Из басен р. Меира. Р. Симеон бен Иохай и сын его Элазар. Два рта. В пещере и по выходе оттуда
Из басен р. Меира
Р. Иоханан рассказывал: – Произнося свои проповеди для народа, р. Меир делил каждую проповедь на три части: треть посвящал галахе, треть агаде и треть притчам и басням. Последних им составлено было целых триста, но из них у нас сохранилось всего на следующие три текста. а) «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина». в) «Весы верные, гири верные». с) «Праведный спасен от беды; вместо него постигнет она нечестивого».
«Отцы ели кислое» Однажды говорит волку лисица: – Зайди в канун субботы в какой‑ нибудь еврейский двор, предложи свои услуги на кухне, и тебя там пригласят к обеду. В первом же дворе волка встретили с кольями в руках. Избитый волк набросился на лисицу. – Но при чем же я тут, – стала оправдываться лисица, – тебя побили за вину твоего отца, который, помогая им однажды на кухне, сам все лучшие куски сожрал. – Так меня за что же бить? – А уж это по правилу: «Отцы ели кислое, а у детей на зубах оскомина». Забудь об этом; лучше пойдем, я покажу тебе такое местечко, где ты досыта накушаешься.
Привела она волка к колодцу. А у того колодца журавец был в виде коромысла с двумя бадьями. Прыгнула лисица в одну из них и спустилась в колодец, а другая бадья поднялась вверх. – Зачем это ты спустилась туда? – спрашивает волк. – Да тут, – отвечает лиса, – и мяса, и сыра сколько душе угодно. И указывает она волку на отражение луны в колодце, похожее на круг сыра. – А как, – спрашивает волк, – мне попасть туда? – Полезай в верхнюю бадью. Едва волк влез, бадья под тяжестью его опустилась вниз, а другая, с лисицей, поднялась вверх. Кричит волк из колодца: – Послушай, как мне выбраться отсюда?
А лисица отвечает: «Праведный спасен от беды; вместо него постигает она нечестивого». – «Верные весы – верные гири». (Санг., 38 и Раши)
Р. Симеон бен Иохай и сын его Элазар
Два рта
Р. Симеон бен Иохай говорил: – Если бы я был на Синае в момент Откровения, я попросил бы Бога дать людям по два рта каждому: один исключительно для учения, другой для обихода… Нет, нет! – прибавлял он тут же, – если земля и так едва может устоять от клеветы и сплетен, то что же это было бы, если бы каждый человек имел по два рта! (Иеруш. Берах. )
В пещере и по выходе оттуда
Сидели однажды за дружеской беседой р. Иуда, р. Иосе и р. Симеон. Тут же находился некий Иуда бен Герим. Разговор зашел о римлянах. – Сколько хороших вещей устроено этим народом, – говорил р. Иуда, – обширные рынки, превосходные мосты, прекрасные бани. Р. Иосе промолчал. Р. Симеон же возразил р. Иуде: – Да, – сказал он, – устроить устроили, да только для собственной выгоды: устроили рынки – и насадили там непотребных женщин; бани – чтобы нежить свое тело; мосты – чтобы непомерную пропускную плату брать. Пошел бен‑ Герим и рассказал об этом разговоре тому‑ другому; дошло до римских властей, и отдан был приказ: Р. Иуду, за его похвальные речи, наградить. Р. Иосе за то, что молчал, не выражая согласия со словами р. Иуды, сослать в Сепфорис. Р. Симеона же, за хулу на римлян, казнить. Заблаговременно узнав о приказе, р. Симеон со своим сыном скрылся в одном уединенном бет‑ гамидраше, куда жена р. Симеона тайком доставляла им ежедневно хлеб и кувшин с водою. Этим они и питались. Когда же розыски усилились, сказал р. Симеон сыну: – Женщины слабовольны: начнут ее пытать – она не выдержит и откроет наше убежище. И ушел р. Симеон с сыном и спрятались в одной пещере. Произошло чудо: появились в пещере рожковое дерево и родник свежей воды.
Чтобы не износилась их одежда, они днем оставались раздетыми, зарывшись по горло в песок, и занимались св. учением, одевались же только на время молитвы. Пробыли они таким образом в пещере двенадцать лет. Однажды у пещеры зазвучал голос Илии‑ пророка: – Кесарь умер, и приказ его отменяется. Услыша это, вышли они из своего убежища – и видят: люди пашут и сеют. – Вот, – сказал р. Симеон, – забывают о жизни вечной, а занимаются ничтожными земными делами! И куда ни упадал его негодующий взор, место то мгновенно выгорало как от пожара. Зазвучал Бат‑ Кол: – Мир Мой разрушить вышли вы? Возвратитесь в свою пещеру! Пошли они обратно в пещеру. Прошло еще двенадцать месяцев. Снова зазвучал Бат‑ Кол: – Выходите из пещеры! На этот раз р. Симеон сам уже стал возражать сыну против нападок его на суету людской жизни: – Сын мой, – говорил он, – хорошо, что хотя мы с тобою живем разумной жизнью в этом грешном мире.
В канун субботы встретился им старичок, спешивший куда‑ то с двумя букетами из миртовых веток в руке. Спрашивают они: – Для чего, дедушка, собрал ты эти ветки? – В честь субботы, – отвечает старичок. – А не довольно ли одного букета? – Нет: один в ознаменование завета «Помни», другой – завета «Храни»[180]. – Видишь, – говорит р. Симеон сыну, – на сколько заветы Господни близки еще и дороги народу! И радостно стало на душе у обоих. Узнав о возвращении р. Симеона, вышел навстречу к нему зять его р. Пинхас бен Яир. Повел он р. Симеона в тибериадские бани, чтобы самому помыть его там. Увидя тело его покрытым порезами и ссадинами (от песка), не мог р. Пинхас удержаться от слез. Упали слезы на пораненное тело. Закричал р. Симеон от боли. – О, горе мне, – воскликнул р. Пинхас, – горе мне, что вижу тебя таким. – Нет, сын мой, – ответил р. Симеон, – не горе, а благо тебе, что именно таким видишь меня; иначе я не был бы тем, чем я теперь. (Шаб., 34; Береш. – Р., гл. 79)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|