Чтобы Тора никогда не забывалась
Р. Хия
Чтобы Тора никогда не забывалась
Однажды, во время ученого спора с р. Хией, у р. Ханины вырвались такие слова: – Со мною споришь ты? Но тебе следовало бы помнить, что если бы Тора, чего упаси Бог, совершенно оказалась забытой, я с моим знанием всех тонкостей ее, сам снова возродил бы ее в народе. – А я, – сказал на это р. Хия, – лучше повел бы дело так, чтобы Тора никогда не забывалась. И сделал бы я вот что: посеял бы лень, сплел бы сети и стал бы ловить оленей. Мясо их отдавал бы сиротам в пищу, а из кожи приготовлял бы пергамент. И написал бы я пять свитков Пятикнижия и отправился бы с ними в такие места, где некому заниматься первоначальным учением. В каждом таком месте я пятерых деток обучил бы Пятикнижию и шестерых других шести отделам Мишны. И каждому из них был бы наказ от меня: «До следующего моего прихода сюда повторяйте сами и друг друга обучайте тому, чему я научил вас». Этим я достиг бы того, чтобы Тора никогда не забывалась в народе. (Сот., 49 )
Р. Хия и ангел смерти
Пришло время р. Хии умереть. Но не было у ангела смерти власти приблизиться к нему. Принял ангел смерти образ нищего и, постучавшись в дверь к р. Хии, стал молить: – Вынеси мне кусок хлеба. Когда ему дали хлеба, он обратился к р. Хии, говоря: – Над нищим ты сжалился, почему же ты ко мне жалости не имеешь? И при этих словах сверкнула огненная лоза в руках ангела. Тотчас же р. Хия покорно отдал ему душу свою. (Моэд. – К., 28)
Трон праведника
Р. Хабиба рассказывал: – Я знал одного благочестивого ученого, которого часто посещал Илия‑ пророк. Заметил я, что у этого ученого глаза имеют удивительное свойство: утром они совершенно ясны, а к вечеру кажутся будто опаленными огнем. Спросил я его, отчего это происходит, и он рассказал мне следующее:
– Я попросил однажды Илию‑ пророка дать мне увидеть, как души праведников восходят в Синедрион Небесный. На это Илия ответил: – Хорошо. Но помни: ты можешь глядеть на всех праведников, за исключением того места, где сидит р. Хия. – А по какому признаку, – спросил я, – смогу я отличить его от других? – Вот по какому: всех праведников туда и обратно сопровождают ангелы, а кресло, на котором сидит р. Хия, само поднимается и опускается вместе с ним. Но я не удержался, взглянул туда – и в то же самое мгновение две огненные брызги ударили мне в глаза, и я ослеп. Назавтра пошел я к гробнице р. Хии, простерся ниц над склепом и стал молить: – Раби! Твою Мишну изучаю я. Смилуйся надо мною! » И зрение возвратилось мне. (Баба. – М., 85 )
Р. Иоханан и р. Симеон бен Лакиш (Реш‑ Лакиш)
Кто желал бы получить представление о красоте р. Иоханана, пусть возьмет вазу чистейшего серебра, наполненную гранатовыми зернами и с розовой гирляндой по краю ее, и поместит ее так, чтобы на нее падала игра лучей и теней. Это даст некоторое представление о дивной красоте р. Иоханана.
Сам р. Иоханан говорил о себе: – Я последний из красивых людей Иерусалима. (Баба‑ М., 84 )
Власть жизни
К заболевшему р. Элазару зашел р. Иоханан и застал его лежащим в полутемной комнате. Обнажил р. Иоханан одно предплечье свое, и от белизны тела его точно свет во тьме блеснул. При виде этого слезы появились на глазах у р. Элазара. Спрашивает р. Иоханан: – О чем слезы эти, Элазар? Если о том, что ты в учении недостаточно успел, то давно мудрецами сказано: «Кто больше, кто меньше – безразлично, лишь бы с душою искренней». Если о том, что приходилось тебе нужду испытывать, то не каждому суждено в жизни за двумя столами[189] сидеть. Если о том, что ты бездетным остался, то погляди – вот зубок моего десятого ребенка, единственное, что я мог оставить себе на память о всех бывших у меня десяти сыновьях.
– Нет, Иоханан, – отвечает р. Элазар, – я видел твою красоту и невольно заплакал при мысли о том, что и такой красоте суждено тлеть в могиле. – Ты прав, Элазар! – И у самого р. Иоханана при этих словах показались слезы на глаза, – об этом и поплакать нам, смертным, не грешно. (Берах., 5 )
За богатством
Илпа и р. Иоханан учились вместе и были оба очень бедны. Посоветовались они однажды друг с другом и решили позаниматься каким‑ нибудь торговым делом. «Авось, говорили они, исполнится на нас сказанное: «Не будет у тебя нищего». Отправились они в поиски за счастьем. Проголодавшись в пути, они присели закусить под стеною какой‑ то ветхой постройки. Явились два ангела, и слышит р. Иоханан, как один ангел говорит другому: – Обрушим на них стену и умертвим их: эти люди пренебрегли блаженством вечности, предпочитая блага краткой земной жизни. – Нет, – отвечает другой, – мы их трогать не должны: одному из них предстоит высокое назначение в жизни. – Слышишь? – спрашивает р. Иоханан Илпу. – Я не слышу ничего, – отвечает Илпа. Подумал р. Иоханан так: “Я слышал разговор ангелов, а Илпа нет. Значит, мне именно и предстоит то высокое назначение, о котором у них была речь”. И говорит р. Иоханан Илпе: – Я, товарищ, решил возвратиться к прежним занятиям. А что касается нужды, то сказано ведь также: «Нельзя же не бывать нуждающемуся на земле». Возвратился р. Иоханан один. И когда Илпа покончил со своими торговыми делами и тоже вернулся обратно, р. Иоханан уже был увенчан высоким титулом главы академии. (Таан., 21 )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|