Вельможа обиделся. Лисица и рыбы. Казнь р. Акибы. Ночлег блаженный. Десять великомучеников. «Печать кары Господней»
Вельможа обиделся
Однажды начальник города Рима Руфус говорит р. Акибе: – В вашем Писании сказано: «Исава возненавидел я». За что, скажи, ваш Бог так не любит нас? – Завтра я отвечу тебе на это, – заявляет р. Акиба. Назавтра спрашивает Руфусь: – Что же, было тебе сонное видение и указано, что2 ответить мне? – Именно так, – отвечает р. Акиба. – Двух собак я видел во сне; одну зовут Руфусь, другую Руфина[165]… – Как! – закричал возмущенный градоправитель, – ты для своих собак других кличек не нашел, как имя мое и моей жены?! Смерти заслуживаешь ты за такую дерзость! – А велика ли разница, – спокойно отвечает р. Акиба, – между тобой и ими? Ты кушаешь и пьешь, и они едят и пьют; у тебя рождаются дети, у них также; ты умираешь, и они умирают. А стоило мне назвать одну из них твоим именем, и ты в такое негодование пришел! А Всевышний? Он небеса простер, Он землю основал, а ты берешь чурбан какой‑ нибудь и Богом его называешь! Как же Господу не возненавидеть вас, потомков Исава? (Танх. )
Лисица и рыбы
Вышел от Рима указ, запрещающий евреям заниматься изучением Торы. Некий Папус бен Иуда, видя, как р. Акиба продолжает по‑ прежнему устраивать собрания и всенародно преподавать св. учение, говорит ему: – Раби! Неужели ты не боишься гнева Императора? – Папус, – ответил р. Акиба, – люди считают тебя умным человеком, а рассуждаешь ты не лучше любого глупца. Слушай, скажу тебе притчу: Шла лисица по берегу реки и видит – рыбки мечутся туда‑ сюда в большой тревоге. И спрашивает лисица: – От кого это вы бежите, рыбки? – Спасаемся, – отвечают они, – от сетей, закинутых в реку, чтоб изловить нас. – Так выходите лучше на берег, – советует лисица, – заживем мы мирно вместе, как жили когда‑ то мои и ваши предки.
Отвечают рыбки: – Про тебя, лисица, говорят, что ты умнейшее из животных, а рассуждаешь ты не лучше любого глупца. Ты рассуди: если в реке, где нам жить назначено, мы очутились в такой опасности, то как же мы решимся выйти на сушу, где верная гибель нас ждет? Точно также и я отвечу тебе, Папус: если и теперь, продолжая изучать Тору, в которой залог жизни и долгоденствия нашего, нам приходится трепетать за свою жизнь, то что же будет с нами, когда мы сами откажемся от св. Торы нашей? (Берах., 61)
Казнь р. Акибы
Вскоре после этого схватили р. Акибу и посадили в темницу. На казнь повели его как раз в тот час, когда читается молитва «Шема»[166]. Железными гребнями терзали палачи тело р. Акибы, а он, углубленный в чтение «Шема», стоял, с покорностью и любовью принимая кару Божью. – Учитель! Учитель! – восклицали ученики его, – где же мера терпению твоему? – Дети мои, – отвечал р. Акиба, – всю жизнь не давало мне покоя заповеданное нам: «И люби Господа всей душою твоею». Это значит: люби Господа даже в ту минуту, когда он душу отнимает у тебя. «О, когда же, наконец, придется мне исполнить это? – думал я. – И вот, сподобил меня Господь осуществить мечту мою! Так мне ли теперь роптать против Господа? И до тех пор звучало в устах его слово «Единый»[167], пока не отлетела душа его. И прозвучал в ту минуту Голос Небесный: – Благо, Акиба, душе твоей, отлетевшей со словом «Единый »! – Господи! – возопили Ангелы Служения, – такова ли Тора, и такова ли награда ее? И раздался в ответ Голос Небесный: – Благо тебе, Акиба! Жизнь грядущая уготована тебе. (Там же)
Ночлег блаженный
Тотчас после казни р. Акибы к состоявшему при нем ученику его р. Иошуе Гарсийскому явился Илия‑ пророк и, стоя в дверях, говорит:
– Мир тебе, учитель! – Мир и тебе, учитель и наставник мой, – отвечает р. Иошуа. – Не могу ли я, – продолжает Илия, – чем‑ нибудь услужить тебе? – Кто ты именно? – спрашивает р. Иошуа. – Священнослужитель я, и пришел сказать тебе, что смерть р. Акибы уже наступила. Отправились оба в темницу. Двери нашли они отпертыми, а тюремщика и всех заключенных спящими. Положив тело на носилки, они вышли с ним из темницы. Поднял Илия тело с носилок и положил к себе на плечи. Видя это, р. Иошуа говорит: – Раби, ведь ты назвался священником. Как же ты оскверняешь себя прикосновением к мертвому? – Не беспокойся, сын мой, – отвечает Илия, – как свят Господь, говорю тебе: ни от праведника, ни от учеников его осквернения быть не может. Дошли они таким образом до Антипароса. Тут они поднялись на три уступа в гору, по трем же уступам спустились вниз – и открылась перед ним пещера, а в той пещере стоят кресло, скамья, стол и лампада. Опустили они тело на ложе и вышли. Тотчас же загорелось пламя в лампаде и вход в пещеру закрылся. Видя это, Илия воскликнул: – Блаженны вы, праведники! Блаженны вы, подъемлющие труд учения! Блаженны вы, носители страха Божьего! Ибо уготовано и сохранено для вас пристанище райское в грядущей жизни. И благо тебе, Акиба! Прекрасен ночлег, в час кончины обретенный тобою! (Ял. – Ш. )
Десять великомучеников
«Печать кары Господней»
Когда от беспощадной в своей жестокости власти римской вышло повеление казнить еврейских законоучителей, пришли к р. Исмаилу‑ персовященнику товарищи его и говорят: – Взойди на небо и узнай, действительно ли ниспослана от Господа кара эта? Встал р. Исмаил и совершив очищение и, возложив на себя молитвенное облачение, произнес «Шем‑ га‑ Мефораш». В ту же минуту ветер поднял его и вознес на небо. Встретил его архангел Гавриил и спрашивает: – Это ты, Исмаил, которым Творец твой гордится постоянно, говоря, что есть у Него слуга на земле, являющийся верным отражением божественного образа? Ради чего явился ты сюда? – Чтобы узнать, закреплена ли печатью Господней кара та? – Исмаил, сын мой! – отвечает архангел, – клянусь, я сам из‑ за «Завесы Престольной» слышал об этом: десять законоучителей израильских обречены на казнь властью злодейской.
– За что? – За предательство Иосифа его братьями. День за днем Суд небесный вопиет перед престолом Всевышнего: «Может ли быть в Торе хотя единая буква, напрасно написанная? Сказано: «Кто украдет человека и продаст его, того должны предать смерти». Родоначальники десяти колен продали Иосифа – и поныне Ты не взыскал за это ни с них, ни с их потомков. – Этим, – сказал в заключении архангел, – и вызвана ниспосланная теперь на вас кара. – Отчего же, – спрашивает р. Исмаил, – Господь до сих пор никого не покарал за Иосифа? – Клянусь тебе, сын мой, поныне не нашел Господь праведников в народе, столь достойных как вы, и поэтому возмездие возложено на вас. Видя, что близко уже скрепление приговора печатью Господней, возликовал злой дух Самаил[168] и начал похваляться, говоря: – Я победил Михаила, ангела‑ хранителя Израиля. Вознегодовал Предвечный на Самаила. И призывает великого Архангела Метатрона и говорит: – Напиши и печатью Моей скрепи: «Сера и пламень на Рим, город злодейский! На людей и на животных, на серебро его, на золото его и на все, что находится в нем! Услышал это р. Исмаил, и сошел мир в сердце его. Стал он ходить по небу и видит: подобие жертвенника подле Престола Всевышнего. И спрашивает он Гавриила: – Что это? – Алтарь, – отвечает архангел. – А какие жертвы приносятся на этом алтаре? – Души праведников. – А кто совершает жертвоприношение? – Великий архангел Михаил. Возвратился на землю р. Исмаил и рассказал товарищам о том, что приговор давно утвержден Господом. И стали скорбеть они и радоваться стали в то же время, что поставил их Господь на весы противу всех колен Израиля.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|