Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Потребительский рынок, его состав и характеристика важнейших элементов.Емкость, структура и конъюнктура рынка




 

Рынок как экономическая категория товарного производства

представляет собой сферу товарно-денежного обращения и охватыва-

ет совокупность конкретных отношений и связей между производите-

лями и потребителями товаров.

Потребительский рынок обслуживает в основном сферу лич-

ного потребления населения. Состав и структуру потребительского

рынка можно классифицировать по различным признакам:

– по региональному признаку;

– по назначению: рынок продовольственных, непродовольст-

венных товаров, товаров культурно-бытового назначения и хозяйст-

венного обихода;

– по каналам реализации товара: организованный и неорганизо-

ванный. Организованный рынок охватывает реализацию товаров че-

рез официально зарегистрированную торговую сеть магазинов, пала-

ток, киосков, предприятий общественного питания всех форм собст-

венности. Неорганизованный рынок включает реализацию частными

лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, това-

ров, как произведенных в республике, так и привезенных из стран

ближнего и дальнего зарубежья, в порядке свободной торговли в спе-

циально отведенных местах (стадионах, вещевых и смешанных рын-

ках и т. д.) либо на улицах, площадях и других местах.

Потребительский рынок характеризуется прежде всего долей в

его составе продовольственных и непродовольственных товаров. В

свою очередь каждая из этих составляющих товарооборота подразде-

ляется на отдельные товарные группы.

Конкретные формы рыночных отношений проявляются во взаи-

модействии основных элементов рынка: спроса, предложения и цены.

Спрос выступает как платежеспособная потребность, которую

предъявляют покупатели на рынке для реализации своих интересов.

Спрос формируется под влиянием множества факторов, кото-

рые можно объединить в следующие группы:

– социальные факторы: социальная структура общества, уровень

развития культуры, мода, профессиональный состав населения и др.;

– экономические факторы: уровень развития производства това-

ров, денежные доходы населения, уровень розничных цен и их соот-

ношение, степень обеспеченности населения товарами длительного

пользования, состояние торгового обслуживания и др.;

– демографические факторы: численность населения, соотноше-

ние между городским и сельским населением, его половозрастной со-

став, размер и состав семьи, миграция населения;

– природно-климатические условия, традиции; научно-

технический прогресс, способствующий появлению аналогов, возник-

новению новых видов товаров;

– политические факторы;

– непредвиденные чрезвычайные ситуации и др.

В целях изучения, формирования и прогнозирования спроса вы-

деляется макроспрос и микроспрос.

К макроспросу относятся:

– спрос во всей его совокупности, предъявляемый в масштабе

всей страны или регионов;

– спрос различных социальных слоев населения – рабочих, слу-

жащих, колхозников и в целом городского и сельского населения;

– спрос на отдельные группы или виды товаров: продовольст-

венных и непродовольственных товаров, а внутри них – на укрупнен-

ные группы.

Микроспрос включает:

– спрос населения небольших территориальных единиц;

– спрос различных социальных групп населения (например, по

уровню дохода, возрасту, образованию и т. д.);

– спрос на отдельные виды и разновидности товаров внутри то-

варных групп.

Спрос населения на товары народного потребления характери-

зуется объемом и структурой.

Объем спроса представляет собой сумму денежных средств, ко-

торую население обменивает на товары. Он определяется величиной

покупательных фондов населения, а в условиях ненасыщенного рын-

ка – также и размером неудовлетворенного спроса населения.

Структура спроса характеризует соотношение отдельных товар-

ных групп в розничном товарообороте, связанных с их значимостью в

удовлетворении разумных потребностей населения, степенью допол-

няемости и заменяемости товаров в процессе реализации и потребления.

Товарное предложение представляет собой количество и качество

товара, которое находится на рынке или может быть доставлено на него.

Объем и состав товарного предложения непосредственно зависят от

производства. Однако предложение и произведенная в обществе про-

дукция в каждый конкретный момент не совпадают ни по объему, ни по

своему составу. Это зависит от ряда причин. Например, форму товарно-

го предложения не принимает часть произведенной сельскохозяйствен-

ной продукции, которая идет на нужды личного потребления товаро-

производителей и образование семенных, фуражных и других фондов.

Существенное влияние оказывают также экспорт и импорт товаров.

Спрос и предложение – две взаимообусловленные категории.

Предложение формируется под воздействием и с учетом спроса насе-

ления, а спрос формируется и реализуется благодаря предложению.

Соотношение между спросом и предложением характеризует состоя-

ние сбалансированности рынка. Социальные и экономические послед-

ствия несбалансированности спроса и предложения – это потеря сво-

бодного времени на поиски нужного товара, инфляция, снижение

стимулирующей роли оплаты труда и т. д.

Степень изменения спроса и предложения под воздействием то-

го или иного фактора характеризует их эластичность. Эластичность

спроса – это понятие, определяющее степень реакции покупаемого

количества товара на колебание его рыночной цены, доходов населе-

ния. Эластичность предложения характеризует относительное из-

менение объема производства и предложения товаров в связи с дви-

жением его цены на рынке.

Цена, являясь формой выражения стоимости товара, может от-

клоняться от нее под влиянием спроса и предложения. В то же время

она заметно влияет на соотношение спроса и предложения. При по-

вышении цены на товар спрос на него, как правило, сокращается, а

при снижении цены – увеличивается. Предложение меняется в прямой

зависимости от цены. Цена с ростом предложения чаще всего снижа-

ется, а с увеличением спроса – повышается.

Развитие рынка товаров народного потребления характеризует

емкость рынка. Это главный параметр рынка.

Под емкостью рынка понимают возможный объем реализации

товаров в течение определенного отрезка времени. Спрос определяет

емкость рынка, т. е. ту часть товарного предложения, которая может

быть реализована в обмен на платежные средства населения при дан-

ном уровне цен.

Емкость рынка можно определить по формуле

Ер= Qн+ Опр+ И-Э+ Сп- Уп- Эк+ Ик

где Ер – емкость рынка; Qн – национальное производство данного то-

вара в стране; Опр – остаток товарных запасов на складах предпри-

ятий-изготовителей; И, Ик, Э, Эк – соответственно импорт и экспорт

(к – косвенный, когда товар используется в другом изделии); Сп, Уп –

соответственно снижение и увеличение запасов товаров у потребите-

лей (продавцов).

Емкость рынка рассчитывается как в денежном, так и в нату-

ральном выражениях. Зная емкость рынка и тенденции ее изменения,

производитель получает возможность оценить перспективность того

или иного рынка для себя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...