Р. Симеон и р. Исмаил. Р. Акиба бен Иосиф. Р. Ханина бен Терадион
Р. Симеон и р. Исмаил
Первыми выведены были на казнь р. Симеон бен Галилель и р. Исмаил‑ первосвященник. Не выдержал р. Симеон – заплакал. – О, князь мой юный! – воскликнул р. Исмаил, – шаг‑ другой, и в лоно праведных откроется доступ тебе. А ты плачешь! – Сердце мое слезами исходит, – ответил р. Симеон, – ведь я не знаю даже, за что я муки принимаю. – А ты постарайся вспомнить, не было бы, например, такого случая: пришел к тебе кто‑ нибудь с тяжбой или с требой, не терпящей промедления. А ты не спеша заставил того человека ждать, пока ты допьешь свой кубок, пока ремень на сандалии завяжешь, в более нарядную одежду облачишься. По Торе же это значить подвергать человека мучениям, безразлично на долгое ли, или на короткое время. И не за это ли смертные муки преждевременно ниспосланы тебе? – Учитель, ты утешил меня[169], – сказал р. Симеон. И оба начинают просить палача. Один говорит: – Я первосвященник, сын первосвященника, потомок Аарона, священнослужителя перед Господом. Казни меня первым, чтоб не видеть мне мук моего товарища. И другой просит: – Я князь, потомок князей, отпрыск Давидова дома. Казни меня раньше, чтобы не видеть мне мук товарища моего. – Киньте между собою жребий, – предлагает палач. Жребий пал на р. Симеона. Взмахнул палач мечом и обезглавил его. Поднял р. Исмаил отсеченную голову и, прижимая ее к груди, воскликнул, заливаясь слезами: – О, священные уста, уста праведные, уста из котороых яхонты, алмазы и перлы сыпались! Кем вы теперь в прах повержены, кем песком и пеплом наполнены! О, горе, горе! Такова ли Тора и такова ли награда ее? Пока р. Исмаил горевал так, выглянула в окно дочь кесаря и остановилась очарованная красотой его, ибо р. Исмаил был одним из семи красивейших мужей на свете, и сияло лицо его подобно лику ангельскому. Преисполнилось сердце царевны жалостью к нему, и посылает она просит кесаря:
– Отец, обещай исполнить одну мою просьбу. Отвечает кесарь: – Исполню всякую просьбу твою, дочь моя; не проси только за р. Исмаила и его товарищей. Посылает снова она просить отца: – Молю тебя, подари ему жизнь! – Это невозможно, – отвечает кесарь, – я поклялся казнить его. Начал палач сдирать кожу на голове у р. Исмаила. И когда он дошел до того места, где возгалается тефилин – земля и небо содрогнулись; повторился стон – Престол Небесный пошатнулся. – Господи! – возгласили, не выдержав более, Ангелы Служения, – праведник, перед которым Ты открыл все сокровищницы высших миров и все тайны низших – ему ли умирать такой ужасной смертью? Такова ли Тора и такова ли награда ее? Отвечает Всевышний: – Как помочь мне детям моим? Это – гезера[170] и некому из смертных устранить ее. Раздался Голос: «Еще один вопль р. Исмаила – и я всю вселенную в пустыню превращу! » Услыша последние слова, р. Исмаил умолк. Говорит ему кесарь: – Что же, все еще уповаешь ты на своего Бога? – Да, – отвечает р. Исмаил, – словами Иова: «Если Он и убьет меня, я на Него уповать буду». И с этими словами отлетела душа его. Когда весть о казни р. Симеона и р. Исмаила дошла до р. Акибы, он разорвал на себе одежды, облекся во вретище и сказал ученикам: – Готовьтесь к великим испытаниям. Ибо, если бы милость Божия была суждена нам, она пришла бы не иначе как через Симеона и Исмаила. Но ведомо Тому, Кем сотворена вселенная, что великая кара грядет на землю – и вот, взяты от нас праведники эти.
Р. Акиба бен Иосиф
Повели на казнь р. Акибу – того, кто в св. письменах каждую черточку изъяснял, почерпая в ней истинный смысл синайских заветов.
Но в этот момент пришла весть о нашествии из Аравии на римские владения, и кесарь, спеша в поход, приказал отложить казнь и до его возвращения с войны держать р. Акибу в заключении. Возвратясь из похода, он не замедлил возобновить приказ о казни. Начали палачи рвать железными гребнями тело р. Акибы. С любовью принимал он муки и каждый раз, когда острые зубья впивались в него, он восклицал словами предсмертной песни Моисея:
«Твердыня наша! – Совершенны Дела Его, законны все пути. Бог – Истина; нет кривосудья в Нем, И справедлив Он, и правдив! » Раздался Бат‑ Кол: «Благо тебе, Акиба! Праведен ты был и правдив, и со словом “правдив” отлетела душа твоя».
Р. Ханина бен Терадион
Настала очередь р. Ханины бен Терадиона. Про р. Ханину бен Терадиона рассказывали, что это был человек приятный и Богу, и людям. Никто не слышал от него дурного слова. Когда вышло запрещение заниматься изучением Торы, он не переставал собирать вокруг себя народ и преподавать свои поучения. Больной р. Иосе бен Кисма, которого он зашел проведать, стал увещевать его, говоря: – Ханина, брат мой! Не видишь ли сам, что этому племени[171] Самим Богом дана власть над нами? Оно опустошило дом Его, сожгло Его святыню, умертвило праведнейших Его, погубило избранных Его – и поныне племя это остается невредимым. А мне сказали про тебя, что продолжаешь изучать сам и другим преподавать Тору, устраивая собрания и публично держа свитки Завета раскрытыми перед собою. – Господь милостив, – отвечает р. Ханина. – Это не ответ, Ханина! Я дело говорю, а ты отвечаешь: «Бог милостив». Чудом будет, если не сожгут тебя вместе со свитками на костре. – Раби, – говорит Ханина, – удостоюсь ли я блаженства? – Разве ты знаешь какой‑ нибудь тяжкий грех за собою? – Заведуя благотворительными сборами, я однажды деньги, назначенные на трапезу для неимущих в Пуриме, роздал по ошибке, как обычную милостыню бедным. – Только то? Я ничего лучшего не желал бы себе, как быть на твоем месте.
Вскоре р. Иосе умер. На погребение его пришли знатнейшие граждане Рима и на обратном пути застали р. Ханину читающим поучение с раскрытым свитком Завета перед многочисленным собранием. Привели его на суд и спрашивают:
– Как дерзнул ты нарушить приказ кесаря? – Я поступил так, как повелел мне Господь. Суд постановляет: р. Ханину сжечь на костре, жене его отрубить голову, а дочь отдать на публичное позорище.
Вывели р. Ханину на площадь, обернули в свиток Торы и в таком виде возвели на костер. Затрещал охваченный пламенем хворост. А палачи начали класть на груди р. Ханине волокна шерсти, напитанные водою, дабы подольше поддержать в нем дыхание и этим продлить мучения. – Отец! – кричит в ужасе дочь его, – я не в силах муки твои видеть! – Дочь моя! – отвечает р. Ханина, – если бы меня одного жгли на костре, я возроптал бы, но вместе со мною горит и св. Тора наша. И Тот, Кто явится мстителем за нее, отомстит и за меня. Спрашивают ученики: – Раби, что2 видишь ты в эти минуты? – Вижу, – отвечает р. Ханина: пергамент сгорает, а буквы возносятся в вышину. – Раби! – советуют они, – вдохни в себя пламя, и скорее наступит конец твоим мукам. – Пусть Тот, Кто дал мне душу, примет ее у меня, – отвечает р. Ханина, а сам я ускорять свою смерть не стану. Тут уже и сам палач не мог дольше видеть его муки и спрашивает он р. Ханину: – Раби, если я сниму мокрую шерсть и усилю пламя, введешь ли ты меня в жизнь вечную? – Да, – отвечает р. Ханина. – Поклянись мне в этом. – Клянусь. Сделал так палач. И отлетела в вечность душа мученика. В ту же минуту и палач бросился на костер и исчез в пламени. И зазвучал Бат‑ Кол: «Раби Ханина и палач его с ним грядут в жизнь вечную! » По поводу этого Рабби[172] говорил со слезами на глазах: – Кому удастся одной минутой обрести вечную жизнь, а кому долгими годами приходится выносить самые мучительные испытания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|