Социальная политика. Основные составляющие социальной политики. Показатели, характеризующие уровень жизни населения
Стр 1 из 11Следующая ⇒ Социальная политика государства – это комплекс организа- ционных, экономических и других мероприятий по улучшению мате- риального благосостояния, по духовному и физическому развитию населения, по оказанию поддержки инвалидам и малообеспеченным гражданам. Социальная политика включает следующие составные части: 1) политика доходов населения. Главным ее содержанием яв- ляется создание благоприятных условий, позволяющих экономически активной части населения зарабатывать средства. Воздействие на уро- вень доходов осуществляется через договорные отношения между ра- ботниками и работодателями, систему налогообложения, создание ус- ловий для роста заработной платы и другие элементы; 2) социальная защита граждан. Включает оказание матери- альной и другой поддержки социально уязвимым группам населения (пенсионерам, инвалидам, безработным, многодетным семьям и др.). Такая поддержка со стороны государства носит многоплановый ха- рактер. Ее главное содержание состоит в формировании необходимых финансовых ресурсов, в своевременном и адресном оказании под- держки нуждающимся. Ресурсы создаются за счет налоговых сборов в бюджет, различных целевых отчислений со стороны предприятий и организаций реального сектора экономики и других поступлений; 3) развитие системы здравоохранения, образования, культу- ры, обеспечения товарами, услугами, условиями проживания. Со- циальная политика в данной сфере включает перечень различных мер по дальнейшему развитию данных отраслей, максимальной доступно- сти и охвату населения, в том числе: − здравоохранение − гарантированное обеспечение установлен-
ного объема медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения, использование дополнительных источников финан- сирования по мере экономического развития первичной медицинской помощи, укрепление материально-технической базы медицинских уч- реждений, улучшение обеспечения лекарствами; − образование − формирование интеллектуального потенциала нации, способного активно влиять на развитие экономики, науки и культуры, создание рациональной сети учебно-воспитательных учре- ждений, обновление и расширение материально-технической базы, развитие многовариантности системы профессионального образова- ния и др.; − культура − повышение уровня и качества услуг, предостав- ляемых учреждениями культуры и искусства, обеспечение их доступ- ности для широких масс населения, укрепление и обновление матери- ально-технической базы и др. Соответствующие мероприятия предусматриваются в сферах торговли, жилищного строительства, транспорта, связи, бытового об- служивания, экологии и других направлениях, связанных с условиями проживания населения; 4) молодежная политика. Включает вопросы образования, профессиональной подготовки, воспитания, занятости, улучшения жилищных условий, поддержки учащихся и студентов, талантливой молодежи, адаптации вхождения в трудовую деятельность юношей и девушек в возрасте до 30 лет. Уровень жизни населения – это степень обеспеченности насе- ления необходимыми для жизни материальными и духовными блага- ми. Он характеризуется системой количественных и качественных по- казателей: общим объемом потребляемых благ и услуг, реальными доходами, размерами оплаты труда, социальными выплатами, накоп- ленным имуществом, денежными сбережениями, условиями труда, продолжительностью свободного времени и т. д. В качестве обобщающего показателя оценки уровня жизни на-
селения ООН рекомендован индекс человеческого развития (ИЧР), учитывающий следующие компоненты: – размер ВВП на душу населения с учетом покупательной спо- собности денежной единицы; – продолжительность жизни; – уровень образования граждан. 63. Социальные нормы и нормативы. Система социальных стандартов
Необходимость проведения активной социальной политики, на- правленной на поддержание уровня жизни населения и обеспечение социальной защиты наиболее нуждающихся граждан, обусловливает широкое использование в прогнозировании и планировании социаль- ных нормативов. С их помощью определяются масштабы рациональ- ного решения жизненно важных вопросов, обеспечивающих более полное удовлетворение потребностей людей, условия для лучшего развития личности. Нормативы являются критериями эффективного распределения ресурсов потребления, социальными гарантиями в об- ласти доходов, цен, потребления и при индексации доходов населе- ния. Они широко используются в качестве базы при обосновании ме- роприятий по повышению уровня жизни и его выравниванию в терри- ториальном разрезе, по выделению необходимых средств в непроиз- водственное строительство и при определении масштабов производ- ства различных товаров и услуг. Социальные нормативы представляют собой научно обосно- ванные общественные ориентиры, являются эталонами, к достижению которых необходимо стремиться при решении проблем социально- экономического развития. Социальные нормативы создают основу для выполнения про- гнозных и плановых расчетов социально-экономического развития страны и уровня жизни населения. Исходя из количественных и качественных требований, разра- батываются три вида социальных нормативов: минимально необходи- мые, рациональные (оптимальные) и максимально допустимые для отдельных условий труда и состояния окружающей среды. В зависимости от особенностей потребления социальные норма- тивы могут быть индивидуальными и коллективными. Первые рассчи- тываются на одного человека. Это нормы потребления товаров и ус- луг, обеспеченности жилой площадью и др. Вторые применяются в отношении жизненных благ совместного пользования – предметов
культурно-бытового и хозяйственного назначения. В зависимости от функциональных особенностей применения социальные нормативы можно сгруппировать по блокам: 1-й – формирование доходов и расходов населения; 2-й – социальное обеспечение; 3-й – социальная демография; 4-й – потребление населением материальных благ и платных ус- луг; 5-й – жилищно-коммунальные условия жизни населения; 6-й – развитие торговли, общественного питания и бытового об- служивания; 7-й – транспорт и связь; 8-й – охрана здоровья населения; 9-й – рабочее, внерабочее и свободное время; 10-й – организация и условия труда; 11-й – состояние и охрана окружающей среды. Каждый блок состоит из набора конкретных показателей и нор- мативов, характеризующих отдельные аспекты жизнедеятельности людей. Одним из важнейших социальных нормативов является мини- мальный потребительский бюджет. Минимальный потребительский бюджет (МПБ) – это стои- мость материального обеспечения жизни человека по научно обосно- ванным нормам и нормативам на продукты питания, основные непро- довольственные товары и платные услуги. МПБ характеризует ту ве- личину доходов, которая позволяет удовлетворить потребности в пи- тании на уровне минимальных физиологических норм, возмещающих энергетические затраты организма, достаточные для жизнедеятельно- сти взрослого человека, роста и развития детей, сохранения здоровья в пожилом возрасте, минимальные потребности в предметах одежды, санитарии и гигиены, культурные потребности, оплату жилищно- коммунальных услуг и транспорта. На практике применяются два метода разработки МПБ – стати-стический и нормативный. Статистический метод используется при определении потребительских расходов населения на основе данных обследования бюджетов семей. Нормативный метод применяется при наличии минимально допустимых с научной точки зрения норм. Чаще всего нормы и нормативы используются при определении по- требностей на продовольственные товары. Другими словами, потре-
бительская корзинка рассчитывается нормативно-статистическим ме- тодом: по продовольственным товарам – на основе минимальных норм и нормативов; по непродовольственным товарам и услугам – по структуре расходов той группы семей, потребление которой соответ- ствует минимальной потребительской корзинке. Минимальный потребительский бюджет должен использоваться в качестве социального норматива при установлении минимальной заработной платы (МЗП), пенсий и стипендий. Назначение минимальной заработной платы – обеспечить до- ход работающего или уровень компенсационных выплат социально уязвимым группам населения не ниже прожиточного минимума или минимального потребительского бюджета. Вместе с тем данное усло- вие нередко не соблюдается, т. е. величина МЗП ниже. В этом случае она только отражает финансовые возможности государства по уровню гарантированных денежных выплат и практически перестает играть роль социального норматива. В соответствии с методологией разработки социальных норм и нормативов в Республике Беларусь реализуется система социальных стандартов. Система государственных социальных стандартов по обслужи- ванию населения республики разработана в развитие закона Респуб- лики Беларусь «О государственных минимальных социальных стан- дартах». Указанным законом определено, что в систему стандартов включаются государственные социальные стандарты в области опла- ты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального обслуживания, социальной под- держки и социального обслуживания. Они представляют определен- ный уровень государственных гарантий социальной защиты граждан и обеспечивают удовлетворение основных потребностей человека. Предусмотренные законом стандарты выражаются в нормах и нормативах предоставления гражданам денежных выплат, в перечнях бесплатных и общедоступных социальных услуг, предоставляемых учреждениями образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, коммунального хозяйства, а также в социальных посо- биях и выплатах. Социальные стандарты едины как для частных, так и для госу- дарственных учреждений, они обязывают частные предприятия при- держиваться цен и оказывать бесплатные услуги в таком же объеме, как и государственные. В настоящее время разработано 44 стандарта, в том числе в об- ласти жилищно-коммунального хозяйства – 13, образовании – 10, здравоохранения – 4, культуры – 1, социального обслуживания – 1, спорта и туризма – 1, транспорта – 6, связи – 4, торговли и бытового
обслуживания – 4. Требования по социальному обслуживанию населения по мере развития экономики будут корректироваться в сторону увеличения или уменьшения. Это живой творческий, концептуальный механизм, который должен изменяться, но не в сторону ухудшения положения населения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|