Рав (рав Аба). Искры мудрости. Ложь недопустима никогда. Самуил (ЯрхинаЙ[191]). Сиротские деньги. Рав Гуна. В общественной и частной жизни
Рав (рав Аба)
Искры мудрости
Когда Иси бар Гуна прибыл из Вавилона в Палестину, встретился с ним р. Иоханан и спрашивает: – Кто у вас теперь в Вавилоне главою академии? – Аба‑ долговязый[190], – отвечает Иси. – Долговязый! – восклицает с негодованием р. Иоханан, – я живо помню его еще в то время, когда я учился с ним в школе Раби. Я помещался семнадцатью рядами ниже Рава, – и помню я, когда между ним и Раби, бывало, завяжется ученый диспут, искры божественного огня перелетали у обоих из уст в уста. Я за потоком их ученых речей и уследить не в состоянии был. А ты, кроме «долговязый», и названия другого не нашел для него. (Хул., 117 )
Ложь недопустима никогда
Жена Рава была чрезвычайно непокорного характера и всегда делала наперекор ему: попросит он сварить ему чечевицы, она сварит гороху, попросит гороху – сварит чечевицы. Когда сын их Хия подрос и заметил это, он стал передавать ей просьбы от отца наоборот, так что выходило почти всегда так, как желал Рав. Говорит он однажды сыну: – Нрав у твоей матери, я замечаю, куда лучше стал. – Так ведь это же потому, – отвечает Хия, – что я твои распоряжения передавал ей как раз наоборот. – Так вот оно что! – улыбнулся Рав, – недаром люди говорят: «У детей учитесь мудрости». Это ты умно придумал, а все‑ таки бо2льше так не делай: ложь недопустима никогда. (Иеб., 83 )
Самуил (ЯрхинаЙ[191])
Сиротские деньги
Абе бен Абе, отцу Самуила, часто отдавались на хранение сиротские деньги. Умер он в чужом городе, вдали от семьи. Самуилу не было известно, где спрятаны были отцом те деньги, и он не мог возвратить их сиротам. Стали люди упрекать Самуила, называя его «сыном пожирателя сиротских денег».
Решил Самуил во что бы то ни стало узнать, где находятся деньги и с этой целью отправился в тот город, где умер его отец. Приходит он на кладбище и начинает допытываться: – Где тут погребен Аба? – Покойников с именем Аба, – отвечают ему, – здесь много. – Аба бен Аба. – И Аба бен Аба не мало. – Об Абе бен Абе, отце Самуила, спрашиваю я. [И слышит он Голос: ] «Отец Самуила вознесся в Иешиба‑ шел‑ Майла». Видит Самуил – отец явился перед ним, на глазах его слезы, на устах радостная улыбка. Спрашивает он отца: – О чем плачешь и чему радуешься? Отвечает отец: – Плачу я оттого, что вскоре и тебе лежит дорога сюда, а радуюсь потому, что высокие почести ждут тебя в жизни вечной. Спрашивает затем Самуил: – Где спрятаны тобою сиротские деньги? – Ты найдешь их, – отвечает Аба, – в мельничном поставе; сверху и снизу лежат наши собственные, а в середине сиротские. – Для чего положил ты их таким образом? – А вот для чего: лежащие сверху деньги могут быть замечены кем‑ нибудь и похищены, лежащие внизу– попорчены от сырости; и в том, и в другом случае пострадаем мы, а деньги сиротские останутся в сохранности. (Берах., 18)
Рав Гуна
В общественной и частной жизни
Рава просил однажды Рафрама бар Папу поделиться с ним своими воспоминаниями о рав Гуне. – В молодые годы, – ответил Рафрам бар Папа, – я с рав Гуной знаком не был, а знал его уже стариком. Помню я такую его привычку: когда наступало ненастное время года, рав Гуна, несомый в золоченом паланкине, обходил все улицы города, осматривая строения, чтобы удостовериться в достаточной их прочности. Если где‑ нибудь стена или забор оказывались недостаточно прочными и угрожающими общественной безопасности, он приказывал тут же их повалить и возвести новые. Если же хозяин не в состоянии был произвести требуемый расход, рав Гуна производил ремонт на собственные средства.
Кроме того, в каждый канун субботы, когда начнет вечереть, он посылал на базар с поручением скупать все оставшиеся непроданными овощи и зелень. Делалось это им с той целью, чтобы торговцы не терпели убытков и продолжали привозить зелени и овощи на каждую субботу. Дома у себя рав Гуна держал открытый стол и перед каждой трапезой приказывал открывать настежь двери своей столовой и всех желающих приглашал к столу. (Таан., 20 )
Четыреста бочек скисшего вина
У рав Гуны однажды скисло четыреста бочек вина[192]. Узнав об этом, пришли к рав Гуна законоучители и говорят: – Раби, исследуй и взвесь поступки свои. – А вы, – спрашивает рав Гуна, – считаете возможным заподозрить меня в каком‑ нибудь дурном поступке? Если кому о чем‑ либо подобном известно, пусть скажет. – Нам передавали, что ты своему арендатору не выдаешь положенной ему доли хворосту при обрезке виноградников. – Но ведь арендатор этот лучше делает – ворует все целиком. – Вот видишь, люди и правы, говоря: «Укради хотя бы и у вора – и войдешь во вкус воровства». – Вы правы, – согласился рав Гуна, – беру на себя отныне отдавать ему все, что следует. Вскоре после того уксус настолько вздорожал, что рав Гуне удалось продать все сорок бочек по цене настоящего вина. (Берах., 5 )
Кончина и погребение рав Гуны
Умер рав Гуна скоропостижно, и это привело в большое смущение его товарищей‑ ученых[193]. Успокоило их объяснение, приведенное Зогой из Адиабена: «Особое значение имеет скоропостижная смерть только в возрасте до восьмидесяти лет. После же этого, наоборот, внезапная кончина почитается сладостной как поцелуй от уст Господних».
Когда тело рав Гуны прибыло в Палестину, вышли отдать последний долг умершему р. Ами и р. Иси (с которыми, в бытность их в Вавилоне, р. Гуна постоянно вступал в ожесточенные диспуты). Стали обсуждать, где избрать место для его погребения, и решено было похоронить его в склепе р. Хии: оба они имели одинаково великие заслуги в деле насаждения св. знания в народе. Кому же поручить погребение? Вызвался рав Хага:
– Я, – заявил он, – все время учился у р. Хии, постоянно при нем находился и хорошо изучил его отношение к себе и к людям. Дали ему на руки гроб с телом рав Гуны, и он спустился с ним в склеп. А в том склепе, кроме р. Хии, покоились также двое сыновей его – по правой стороне Иуда, по левой Хизкия. Обратился Иуда к могиле Хизкии и сказал: – Встань, Хизкия! Не подобает тебе покоиться в мире, когда снаружи ждет рав Гуна. Мгновенно показался из гроба Хизкия, а вместе с ним столп огненный встал перед рав Хагой. Дрожащими руками опустил рав Хага гроб с телом рав Гуны и рад был, что ему удалось выбраться с миром из склепа. (Моэд. – К., 25 и 29 )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|