Необычные артефакты
Если версия более поздней, чем 79 г. н. э., гибели Помпей верна, то она должна быть подкреплена и более поздними артефактами. И такие артефакты находят. Проблема в том, что сведения о них весьма и весьма отрывочны (см., например, главы «Оружие», «Монеты»). Туманными упоминаниями об обнаруженных следах средневекового проживания в развалинах Помпей «бомжей» не слишком балуют общественность. Невписывающиеся в I век артефакты упоминаются лишь вскользь, и исключительно как забытые средневековыми гробокопателями. В частности, Сальваторе Наппо, описывая раскопки в Пригородных термах у Морских ворот, пишет следующее: «Комплекс терм, который был возведен, вероятно, в конце I в. до н. э., сильно пострадал от землетрясения и во время извержения Везувия был закрыт, хотя ремонтные работы шли полным ходом. После катастрофы сюда многократно наведывались мародеры, а к концу первого тысячелетия н. э. здесь, по всей видимости, опять поселились люди, о чем свидетельствуют находки, датируемые эпохой Средневековья. Хотя комплекс обнаружили еще в XIX веке, полные раскопки и тщательная реставрация были проведены здесь совсем недавно, в 1987–1992 годах». [184] В доме Попидия Приска на правой от входа стене вестибюля археологи обнаружили грубо нацарапанную надпись «Δ ο μ μ ο ς Π ε ρ τ ο υ σ α », которая была интерпретирована как якобы латинский текст, написанный греческими буквами «domus pertusa» CIL IV 2311[185]. Что, по мнению археологов, должно означать «дом продырявлен» и является подтверждением того, что современных археологов опередили средневековые гробокопатели. Все вроде ясно, только почему надпись написана по-латыни, но греческими буквами? Тот, кто писал, очевидно, знал латынь, но почему-то пользовался греческим транслитом. И вообще, зачем гробокопателям оставлять под землей надписи типа «проверено – мин нет»? А может все проще и надпись не нужно переводить на латынь и означает она имущественную принадлежность – «дом Пертойса»?
Как считал в конце XIX века Гарри Тарстон Пек, находка в одном из отверстий, прорубленных в стене дома, чтобы получить проход из комнаты в комнату, фонаря, идентичного тем, которые все еще используются неаполитанскими крестьянами, свидетельствует о средневековом проникновении сюда искателей сокровищ, заживо погребенных в обрушившемся раскопе. Неподалеку от пролома в стене были найдены их скелеты. Логика такого объяснения вполне понятна. Поскольку найденный фонарь никоим образом не вписывается в I век н. э., то и скелеты никак не могут принадлежать жителям Помпей, пытавшимся через пролом в стене выбраться из-под обломков обвалившегося дома. Только вот данный фонарь не вписывается и в средневековье, но близок по своему внешнему виду современным Гарри Пеку крестьянским фонарям. Еще более странным в этой связи выглядит то, что ни в одном из случаев необычных находок в Помпеях факт нарушения стратиграфии (неизбежное при более позднем после извержения рытье туннелей смешение слоев лапиллей и пепла) не описывается. Одна из найденных при Камило Падерни в Помпеях скульптурных фигур показывала рукой некую «неприличную комбинацию из пальцев» Manus impudica (фигу? средний палец? ), чему рабочие, местные жители, никак не удивились, показав на свои заколки для волос, имеющие ту же самую «комбинацию», и сказав, что они носят такие «от сглаза». И действительно, Падерни вспомнил, что он видел такие же заколки и у неапольских детей, и у крестьян в окрестностях Рима. Не утратили, значит, за полторы тысячи лет символы предков. Принято считать, что шахматы в привычном нам виде появились в Европе не раньше X века. Я не уверен, играли ли в Помпеях в те же шахматы, что у нас сегодня, но в нечто похожее, очевидно, играли. В конце улицы Via delle Terme на внутренней стене дома VII. 6. 1, что напротив известного дома Фабия Руфа, еще в XVIII веке можно было видеть рисунок шахматной доски, что подтверждают гравюры того времени. Аналогичный рисунок был и на одном из домов Via Consolare перед Геркуланскими воротами. К сожалению, эти рисунки не дожили до сегодняшнего дня. Осталось лишь описание одного из них.
«Сомнительно так же значение часто встречающихся на тавернах шахматных или шашечных досок, но так как древние эту игру знали, то вполне возможно, что при помощи этих вывесок провозглашалось, что в этих заведениях также и «партеечку» можно сыграть»[186]. Получается, что если Помпеи погибли в I веке нашей эры, то и Плиний с Тацитом в свое время не гнушались «партеечкой»? Потом начисто все забыли о шахматах на целую тысячу лет, пока о них не напомнила ромеям Анна Комнина. «Анна Комнен, в жизнеописании отца своего, говорит, что шахматная игра к грекам и римлянам перешла от персов. В Китае полагают, что шахматная игра перешла туда из Индии, в начале V в. игра эта у китайцев в большом почете. Самое полное исследование по истории шахматной игры составлено на немецком языке профессором венского университета Линде. К самым ранним сочинениям о шахматной игре принадлежит книга Дамиана, изданная в 1512 г. на латинском языке. Торчиа писал о шахматной игре на итальянском языке. Вида, епископ альбийский, сочинил в XV в. поэму на латинском языке под названием «Scacchia ludus», которая была переведена на многие европейские языки». [187] М. Е. Сергиенко в своей книге «Помпеи», рассказывая о надписях в базилике, среди прочих, приводит на стр. 140 и такую: «Кто-то сообщает, играя словами, что «актер Оппий – шахматист, вор» («вор» по-латыни «fur», а «шахматист» – «furunculus»)». Очевидно имеется в виду «OPPI EMBOLARI FVR FVRVNCVLE», надпись, найденная 18 ноября 1813 года. Другой вопрос, откуда Сергеенко взяла такое значение для furunculus? И что она, или же цензура издательства Академии Наук СССР, подразумевала под словом «шахматист»? Пенелопа Аллисон, археолог из университета Сиднея, о которой уже шла речь в этой книге, провела анализ содержимого тридцати помпейских домов и пришла к выводу, что к моменту своей гибели город находился в упадке и его популяция была сравнительно невелика. Прежние владельцы покинули свои дома и виллы, и в них заселились «чужаки». На великолепных фресках нависли сельскохозяйственные орудия, пъедесталы статуй общественных памятников были затащены внутрь домов, опрокинуты и использовались в качестве столов. Добавим сюда и почти полное отсутствие ступеней-сидений в большом театре и амфитеатре, мраморной отделки на триумфальных арках и других общественных зданиях, статуй на своих постаментах. Алексей Левшин вынужден был констатировать, что ни одна из колонн фронтона храма Изиды не найдена ни на своем месте, ни рядом с храмом, и археологи в процессе реставрации поставили вместо них другие колонны, к зданию не принадлежащие. Аналогичная ситуация просматривается и с другими зданиями и сооружениями Помпей.
«Комиссия, назначенная Неаполитанским правительством, для узнания к каким зданиям принадлежит безчисленное множество капителей, баз и украшений, найденных в форуме Помпейском, решила, что большая часть сих вещей не имеет ничего общаго с окружающими зданиями; но что оне тут были собраны после перваго землетрясения для разбора и перенесения потом на прежния места по всему городу». [188] И если такую, с любой точки зрения абсолютно несуразную, организацию восстановительных работ с трудом, но можно себе представить, то чем объяснить тот факт, что в водораспределительной башне не оказалось ни одной металлической части, до труб включительно? Скорее всего, что все более-менее ценное в городе растаскивалось мародерами, разворовывалось еще до того, как Помпеи окончательно засыпало пеплом. Официальная версия, что Помпеи со времени последнего разрушительного землетрясения в 62 году н. э. уже в течение целых 17 лет находились в процессе такого бестолкового восстановления, на всем этом фоне выглядит неубедительной. Если все эти факты теперь свести воедино, то станет ясно, что к моменту гибели Помпеи уже представляли из себя руины и жизнь в них едва теплилась. Не все дома, раскопанные археологами, предстали их взглядам жилыми, напротив, большинство из них были абсолютно пусты и лишь в некоторых обитали люди. Такие вот «оазисы», при прокладке водовода, старательно обходил Доменико Фонтана, в то же время не особо обращая внимание на пустые покинутые и бесхозные дома.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|