Покупка поместья. Мать и сын. Радость венчальная. Р. Акиба. «Венчики Торы». Пастух и его жена
Покупка поместья
Рассказывают о р. Тарфоне, что, сравнительно со своим колоссальным богатством, он мало жертвовал в помощь бедным. Зная это, говорит ему однажды р. Акиба: – Имеются для продажи одно‑ два поместья. Не пожелаешь ли, чтоб я купил их для тебя? – Хорошо, – отвечает р. Тарфон, – и тут же передает р. Акибе четыре тысячи золотых динариев. Взял р. Акиба и роздал эти деньги нуждающимся ученым. Через некоторое время встречает его р. Тарфон и спрашивает: – А где находится поместье, которое ты взялся приобрести для меня? Берет его р. Акиба за руку и, приведя в школу, вызывает одного из учеников и велит ему читать из псалмов Давида. И когда ребенок дошел до стиха: «Широкой рукою раздавал он нищим; правда его пребывает в веки», – говорит р. Акиба: – Вот поместье, которое я приобрел для тебя. Кинулся к нему р. Тарфон и говорит, обнимая и целуя его: – Учитель мой! Наставник мой! Учитель – в Торе, наставник в жизни! И много стал он давать р. Акибе на щедрую помощь бедным.
Мать и сын
Вышла однажды в субботу мать р. Тарфона на прогулку по своему двору. Порвался у нее ремешок и свалился сандалий с ноги. Увидя это, р. Тарфон нагнулся, положил обе руки ей под ноги и, давай ей ступать по своим ладоням, довел ее таким образом до ее ложа в комнату. После этого случая, когда р. Тарфон заболел и ученики пришли его проведать, подходит его мать и говорит: – Помолитесь за моего сына. Вы не можете представить себе, какой он мне почет оказывает. – Что же особенного, – спрашивают они, – сделал он для тебя? Рассказала она о случае с сандалием. А они говорят: – Если бы он и в тысячи раз большие услуги тебе оказывал, оно и на половину не составляло бы того почета, какой Тора повелевает оказывать родителям. (Иеруш., Пеа., 81)
Радость венчальная
Был такой случай: Мимо р. Тарфона, сидевшего в то время в кругу своих учеников, проходила бедная девушка‑ невеста. Увидя ее, р. Тарфон велел пригласить ее в дом, а жене и матери сказал: – Поведите ее в купальню, умастите ее благовониями, оденьте в венчальное платье и с песнями и пляской отведите ее в дом ее суженого. (Аб. де‑ р. Н., гл. 4 )
Р. Акиба
«Венчики Торы»
Сказание рав Иуды со слов Рава: Когда Моисей взошел на небо, ему открылось такое видение: сидит на престоле Всевышний и украшает буквы Торы венчиками. – Господи, – вопрошает Моисей, – для чего эти венчики? Отвечает Всевышний: – Через много поколений должен родиться человек по имени Акиба бен Иосиф, и ему суждено из каждой черточки этих венчиков извлекать многое множество законотолкований. Просит Моисей: – Господи, дай мне увидеть этого человека. – Гляди, – говорит Господь. Видит Моисей: учитель – и перед ним рядами ученики. Занял Моисей место в конце восьмого ряда, слушает и недоумевает, о каком это [в Торе не написанном ] законе у них речь идет? Но вот он слышит – на вопрос учеников: «Раби, на чем основываешь ты это толкование? » Р. Акиба отвечает: «Оно вытекает из принципов, установленных Моисеем на Синае».
С бодрым и радостным духом, снова представ перед Всевышним, Моисей говорит: – Господи! Ты показал мне все величие Торы у этого человека, покажи мне и награду, назначенную ему. – Смотри, – отвечает Всевышний. И видит Моисей – тело Акибы лежит растерзанным на куски, как мясо на весах резничных[159]. – Господи! – восклицает в ужасе Моисей, – за такие заслуги – и такая награда? – Не спрашивай, – слышит Моисей ответ Всевышнего, – так предопределено Мною. (Санг., 29 )
Пастух и его жена
Р. Акиба в молодости служил пастухом у знаменитого богача Калба‑ Шабуи. Дочь Калба‑ Шабуи, Рахиль, приглядываясь к бедному пастуху и видя в нем честного и достойного юношу, полюбила его. – Акиба, – сказала она ему однажды, – если я соглашусь стать твоею женой, поступишь ли ты в школу, чтобы посвятить себя науке? – Да, – ответил Акиба. Они тайком и обручились. А когда об этом узнал Калба‑ ШАбуа, он выгнал дочь из дому и объявил о лишении ее наследства. Молодые люди повенчались. Жили они настолько бедно, что на зиму вынуждены были искать приют в свином сарае. Сидит однажды Акиба и, выбирая соломинки, приставшие к волосам Рахили, говорит: – Имей я деньги, я подарил бы тебе золотой «иерусалим»[160]. В это время у дверей сарая появляется Илия‑ пророк в образе нищего и начинает молить: – Пожертвуйте охапку соломы, – жена моя родила и лежит на голой земле. – Видишь, – говорит жене Акиба, – у этого бедняка даже соломы нет. В сравнении с ним мы – богачи. – Не о богатстве мечтаю я, – отвечает Рахиль, – единственное жеание мое, это – чтобы ты отправился в школу учиться. Поступил Акиба в школу р. Элиэзера и р. Иошуи. Прошло двенадцать лет. Бедный пастух стал ученым законоведом с аудиторией из двенадцати тысяч учеников. И тогда он решил, что пора ему возвратиться к жене. Подойдя к дверям избушки, в которой жила в одиночестве Рахиль, он слышит, как один из соседей, человек злой и безнравственный, говорит его жене: – Что ни говори, отец твой вполне прав. Во‑ первых, нищий пастух вообще тебе не пара; а затем, подумай, столько лет оставлять тебя в положении вдовы при живом муже! А Рахиль на это отвечает: – Если бы Акиба послушался меня, он остался бы в академии еще на двенадцать лет. Получив таким образом согласие жены, р. Акиба возвратился в академию. Прошло еще двенадцать лет. Наставником двадцати четырех тысяч учеников возвращался р. Акиба в родные места. Весь город вышел навстречу знаменитому ученому. Пошла и Рахиль. – Ты бы хотя одолжила у кого‑ нибудь во что одеться поприличнее, – стали говорить ей соседки. – Не беда и так, – отвечала Рахиль, – праведный знает, что в сердце моем.
Приблизившись к Акибе, она склонилась до земли и стала целовать ноги его. Видя незнакомую женщину, ученики бросились отгонять ее. – Пустите ее ко мне, – остановил их р. Акиба, – все мои и ваши знания принадлежат этой женщине. Услышал о прибытии какого‑ то знаменитого ученого и старый Калба‑ Шабуа и [раскаявшись в жестоком отношении к дочери] подумал: «Пойду к нему, не разрешит ли он меня от моего обета в отношении дочери». [Приходит он к р. Акибе и рассказывает ему свое дело. ] – А если бы тебе было известно, что пастух тот сделается знаменитым ученым, дал бы ты такой обет? – Никоим образом, – отвечает Калба‑ Шабуа, – даже если бы он одну‑ единственную галаху взялся выучить. – Если так, – говорит р. Акиба, – то знай же, что муж твоей дочери это я. Поклонился до земли старый Калба‑ Шабуа и, целуя ногу у р. Акибы, заявил, что отдает ему с дочерью половину своего состояния. (Кетуб., 62; Нед., 50)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|