Исцеление через беса. Долина золотых динариев. Носильщик и пророк. Р. Пинхас бен Яир. Чужого ни крошки. Для чужого урожая
Исцеление через беса
Вышел указ, воспрещающий евреям праздновать субботу и совершать обрезание. [Желая добиться отмены указа] р. Рувим бен Истробул постригся [и оделся] по‑ римски и, выдавая себя за римлянина, стал заводить знакомство с властями. Однажды, заведя с ними разговор об указе, он говорит: – Как, по‑ вашему, чего мы должны желать врагу: обеднеть или разбогатеть? – Обеднеть, разумеется. – В таком случае, вы запретите евреям работать по субботам, и это будет для них прямым убытком. – Ты совершенно прав. Спрашивает р. Рувим далее: – А пожелаете ли вы врагу быть слабосильным, или же, наоборот, здоровым и крепким? – Слабосильным, конечно. – Пускай же евреи таки обрезают своих сыновей на восьмой день от рождения и вместе с кровью теряют и силы. – И в этом ты прав. Перестали исполнять указ. Но вскоре узнали, что советчик этот сам еврей – и запрещение возобновили. Стали евреи совещаться, кого послать в Рим добиться отмены указа. И решено было послать р. Симеона бен Иохая, человека, испытанного в чудесах, а вместе с ним р. Элазара бен Иосе. По дороге в Рим является им бес Бен‑ Темалион и говорил: – Хотите, пойду и я с вами? Заплакал Р. Симеон: – Рабыне праотца нашего (Агари) трижды ангел являлся; я же ни разу не удостоился этого [а является мне на помощь бес]. Пусть же придет избавление через кого бы то ни было. Поспешил бес вперед и вселился в дочь кесаря. Пришел р. Симеон и крикнул: – Бен‑ Темалион, выходи! Бен‑ Темалион, выходи! Услыша голос р. Симеона, бес оставил царевну и исчез. Говорит им кесарь: – Просите в награду чего хотите; все сокровищницы мои открыты перед вами. Получив свободный вход повсюду, они разыскали тот указ и разорвали его. (Мегила, 17 )
Долина золотых динариев
Один из учеников р. Симеона отправился в чужие края и вернулся оттуда с большим богатством. Стали товарищи ему завидовать и захотели также отправиться в поиски за счастьем. Узнав об этом, повел их всех р. Симеон в долину за городом Мероном и, сотворив молитву, воскликнул: – Долина! Долина! Повелеваю тебе наполниться золотыми монетами! И вся долина начала покрываться золотыми динариями. Обратился р. Симеон к ученикам и говорит: – Если золота хотите, то вот, перед вами оно, берите. Но знайте: берущий теперь получает это вместо доли своей в грядущем мире, ибо награды Торы – только там, в Жизни Вечной. (Шем. – Р., гл. 52)
Носильщик и пророк
Сын р. Симеона, Элазар, был в молодости носильщиком тяжестей. Однажды подходит к нему Илия в образе старца и говорит: – Приготовь‑ ка вьючное животное, чтобы повезти меня. – А велика ли кладь у тебя? – спрашивает Элазар. – Вот, – указывает старец, – тут моя котомка и тут мой плащ. Едем, что ли? – Что вы скажете об этом старом чудаке! – расхохотался Элазар, – на одно плечо я могу усадить его со всей его поклажей и до конца света унести, а он говорит: «Вьючное животное приготовь для меня». Верхом тебе, старичок, покататься захотелось? Садись. Посадил его Элазар к себе на плечи и пустился в путь. Заходили ноги у Элазара, пути не разбирая, и в гору, и под гору, по пустырям и колючим кустарникам, не остановиться ему. А в то же время, старичок, замечает он, все тяжелее и тяжелее становится. – Послушай‑ ка, старый, – говорит, наконец, Элазар, – не наваливайся ты так, Бога ради! Иначе, невмоготу мне больше, сброшу тебя! – Что, отдохнуть захотелось? – спрашивает старец. – Ну да. Сошел Илия на землю, повел его в открытое поле и, усадив под деревом, дал ему из своей котомки поесть и попить. Когда Элазар насытился, Илия ему и говорит:
– Стоит ли, сын мой, заниматься таким тяжелым делом? Лучше бы ты поступил так, как отец твой. – А согласился бы ты учить меня? – Охотно, сын мой! Впродолжении тринадцати лет – гласит предание – занимался с ним Илия. Дойдя до «Сифра»[181] бывший носильщик тяжестей обессилел настолько, что собственный плащ стал казаться ему непомерной тяжестью. (Песикта де. р. К. )
Р. Пинхас бен Яир
Чужого ни крошки
Про р. Пинхаса бен Яира рассказывали, что он за всю жизнь не съел куска хлеба, им самим не заработанного, и с первых минут своей сознательной жизни не брал ни крошки даже от отцовского стола. (Хул., 7 )
Для чужого урожая
В город, в южной части страны, в котором жил р. Пинхас, пришли два человека на заработки и попросили р. Пинхаса позволить им оставить у него на время две меры ячменя. Прошло довольно продолжительное время, а люди эти все не являлись за ячменем. Тогда р. Пинхас решил ячмень посеять. Прошло семь лет, впродолжении которых он продолжал производить посевы и весь собираемый урожай откладывал в амбары. Наконец, люди те явились и попросили возвратить оставленные ими две меры. – Приведите верблюдов и ослов, – сказал р. Пинхас, указывая на свои сараи, – и заберите добро свое. (Деб. – Р., 3; Иеруш. – Дем. )
Дорожные приключения
Отправился однажды р. Пинхас бен Яир на богоугодный подвиг «освобождения заключенных». Дошел он до глубокой реки Гинаи. Перевоза нет. Обращаясь к реке, р. Пинхас восклицает: – Гиная! Гиная! Да расступятся воды твои предо мною! Отвечает река: – Пинхас! Пинхас! Ты идешь исполнить волю Творца твоего, но и я исполняю волю моего Творца. Исполнишь ли ты – еще неизвестно, а я уже исполняю. Говорит снова р. Пинхас: – Если ты сейчас же не расступишься, я заклинаю тебя, чтобы воды твои остановили свое течение. Тотчас же река расступилась, и р. Пинхас перешел на другой берег. В это время к реке подоспел еще один человек. Оказалось, что он несет пшеницу для мацы. И повелел р. Пинхас реке: – Расступись и перед этим человеком, ибо он идет для совершения святого дела. Река снова расступилась.
Но едва опять сомкнулись воды, на берегу появился третий путешественник, аравитянин, который шел той же дорогой. – И перед ним повелеваю тебе расступиться, – сказал реке р. Пинхас, – дабы он не стал говорить: «Так‑ то поступают они с попутчиком! » Расступилась река и в третий раз. На заезжем дворе, где р. Пинхас остановился для отдыха, дали его ослице необмолоченного ячменя. Не стала она есть. Дали ей овса в зерне – опять не ест. Перебрали и очистили зерно – все‑ таки не ест. – Возможно, – заметил р. Пинхас, – что от этого зерна не успели еще отделить десятину[182]. Десятина тут же была отделена, и тогда ослица принялась есть. – Вот, – сказал р. Пинхас, – пример для вас: тварь неразумная – и та покорна Божьей воле, а вы, разумные существа, заставляете ее нарушить волю Божью!
Узнав о прибытии р. Пинхаса бен Яира, вышел Раби к нему навстречу и стал просить: – Войди в дом мой и поешь хлеба со мною. – Хорошо, – ответил р. Пинхас. У Раби лицо засияло от радости. Поглядел на него р. Пинхас и говорит: – Ты думал, как видно, что я дал себе зарок не есть хлеба в еврейском доме. Упаси меня Бог. Дети народа моего все святы для меня. Бывает, правда, так: один желал бы делать добро, но не может; другой мог бы, но не желает. Ты же и можешь, и желаешь. Я рад посетить твой дом, но сейчас я спешу по богоугодному делу, а на обратном пути обещаю быть твоим гостем. Возвращаясь из своего путешествия, р. Пинхас завернул в усадьбу Раби. Тут ему пришлось проходить мимо стойл и в воротах одного из них он заметил мулов белой масти. – Этот человек, – сказал р. Пинхас, – держит смерть в своем доме[183]. За его столом я есть не стану. Услыша эти слова, вышел к нему Раби и говорит: – Обещаю тебе немедленно продать этих мулов. – Сказано: «Перед слепым не клади препятствия»[184]. – Пущу их на волю. – Этим только увеличишь опасность. – Велю перерезать у них сухожилия на ногах. – Нарушишь закон о жалости к животным. – Убьют их, наконец. – Нарушишь повеление «не порти» (ничего полезного). Раби продолжал усиленно просить его войти в дом и разделить с ним трапезу. Но в ту минуту видит Раби: точно гора выросла между ними и скрыла р. Пинхаса от глаз его. Заплакал Раби при виде этого. (Хул., 6)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|