиблинга

8. Агрессия

Дурное обращение старшего мужского пола

женского пола Дурное обращение со стороны сверстников

Заносчивые сверстники

9. Доминирование, принуждение, препятствование

Дисциплина Религиозное воспитание

10. Опека, балование

11. Поддержка, требование нежности

12. Уважение, признание

13. Аффиляция, дружба

14. Секс
Обнажение

Обольщение: гомосексуальное, гетеросексуальное Родительская половая связь

1 Murray НА. (and collaborators). Explorations in personality. N.Y.: Oxford, 1938. P.291-292.


Холл К., Линдсей Г. [Классификация потребностей Г. Меррея] 39

15. Ложь или предательство

16. Неполноценность
физическая
социальная
интеллектуальная

практике эти прессы не только определяются как действующие в данном индивидуальном опыте, но им приписывается и количественный рейтинг для обозначения силы или значимости в жизни индивида.

Важно различать значимость объектов среды в восприятии или ин­терпретации индивида (бета-прессы) и свойства этих объектов в реаль­ности или в том, как они открываются в объективном исследовании (аль­фа-прессы). Поведение индивида теснее связано с бета-прессами, однако важно выявить ситуации значительных расхождений между бета-прес­сом, на который реагирует индивид, и альфа-прессом, действующим в ре­альности.

Редукция напряжения

Как мы уже видели, с точки зрения Меррея индивид действует на основе сложной системы мотивов. Далее, он признает, что при актуализа­ции потребности индивид оказывается в состоянии напряжения, а удовлет­ворение потребности ведет к его редукции. Наконец, организм научится об­ращаться к тем объектам и осуществлять те акты, которые в прошлом ас­социировались со снижением напряжения.

Хотя Меррей одобряет такую формулировку, он утверждает, что она не полностью соответствует положению вещей. Индивид не только на­учается действовать так, чтобы редуцировалось напряжение и он таким образом был бы удовлетворен; помимо этого, он научается действовать так, чтобы увеличить напряжение, которое будет редуцировано в будущем — в связи с чем и удовольствие будет сильнее. Пример повышения напряже­ния с целью получения удовлетворения — игра, предваряющая завершение полового акта.

Следует заметить, что это положение применимо только к эффект­ным потребностям. Когда речь идет о процессуальной активности и модальных потребностях, удовлетворение приносит сам процесс активно­сти, и интенсивность удовлетворенности в начале и в середине может быть той же, что в конце.

Меррей принимает положение, согласно которому человек действу­ет как бы имея в виду возрастание удовлетворения и снижение напря­жения. Однако это лишь намерение или вера со стороны действующего, и не всегда оказывается так, что действие, которое, как он полагает, при-


40 Тема 12. Психология мотивации

ведет к снижению напряжения и удовлетворению, действительно к этому приведет. Более того, люди не мотивированы на удовлетворение вообще; в каждом случае речь идет о специфическом напряжении, релевантном конкретной потребности: именно это напряжение человек старается ре­дуцировать. Таким образом, удовлетворение — во многом следствие по-требностных состояний и их поведенческих следствий.

Тема

Тема — молярная и интерактивная единица поведения. Она вклю­чает побуждающую ситуацию (пресс) и потребность. Таким образом, она соотносится с взаимодействием между потребностями и прессами и обес­печивает возможность более глобального, менее «частичного» взгляда на поведение. Благодаря этому понятию теоретик может представить ситу­ации, активирующие определенные потребности, а также исход или ре­зультирующие действия этих потребностей.

Темы варьируют от простых формулировок относительно субьект-объектных взаимодействий до более общих и приблизительных относи­тельно длительных трансакций; возможны и формулировки, отражающие сочетания простых тем (сериальные темы). Тема как единица анализа — естественное следствие убежденности Меррея в том, что межличностные отношения следует описывать как диадические. Это означает, что теоре­тик должен представлять не только интересующего его субъекта, но и того, с кем он взаимодействует. Чтобы предсказать конкретные соци­альные взаимодействия между двумя людьми, теоретик должен равное внимание уделить и субъекту, и объекту.

Потребностный интеграт

Хотя потребности не обязательно «привязаны» к особому объекту среды, часто случается, что индивид — вследствие опыта — начинает ас­социировать конкретные объекты с определенными потребностями. Рав­ным образом с потребностью могут ассоциироваться усвоенные реакции, способы приближения к объекту или избегания объекта. Когда имеет ме­сто такая интеграция потребности, образа объекта или мысли о нем, и инструментальных актов, Меррей говорит о потребностном интеграте. Потребностный интеграт — это устойчивая «тематическая диспозиция» — потребность в определенном способе взаимодействия с определенного рода человеком или объектом. При наличии потребностного интеграта возбуждение потребности обычно побуждает человека к осуществляемо­му соответствующим образом поиску того объекта среды, который соот­носится с образом, выступающим как часть потребностного интеграта.


Холл К., Линдсей Г. [Классификация потребностей Г. Меррея] 41

Единая тема

Единая тема — это по существу единичный паттерн связанных потребностей и прессов, извлеченный из инфантильного опыта, придаю­щий смысл и связность большей части поведения индивида. В основном он действует как бессознательная сила. Единую тему не всегда возмож­но раскрыть, хотя возможно прийти к формулировкам относительно развития, которые проливают свет на поведение индивида (в целом или в большей части) и без которых поведение невозможно упорядочить. Меррей рассматривает единую тему человека как «ключ к его уникаль­ной природе» и говорит:

«Единая тема — это соединение взаимосвязанных (сотрудничающих или конфликтующих) доминирующих потребностей с прессом, воздействию которо­го индивид подвергался в одном или более случаях, испытывая удовлетворение или травматические переживания, в раннем детстве. Тема может означать пер­вичное детское переживание или последующее реактивное образование. Но, не­зависимо от природы и особенностей генеза, она в многообразных формах повто­ряется в течение последующей жизни»1.

1 Murray НЛ. (and collaborators). Explorations in personality. N.Y.: Oxford, 1938. P. 604-605.


Г. Олпорт ТРАНСФОРМАЦИЯ МОТИВОВ1

Личность, как и любое другое живое существо, по мере роста ме­няется. И мотивы — двигатели личности — должны расти и меняться. Нелегко объяснить огромную трансформацию, претерпеваемую мотива­ми на пути от младенчества к взрослости. Это постепенный и тонкий процесс. Нельзя сказать, что все мотивы меняются в равной степени. Влечения сохраняются. И даже в сложных взрослых мотивах нынеш­него дня прошлое (иногда, в некоторой степени) все еще живо. Но не­обходимо раскрыть, какая часть прошлого еще горит в личности, а ка­кая обратилась в пепел.

В предыдущей главе был заложен фундамент для нашего анализа. Напомним, что в ней были разделены теории, постулирующие неизменные энергии, и теории, постулирующие изменяющиеся энергии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...