Сказка о потерянной и найденной жемчужине
Сказка о потерянной и найденной жемчужине
У одного сарацынского царя выпала дорогая жемчужина из венца, и, прежде чем успели ее поднять, подскочила крыса, проглотила ее и убежала. Обратился тот царь к р. Пинхасу, прося его отыскать жемчужину. – Что я, колдун, что ли? – отвечает р. Пинхас. – Имя твое, учитель, – говорит тот царь, – славится повсюду, и к тебе, как к угоднику Божьему, обращаюсь я за помощью. И было повеление от р. Пинхаса всем крысам того места явиться. Оказалась одна с необыкновенно выгорбившейся спинкой. – Вот эта! – заявил р. Пинхас. И крыса, подчиняясь его велению, отдала жемчужину обратно. (Иеруш. Дем. )
Р. Иуда‑ Наси (Раби, Рабену Га‑ Кадош)
Обмен детьми
Вышел указ, воспрещающий совершать обряд обрезания. А у р. Симеона бен Гамлиеля как раз к тому времени родился сын, прозванный впоследствии Рабену Га‑ Кадош[185]. – Мыслимо ли, – сказал себе р. Симеон, – повеление Господа нашего нарушить, а приказание этих нечестивцев исполнить? Не колеблясь нисколько, он совершил обрезание новорожденного. Узнал об этом начальник того города и, призвав р. Симеона, спрашивает: – Как дерзнул ты нарушить повеление кесаря? – Я исполнил повеление Бога, – отвечает р. Симеон. – Слушай, – говорит начальник, – я, правда, должен оказывать тебе всяческий почет и уважение, как главе народа. Но тут дело касается императорского указа, и я этого так оставить не могу. – Что же ты намерен сделать? – Отправить тебя в Рим, и пусть кесарь сам решит, как поступить с тобою. Отправил начальник к кесарю жену р. Симеона с новорожденным. После целого дня пути остановилась мать с ребенком на ночлег в доме одного знакомого римлянина. У этого римлянина также был новорожденный сын, которому отец дал имя Антонин. Мать Антонина, увидя жену р. Симеона, с которою была дружна, спрашивает:
– По какому случаю ты здесь? Рассказала ей жена р. Симеона: так и так, вышел приказ кесаря, но мы с мужем не послушались, совершили обрезание, и вот везут меня с ребенком к кесарю. Услыша это, римлянка говорит: – Если желаешь, возьми с собою к кесарю моего сына (он не обрезан, конечно), а твой пусть остается у меня до твоего возвращения. Жена р. Симеона так и поступила и с подмененным ребенком отправилась к кесарю. Обнаружилось, что ребенок необрезанный. Разгневался кесарь на того начальника и подверг его строжайшему наказанию, а мать с ребенком отпустил с миром.
Вернулась она к своей подруге, матери Антонина, и та сказала: – Так как небесам угодно было через меня совершить чудо тебе, а через моего сына твоему сыну, то пусть эти дети наши станут добрыми друзьями на всю жизнь. (Бет‑ Гам., 6; Тосеф., Аб. – З., 10)
Восемь благ
Р. Симеон бен Менасия говорил: – Восемь благ насчитывали наши мудрецы в награду благочестивым: красоту, силу, богатство, почет, глубину ума, долгоденствие, седину благословенную и многочисленное потомство. Всех этих благ вместе удостоился Раби и дети его. (Аб., гл. 6 )
Из‑ за теленка
В продолжение тринадцати лет поражен был Раби тяжкой болезнью. И болезнь его, и исцеление произошли от случая. Однажды вели по улице теленка на бойню. Когда резники поравнялись с проходившим в то время Раби, теленок вырвался и, подбежав к Раби, с жалобным ревом спрятал голову в полы его одежды, как бы умоляя заступиться за него. Но Раби отогнал теленка, говоря: «Ступай, куда тебя ведут – ты на то и создан! » – Он не знает жалости, – сказали на небе, – пусть же он сам испытает страдания.
И в ту же минуту Раби поразил тяжкий недуг. Исцеление же его произошло от следующего случая: Убирая в доме, служанка нашла выводок хорьков и вознамерилась вымести крошек‑ зверьков вместе с мусором. Увидя это, Раби закричал ей: – Оставь их! Милость Господа на всех творениях Его. И тогда сказали на небе: – Он смиловался, – смилуемся и над ним. (Б. – М., 84; Береш. – Р., 33 )
В голодный год
Однажды в голодный год Раби открыл свои зернохранилища, заявив: – Пусть приходит всякий, учившийся чему‑ нибудь: Св. Писанию, Мишне, Талмуду – галахе ли, или агаде. Круглым же невеждам вход сюда закрыт. С трудом удалось пробиться туда р. Ионатану бен Амраму. Подошел он к Раби и говорит: – Учитель, дай мне на пропитание. – Учился ли ты, сын мой, Св. Писанию? – спрашивает Раби. – Нет. – Мишне? – Нет. – Какое же право ты имеешь на даровое пропитание? – Учитель! Накорми меня, как ты накормил бы собаку или ворона. Велел Раби выдавать ему на пропитание. Но вскоре же начал раскаиваться в этом: следовало ли, все‑ таки, давать хлеб какому‑ то невежде? – Отец, – заметил ему сын его р. Симеон, – если я не ошибаюсь, человек этот один из твоих бывших учеников. Зовут его Ионатан бен Амрам, и он известен тем, что никогда за всю жизнь свою не позволял себе извлекать малейшую пользу из своего звания ученого. Удостоверившись в этом, Раби объявил: – Отныне житницы мои открыты для всех без исключения. (Баба‑ Б., 5 )
Двенадцать вдов
Было тринадцать братьев. Двенадцать из них умерли бездетными. Приходят их вдовы к Раби и требуют, чтобы оставшийся в живых женился на них, согласно закону[186]. – Учитель! – говорит тот, – я не имею достаточно средств, чтобы кормить их всех. – Мы сами будем содержать дом, – заявляют вдовы, – каждая из нас по одному месяцу в году. – А в високосные годы кто же возьмет на себя издержки на лишний тринадцатый месяц? – Это я принимаю на себя, – заявляет Раби и, пожелав им счастливой жизни, отпускает их с миром. Проходят три года, и Раби сообщают: – Целый табор детей явился на поклон к тебе. Выглянул Раби в окно и видит: двенадцать женщин и с ними детей целых три дюжины. – Зачем, – спрашивает он, – явились вы ко мне? – Чтобы ты дал нам на пропитание на тринадцатый месяц нынешнего високоса. Раби ничего не оставалось, как исполнить их требование. (Иеруш., Исб. )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|