Вопрос. Делопроизводство по личному составу
Жизнь любого человека и общности связана, а зачастую определяется документами. Документ позволяет закрепить передаваемые вам или получаемые от вас имущественные, финансовые права, закрепить за вами или лишить вас гражданских прав, фиксировать обязательства, удостоверять, подтверждать полномочия, права на получение услуг. В современном бизнесе не следует верить на слово. Любая сделка должна быть зафиксирована в грамотно составленном, имеющим юридическую силу документе, чтобы вы могли защитить ваши попранные права в арбитражных и судебных инстанциях. Документы по личному составу организации позволяют определить ваш трудовой путь, трудовой стаж, необходимый при начислении пенсии, определить условия, на которых вы «продаете» свой труд. За неправильное ведение деловой документации, особенно по персоналу предприятия, руководители предприятия могут быть привлечены к административной ответственности. На каждого работника предприятия ведется личное дело. Состав личного дела обычно таков: • внутренняя опись документов дела; • личное заявление о приеме на работу (и об увольнении); • трудовой договор; • личный листок по учету кадров (анкета); • аттестационные листы; • заявления сотрудника о перемещениях; • представления руководства при перемещениях, выдвижениях, зачислениях в резерв; • дополнения к личному листку по учету кадров (дополнение к анкете); • автобиография; • копии документов об образовании; • характеристики или рекомендательные письма; • выписки (копии) из документов о присвоении почетных званий, ученых степеней, награждении государственными наградами; • копии наградных листов;
• карточки учета поощрений и взысканий; • фотографии; • результаты медицинского обследования; • карточка формы № Т-2; • копии приказов о назначении на должность, о перемещениях и увольнении. В необходимых случаях, например предусмотренных законодательством, в личное дело включаются: список научных трудов и изобретений, выписки из протоколов собраний учредителей или трудовых коллективов (для руководителей, которые избирались на должность) и др. В дальнейшем в личное дело включаются документы, подтверждающие изменение анкетно-биографических данных работника (например копия свидетельства о браке) и характеризующие его профессиональные, деловые и личные качества, например отзывы, копии актов ревизий, справки-объективки (биографические справки, содержащие анкетные данные работника и краткое описание его трудовой деятельности на предприятии). Правомерно включение в состав личного дела результатов тестирования профессиональных и личностных качеств работника. В личном деле работников зарубежных фирм накапливается от 400 до 4000 единиц информации, позволяющей достаточно точно определить перспективы, потенциал работника и его пригодность к работе на том или ином рабочем месте. Согласно «Перечню типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения», личные дела рядовых работников предприятия должны находиться на временном хранении в этом предприятии в течение 75 лет, а руководителей — постоянно. Личные дела работников хранятся как документы, доступ к которым ограничен, в металлическом шкафу или сейфе с кодовым замком. Шкаф (сейф) должен опечатываться. Личное заявление — документ, подлежащий всем процедурам делопроизводства, вплоть до хранения в личном деле работника в течение установленного времени. При его составлении следует не забывать о требованиях стандарта по минимальному числу реквизитов, по соблюдению формата листа, по размеру полей. Обязательными элементами этого документа (реквизитами) являются:
• адресат — кому адресован документ, от кого требуется какое-то действие, решение; • адресант — автор документа, от кого документ, кто высказывает пожелание, требование, просьбу, кто хочет, чтобы адресат произвел какие-то действия. В организациях, где люди занимают определенные рабочие места, исполняют должностные обязанности, обязательно указывается должность адресанта и адресата; • название документа, заголовок, чтобы было ясно, к какой группе относится документ и какая группа правил определяет работу с документом; • текст — изложение сути, причины обращения к кому-то и ожидаемого результата; • подпись — этот реквизит удостоверяет подлинность документа, показывает, кто именно его отправил, кто «руку приложил»; • дата создания документа, подтверждающая его актуальность, устанавливающая исходную временную точку, начало взаимодействия. Пример личного заявления о приеме на работу «человека со стороны» показан на рис. 5.1. Директору ЗАО «Луна» г. И. И. Иванову от С. С. Семенова, прож. по адресу (полный почтовый адрес) Заявление Прошу принять меня на работу на должность экономиста финансового отдела. Дата Личная подпись Рис. 5.1. Личное заявление о приеме на работу Это заявление должно «обрасти» визами руководителей некоторых функциональных отделов (труда и зарплаты, кадров, юридического) и непосредственного руководителя, т. е. руководителя подразделения, в котором будет работать принимаемый работник. В верхней части заявления ставится резолюция руководителя предприятия в адрес начальника ОК о подготовке приказа и трудового договора, содержащая все необходимые условия для фиксации трудовых отношений: должность нового работника, срок действия и ключевые моменты трудового договора, срок начала работы, испытательный срок, условия оплаты и др.: «Начальнику ОКП. П Петрову. Подготовить к 29.04.2002 приказ о приеме на работу и трудовой договор с С. С. Семеновым. Должность — экономист финансового отдела, по трудовому договору сроком на 5 лет с 01.05.2002 с испытательным сроком 2 месяца и окладом согласно штатному расписанию. Дата, подпись руководителя».
Ключевые сведения для оформления трудовых отношений и определения условий труда должны содержаться в визах должностных лиц на заявлении, а руководитель в своей резолюции сводит их воедино и дает распоряжение зафиксировать в приказе и трудовом договоре. Личное заявление работника, уже работающего на предприятии, не содержит в адресной части указания на адрес местожительства, но должно включать указание на его должность и место работы на предприятии, как это показано на рис. 5.2, или так, как это показано на рис. 5.3. Директору ЗАО «Луна» И. И. Иванову от экономиста финансового отдела С. С. Семенова Заявление Прошу предоставить мне очередной отпуск с 01.06.2002. Дата Личная подпись Рис. 5.2. Личное заявление работника предприятия Характеристика — документ, который содержит описание характерных и отличительных черт и качеств работника и отражает мнение администрации о нем.
Закрытое акционерное общество «Луна» Директору И. И. Иванову Финансовый отдел 15.05 2002 Заявление Прошу предоставить мне очередной отпуск с 01.06.2002. Экономист финансового отдела личная подпись С. С. Семенов Рис. 5.3. Личное заявление работника на бланке подразделения Характеристику составляет администрация и общественные организации предприятия (если они есть) по просьбе работника, по запросу других организаций. Форма характеристики может быть применена и при разработке рекомендательного письма работнику. Характеристика обычно включает следующие данные: • наименование вида документа («Характеристика»); • вводную часть, включающую основные анкетные данные работника (фамилия, имя, отчество, год рождения, образование, должность, структурное подразделение, в котором работает сотрудник, стаж его работы на предприятии); •основной текст, где указываются деловые качества работника, морально-психологические качества, личностные особенности, проявляющиеся по отношению к трудовым обязанностям, общее отношение к труду, этапы профессионального роста, наличие поощрений, наград, коммуникативные навыки, т. е. умение взаимодействовать, сотрудничать, руководить;
• завершающую фразу «Характеристика дана для предъявления в»; • ссылку на дату и номер протокола заседания общественной организации, если характеристика утверждается этой общественной организацией; • подпись руководителя предприятия и, если в составлении характеристики участвует общественная организация, подпись руководителя общественной организации; • печать, заверяющую подпись руководителя. Характеристика составляется в двух экземплярах; при ее оформлении на втором экземпляре ставятся визы непосредственного руководителя работника, т. е. руководителя подразделения, в котором работает характеризуемый, и руководителя ячейки общественной организации данном подразделении, если она есть. Составить оригинальную характеристику (или рекомендательное письмо) в части описания деловых и личностных качеств работника поможет тест «Характеристика», приводимый в следующем разделе (в связи с рассмотрением проблемы составления профессионального резюме). Автобиография — документ, который автор составляет самостоятельно, и хотя не существует типовой формы автобиографии и составляется она от руки, в ней должны быть отражены в хронологическом порядке представления человека о его собственном жизненном пути, профессионализме и общественной активности. Основные реквизиты автобиографии: название документа («Автобиография»); имя, отчество и фамилия автора, число, месяц и год рождения; сведения о родителях с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения и места их работы; образование (место и время обучения) и полученная специальность; перемещения по работе, последнее место работы и должность; награды и поощрения; участие в общественной работе; семейное положение с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения супруга (супруги), детей и места их работы (учебы); домашний адрес и телефон; дата составления автобиографии и личная подпись. Пример автобиографии приведен на рис. 5.4. Трудовая книжка является в России основным документом о трудовой деятельности человека. Трудовые книжки ведутся на всех работников, проработавших в организации свыше 5 дней, в том числе на сезонных и временных работников, а также на нештатных работников при условии, если они подлежат государственному и социальному страхованию. Лица, поступающие на работу, обязаны предъявить администрации трудовую книжку, оформленную в установленном порядке. Прием на работу без трудовой книжки не допускается. При оформлении на работу по совместительству, по трудовому соглашению, по договору
Автобиография 19.09.2000. Я, Разина Нина Сергеевна, родилась 4 мая 1978 г. в г. Москве в семье научных работников. Отец, Разин Сергей Васильевич, 1944 г. рождения, — преподаватель МШУ, зав. кафедрой программирования. Мать, Разина Евгения Борисовна, 1948 г. рождения — ведущий инженер НИИАП. В 1985 г. поступила в среднюю школу № 326 Кировского района г. Москвы и окончила ее в 1995 г. с серебряной медалью. Получила музыкальное образование по классу фортепиано, занималась теннисом. Закончила двухгодичные курсы английского языка «Интенсио. Во время учебы в школе принимала участие в организации межрайонного молодежного семинара по проблемам средней школы. В 1995 г. поступила на факультет «Управление и делопроизводство* Российского государственного гуманитарного университета.Не замужем. Проживаю с родителями по адресу: ул. Волхонка, 12, кв. 3, г. Москва. Телефон 254-54-54. Подпись Рис. 5.4. Пример автобиографии подряда трудовая книжка не предъявляется. Запись о такого рода работах может быть сделана в трудовую книжку работника администрацией организации по основному месту его работы, если при этом работник предъявит соответствующую справку с места дополнительной занятости. Лица, поступающие на работу впервые, обязаны предъявить администрации справку о последнем занятии, выданную по месту их жительства, а уволенные из рядов Вооруженных сил — военный билет. Заполнение трудовой книжки впервые производится администрацией предприятия в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу. Трудовая книжка должна оформляться и в дальнейшем вестись в точном соответствии с правилами, изложенными в Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях (последняя редакция инструкции была утверждена Госкомтрудом СССР в 1985 г., частично менялась в 1990 г.). В соответствии с этой инструкцией, в трудовую книжку вносятся: • сведения о работнике: фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, профессия, специальность; • сведения о работе: прием на работу, перевод на другую постоянную работу, увольнение; • сведения о награждениях и поощрениях; • сведения об открытиях, сделанных работником, на которые выданы дипломы, об использованных изобретениях и рационализаторских предложениях и о выплаченных в этой связи вознаграждениях. Взыскания в трудовую книжку не записываются. Трудовые книжки являются документами строгой регистрации. Образец заполнения титульного листа трудовой книжки приводится на рис. 5.5. Образец заполнения раздела «Сведения о работе» трудовой книжки приводится на рис. 5.6. Образцы оформления приказов и соответствующих записей в графах 3 и 4 раздела «Сведения о работе» трудовых книжек работников приводятся в справочных материалах в конце данной книги. Форма личной карточки Т-2 приведена на рис. 5.7. на стр. 79-82. Коды в зонах кодирования проставляются в соответствии с общероссийскими классификаторами: информации о населении (ОКИН), профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), специальностей по образованию (ОКСО).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|