Потребительский рынок, его состав и характеристика важнейших элементов.Емкость, структура и конъюнктура рынка
Рынок как экономическая категория товарного производства представляет собой сферу товарно-денежного обращения и охватыва- ет совокупность конкретных отношений и связей между производите- лями и потребителями товаров. Потребительский рынок обслуживает в основном сферу лич- ного потребления населения. Состав и структуру потребительского рынка можно классифицировать по различным признакам: – по региональному признаку; – по назначению: рынок продовольственных, непродовольст- венных товаров, товаров культурно-бытового назначения и хозяйст- венного обихода; – по каналам реализации товара: организованный и неорганизо- ванный. Организованный рынок охватывает реализацию товаров че- рез официально зарегистрированную торговую сеть магазинов, пала- ток, киосков, предприятий общественного питания всех форм собст- венности. Неорганизованный рынок включает реализацию частными лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, това- ров, как произведенных в республике, так и привезенных из стран ближнего и дальнего зарубежья, в порядке свободной торговли в спе- циально отведенных местах (стадионах, вещевых и смешанных рын- ках и т. д.) либо на улицах, площадях и других местах. Потребительский рынок характеризуется прежде всего долей в его составе продовольственных и непродовольственных товаров. В свою очередь каждая из этих составляющих товарооборота подразде- ляется на отдельные товарные группы. Конкретные формы рыночных отношений проявляются во взаи- модействии основных элементов рынка: спроса, предложения и цены. Спрос выступает как платежеспособная потребность, которую
предъявляют покупатели на рынке для реализации своих интересов. Спрос формируется под влиянием множества факторов, кото- рые можно объединить в следующие группы: – социальные факторы: социальная структура общества, уровень развития культуры, мода, профессиональный состав населения и др.; – экономические факторы: уровень развития производства това- ров, денежные доходы населения, уровень розничных цен и их соот- ношение, степень обеспеченности населения товарами длительного пользования, состояние торгового обслуживания и др.; – демографические факторы: численность населения, соотноше- ние между городским и сельским населением, его половозрастной со- став, размер и состав семьи, миграция населения; – природно-климатические условия, традиции; научно- технический прогресс, способствующий появлению аналогов, возник- новению новых видов товаров; – политические факторы; – непредвиденные чрезвычайные ситуации и др. В целях изучения, формирования и прогнозирования спроса вы- деляется макроспрос и микроспрос. К макроспросу относятся: – спрос во всей его совокупности, предъявляемый в масштабе всей страны или регионов; – спрос различных социальных слоев населения – рабочих, слу- жащих, колхозников и в целом городского и сельского населения; – спрос на отдельные группы или виды товаров: продовольст- венных и непродовольственных товаров, а внутри них – на укрупнен- ные группы. Микроспрос включает: – спрос населения небольших территориальных единиц; – спрос различных социальных групп населения (например, по уровню дохода, возрасту, образованию и т. д.); – спрос на отдельные виды и разновидности товаров внутри то- варных групп. Спрос населения на товары народного потребления характери- зуется объемом и структурой. Объем спроса представляет собой сумму денежных средств, ко- торую население обменивает на товары. Он определяется величиной
покупательных фондов населения, а в условиях ненасыщенного рын- ка – также и размером неудовлетворенного спроса населения. Структура спроса характеризует соотношение отдельных товар- ных групп в розничном товарообороте, связанных с их значимостью в удовлетворении разумных потребностей населения, степенью допол- няемости и заменяемости товаров в процессе реализации и потребления. Товарное предложение представляет собой количество и качество товара, которое находится на рынке или может быть доставлено на него. Объем и состав товарного предложения непосредственно зависят от производства. Однако предложение и произведенная в обществе про- дукция в каждый конкретный момент не совпадают ни по объему, ни по своему составу. Это зависит от ряда причин. Например, форму товарно- го предложения не принимает часть произведенной сельскохозяйствен- ной продукции, которая идет на нужды личного потребления товаро- производителей и образование семенных, фуражных и других фондов. Существенное влияние оказывают также экспорт и импорт товаров. Спрос и предложение – две взаимообусловленные категории. Предложение формируется под воздействием и с учетом спроса насе- ления, а спрос формируется и реализуется благодаря предложению. Соотношение между спросом и предложением характеризует состоя- ние сбалансированности рынка. Социальные и экономические послед- ствия несбалансированности спроса и предложения – это потеря сво- бодного времени на поиски нужного товара, инфляция, снижение стимулирующей роли оплаты труда и т. д. Степень изменения спроса и предложения под воздействием то- го или иного фактора характеризует их эластичность. Эластичность спроса – это понятие, определяющее степень реакции покупаемого количества товара на колебание его рыночной цены, доходов населе- ния. Эластичность предложения характеризует относительное из- менение объема производства и предложения товаров в связи с дви- жением его цены на рынке. Цена, являясь формой выражения стоимости товара, может от- клоняться от нее под влиянием спроса и предложения. В то же время она заметно влияет на соотношение спроса и предложения. При по-
вышении цены на товар спрос на него, как правило, сокращается, а при снижении цены – увеличивается. Предложение меняется в прямой зависимости от цены. Цена с ростом предложения чаще всего снижа- ется, а с увеличением спроса – повышается. Развитие рынка товаров народного потребления характеризует емкость рынка. Это главный параметр рынка. Под емкостью рынка понимают возможный объем реализации товаров в течение определенного отрезка времени. Спрос определяет емкость рынка, т. е. ту часть товарного предложения, которая может быть реализована в обмен на платежные средства населения при дан- ном уровне цен. Емкость рынка можно определить по формуле Ер= Qн+ Опр+ И-Э+ Сп- Уп- Эк+ Ик где Ер – емкость рынка; Qн – национальное производство данного то- вара в стране; Опр – остаток товарных запасов на складах предпри- ятий-изготовителей; И, Ик, Э, Эк – соответственно импорт и экспорт (к – косвенный, когда товар используется в другом изделии); Сп, Уп – соответственно снижение и увеличение запасов товаров у потребите- лей (продавцов). Емкость рынка рассчитывается как в денежном, так и в нату- ральном выражениях. Зная емкость рынка и тенденции ее изменения, производитель получает возможность оценить перспективность того или иного рынка для себя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|