Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная политика. Основные составляющие социальной политики. Показатели, характеризующие уровень жизни населения




Социальная политика государства – это комплекс организа-

ционных, экономических и других мероприятий по улучшению мате-

риального благосостояния, по духовному и физическому развитию

населения, по оказанию поддержки инвалидам и малообеспеченным

гражданам.

Социальная политика включает следующие составные части:

1) политика доходов населения. Главным ее содержанием яв-

ляется создание благоприятных условий, позволяющих экономически

активной части населения зарабатывать средства. Воздействие на уро-

вень доходов осуществляется через договорные отношения между ра-

ботниками и работодателями, систему налогообложения, создание ус-

ловий для роста заработной платы и другие элементы;

2) социальная защита граждан. Включает оказание матери-

альной и другой поддержки социально уязвимым группам населения

(пенсионерам, инвалидам, безработным, многодетным семьям и др.).

Такая поддержка со стороны государства носит многоплановый ха-

рактер. Ее главное содержание состоит в формировании необходимых

финансовых ресурсов, в своевременном и адресном оказании под-

держки нуждающимся. Ресурсы создаются за счет налоговых сборов в

бюджет, различных целевых отчислений со стороны предприятий и

организаций реального сектора экономики и других поступлений;

3) развитие системы здравоохранения, образования, культу-

ры, обеспечения товарами, услугами, условиями проживания. Со-

циальная политика в данной сфере включает перечень различных мер

по дальнейшему развитию данных отраслей, максимальной доступно-

сти и охвату населения, в том числе:

− здравоохранение − гарантированное обеспечение установлен-

ного объема медицинской помощи в государственных учреждениях

здравоохранения, использование дополнительных источников финан-

сирования по мере экономического развития первичной медицинской

помощи, укрепление материально-технической базы медицинских уч-

реждений, улучшение обеспечения лекарствами;

− образование − формирование интеллектуального потенциала

нации, способного активно влиять на развитие экономики, науки и

культуры, создание рациональной сети учебно-воспитательных учре-

ждений, обновление и расширение материально-технической базы,

развитие многовариантности системы профессионального образова-

ния и др.;

− культура − повышение уровня и качества услуг, предостав-

ляемых учреждениями культуры и искусства, обеспечение их доступ-

ности для широких масс населения, укрепление и обновление матери-

ально-технической базы и др.

Соответствующие мероприятия предусматриваются в сферах

торговли, жилищного строительства, транспорта, связи, бытового об-

служивания, экологии и других направлениях, связанных с условиями

проживания населения;

4) молодежная политика. Включает вопросы образования,

профессиональной подготовки, воспитания, занятости, улучшения

жилищных условий, поддержки учащихся и студентов, талантливой

молодежи, адаптации вхождения в трудовую деятельность юношей и

девушек в возрасте до 30 лет.

Уровень жизни населения – это степень обеспеченности насе-

ления необходимыми для жизни материальными и духовными блага-

ми. Он характеризуется системой количественных и качественных по-

казателей: общим объемом потребляемых благ и услуг, реальными

доходами, размерами оплаты труда, социальными выплатами, накоп-

ленным имуществом, денежными сбережениями, условиями труда,

продолжительностью свободного времени и т. д.

В качестве обобщающего показателя оценки уровня жизни на-

селения ООН рекомендован индекс человеческого развития (ИЧР),

учитывающий следующие компоненты:

– размер ВВП на душу населения с учетом покупательной спо-

собности денежной единицы;

– продолжительность жизни;

– уровень образования граждан.

63. Социальные нормы и нормативы. Система социальных

стандартов

 

Необходимость проведения активной социальной политики, на-

правленной на поддержание уровня жизни населения и обеспечение

социальной защиты наиболее нуждающихся граждан, обусловливает

широкое использование в прогнозировании и планировании социаль-

ных нормативов. С их помощью определяются масштабы рациональ-

ного решения жизненно важных вопросов, обеспечивающих более

полное удовлетворение потребностей людей, условия для лучшего

развития личности. Нормативы являются критериями эффективного

распределения ресурсов потребления, социальными гарантиями в об-

ласти доходов, цен, потребления и при индексации доходов населе-

ния. Они широко используются в качестве базы при обосновании ме-

роприятий по повышению уровня жизни и его выравниванию в терри-

ториальном разрезе, по выделению необходимых средств в непроиз-

водственное строительство и при определении масштабов производ-

ства различных товаров и услуг.

Социальные нормативы представляют собой научно обосно-

ванные общественные ориентиры, являются эталонами, к достижению

которых необходимо стремиться при решении проблем социально-

экономического развития.

Социальные нормативы создают основу для выполнения про-

гнозных и плановых расчетов социально-экономического развития

страны и уровня жизни населения.

Исходя из количественных и качественных требований, разра-

батываются три вида социальных нормативов: минимально необходи-

мые, рациональные (оптимальные) и максимально допустимые для

отдельных условий труда и состояния окружающей среды.

В зависимости от особенностей потребления социальные норма-

тивы могут быть индивидуальными и коллективными. Первые рассчи-

тываются на одного человека. Это нормы потребления товаров и ус-

луг, обеспеченности жилой площадью и др. Вторые применяются в

отношении жизненных благ совместного пользования – предметов

культурно-бытового и хозяйственного назначения.

В зависимости от функциональных особенностей применения

социальные нормативы можно сгруппировать по блокам:

1-й – формирование доходов и расходов населения;

2-й – социальное обеспечение;

3-й – социальная демография;

4-й – потребление населением материальных благ и платных ус-

луг;

5-й – жилищно-коммунальные условия жизни населения;

6-й – развитие торговли, общественного питания и бытового об-

служивания;

7-й – транспорт и связь;

8-й – охрана здоровья населения;

9-й – рабочее, внерабочее и свободное время;

10-й – организация и условия труда;

11-й – состояние и охрана окружающей среды.

Каждый блок состоит из набора конкретных показателей и нор-

мативов, характеризующих отдельные аспекты жизнедеятельности

людей.

Одним из важнейших социальных нормативов является мини-

мальный потребительский бюджет.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) – это стои-

мость материального обеспечения жизни человека по научно обосно-

ванным нормам и нормативам на продукты питания, основные непро-

довольственные товары и платные услуги. МПБ характеризует ту ве-

личину доходов, которая позволяет удовлетворить потребности в пи-

тании на уровне минимальных физиологических норм, возмещающих

энергетические затраты организма, достаточные для жизнедеятельно-

сти взрослого человека, роста и развития детей, сохранения здоровья в

пожилом возрасте, минимальные потребности в предметах одежды,

санитарии и гигиены, культурные потребности, оплату жилищно-

коммунальных услуг и транспорта.

На практике применяются два метода разработки МПБ – стати-стический и нормативный. Статистический метод используется при

определении потребительских расходов населения на основе данных

обследования бюджетов семей. Нормативный метод применяется

при наличии минимально допустимых с научной точки зрения норм.

Чаще всего нормы и нормативы используются при определении по-

требностей на продовольственные товары. Другими словами, потре-

бительская корзинка рассчитывается нормативно-статистическим ме-

тодом: по продовольственным товарам – на основе минимальных

норм и нормативов; по непродовольственным товарам и услугам – по

структуре расходов той группы семей, потребление которой соответ-

ствует минимальной потребительской корзинке.

Минимальный потребительский бюджет должен использоваться

в качестве социального норматива при установлении минимальной

заработной платы (МЗП), пенсий и стипендий.

Назначение минимальной заработной платы – обеспечить до-

ход работающего или уровень компенсационных выплат социально

уязвимым группам населения не ниже прожиточного минимума или

минимального потребительского бюджета. Вместе с тем данное усло-

вие нередко не соблюдается, т. е. величина МЗП ниже. В этом случае

она только отражает финансовые возможности государства по уровню

гарантированных денежных выплат и практически перестает играть

роль социального норматива.

В соответствии с методологией разработки социальных норм и

нормативов в Республике Беларусь реализуется система социальных

стандартов.

Система государственных социальных стандартов по обслужи-

ванию населения республики разработана в развитие закона Респуб-

лики Беларусь «О государственных минимальных социальных стан-

дартах». Указанным законом определено, что в систему стандартов

включаются государственные социальные стандарты в области опла-

ты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения,

культуры, жилищно-коммунального обслуживания, социальной под-

держки и социального обслуживания. Они представляют определен-

ный уровень государственных гарантий социальной защиты граждан

и обеспечивают удовлетворение основных потребностей человека.

Предусмотренные законом стандарты выражаются в нормах и

нормативах предоставления гражданам денежных выплат, в перечнях

бесплатных и общедоступных социальных услуг, предоставляемых

учреждениями образования, здравоохранения, культуры, социального

обслуживания, коммунального хозяйства, а также в социальных посо-

биях и выплатах.

Социальные стандарты едины как для частных, так и для госу-

дарственных учреждений, они обязывают частные предприятия при-

держиваться цен и оказывать бесплатные услуги в таком же объеме,

как и государственные.

В настоящее время разработано 44 стандарта, в том числе в об-

ласти жилищно-коммунального хозяйства – 13, образовании – 10,

здравоохранения – 4, культуры – 1, социального обслуживания – 1,

спорта и туризма – 1, транспорта – 6, связи – 4, торговли и бытового

обслуживания – 4.

Требования по социальному обслуживанию населения по мере

развития экономики будут корректироваться в сторону увеличения

или уменьшения. Это живой творческий, концептуальный механизм,

который должен изменяться, но не в сторону ухудшения положения

населения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...